Методы расчета трансфертных цен
Формирование трансфертных цен отражает направления стратегического управления на предприятии и его внутреннего финансового планирования, так как от уровня трансфертной цены будет зависеть решение менеджмента о производстве полуфабрикатов и комплектующих у себя на предприятии или о закупке их на стороне. Как показывают исследования западных компаний, чаще всего трансфертные цены устанавливаются на основе метода издержек производства, а также на основе текущих рыночных цен.
При формировании трансфертных цен выделяют три подхода:
I. Затратный подход на базе себестоимости и нормативной рентабельности.
II. Рыночный подход.
III. Комбинированный подход.
Рассмотрим каждый подход в отдельности и соответствующие ему методы.
I. Затратный подход на базе себестоимости и нормативной рентабельности.
1. Метод расчета трансфертных цен на основе издержек производства.
Данный метод прост в учете затрат, в ведении учета и отчетности между подразделениями компании, и позволяет определить вклад каждого подразделения в увеличение прибыли конечного продукта компании. Он чаще всего применяется в вертикально интегрированных компаниях.
· При расчете трансфертных цен на основе полных затрат рассматривается сумма расходов на все ресурсы, затраченные на продукт или услугу в долгосрочном плане. В результате поставляющее подразделение может покрыть полные затраты, хотя и не получить прибыли.
· При определении трансфертных цен на базе нормативной себестоимости компания определяет уровни нормативных трансфертных цен. Нормативный подход лучше в том отношении, что превышение фактически рассчитанной в подразделении трансфертной цены по отношению к нормативной свидетельствует об убыточности работы подразделения. И наоборот, если нормативная трансфертная цена оказалась выше фактической, то это служит показателем эффективности работы подразделения компании. К сожалению, нормирование издержек производства не всегда возможно. Например, в условиях инфляции прямое нормирование теряет экономический смысл. Кроме того, оно нецелесообразно при мелкосерийном и индивидуальном производствах. В этих случаях трансфертные цены могут рассчитываться на основе переменных затрат, а постоянные затраты возмещаться из выручки.
Но из – за включения постоянных затрат, метод не дает достаточно объективной основы для оценки работы подразделений и для принятия решений о расширении производства. Подразделение компании не заинтересовано в снижении издержек, так как трансфертная цена не только покрывает их, но и приносит прибыль в соответствии с заложенным в нее нормативом рентабельности.
2. Метод расчета трансфертных цен, ориентированный на предельные издержки.
Технология трансфертного ценообразования на основе предельных затрат следующая. В качестве первоначальной трансфертной цены выступают предельные затраты подразделения-поставщика. Прибавляя к этой цене свои предельные затраты, последующее подразделение производственного цикла, выступающее сначала как подразделение-потребитель, получает полные маржинальные затраты. Если данное подразделение имеет представление о величине своих предельных доходов, которое оно получит на определенном этапе производственно-сбытового цикла, и эти доходы окажутся равны полным предельным издержкам, тогда данное подразделение достигнет оптимума.
Из-за сложностей расчета предельных издержек за основу берутся переменные издержки. Хотя исследования английских компаний показали, что менее 10% фирм устанавливают трансфертные цены на уровне маржинальных затрат, поскольку они не включают прибыль и не стимулируют инвестиции, так как не дают достаточной информации для оценки деятельности центров прибыли[28]. Поставляющее подразделение несет полные затраты, а получает поступления, покрывающие только переменные издержки. Прибыль получающего подразделения оказывается завышенной, поскольку оно не оплачивает постоянные издержки поставляющего подразделения, следовательно, значительная часть прибыли концентрируется на заключительных стадиях производственно-сбытового процесса.
Некоторые корпорации, пытаясь обеспечить достоверную оценку работы подразделений, включают в трансфертную цену накидку на прибыль и возмещение постоянных затрат. Данный метод является практической реализации методов определения трансфертных цен на базе полной себестоимости с накидкой на прибыль. Величина прибыли, включаемая в трансфертную цену, определяется путем распределения общей прибыли корпорации между подразделениями с высокой степенью субъективности, что может привести к искажению оценки работы подразделений и снижения эффективности деятельности корпорации в целом.
Распределение прибыли по полуфабрикатам конечных изделий может происходить несколькими способами:
1. Метод распределения прибыли.
При определении трансфертной цены по методу «издержки плюс прибыль» чаще всего используется нормативный уровень себестоимости продукции, и к ней прибавляется прибыль пропорционально одному из показателей: заработной плате либо себестоимости, либо фондоемкости производства подразделений. В этом случае общая прибыль компании в расчете на единицу продукции умножается на показатель доли соответствующего показателя (например, суммы заработной платы или величины себестоимости) подразделения в общей величине заработной платы на производство всего объема конечной продукции или в себестоимости конечной продукции компании. Например, если за базу распределения прибыли берется себестоимость (Ci), а πi – прибыль компании на единицу конечной продукции, то формула трансфертной цены будет иметь вид:
;
Этот метод обычно используется в компаниях, которые не имеют рынка полуфабрикатов
2. Метод распределения экономии затрат.
Внутренняя цена полуфабриката рассчитывается как сумма его себестоимости и экономии затрат на единицу полуфабриката:
;
Данный метод не дает полного учета вклада подразделений в стоимостной результат деятельности компании и не позволяет учесть качественные параметры подразделений.
3. Метод распределения суммы покрытия.
В отличие от первого метода, вместо себестоимости первым слагаемым трансфертной цены выступают переменные затраты, а вместо прибыли – величина покрытия.
II. Рыночный подход
1. Метод расчета трансфертных цен на основе текущей рыночной цены товара.
Данный метод используется в том случае, когда рыночную цену можно рассматривать как верхний предел трансфертной цены, скорректированной на величину расходов, связанных с продажей аналогичного товара на рынке. Тогда, если реализационные расходы для внутренних трансфертов промежуточного продукта идентичны таким же расходам на внешнем рынке, поставляющему подразделению становится безразлично, где реализовать свою продукцию: внутри компании или вне ее. Но если подразделение не может получить прибыль при текущей цене внешнего рынка, то компания окажется в более выгодном экономическом положении, если перестанет выпускать промежуточный продукт, а станет приобретать его на внешнем рынке.
Трансфертные цены устанавливаются на основе рыночных цен, когда для промежуточного продукта имеется высоко конкурентный рынок, то есть ни один из покупателей или продавцов не может сильно влиять на ценообразование на рынке, и объективность рыночных цен будет заключаться в независимости их от квалификации менеджеров подразделений компании. Но рынок, как правило, не является абсолютно конкурентным, и трансфертный продукт может иметь специальные характеристики, отличающие его от похожих видов продукции. Тогда рыночная цена является подходящей только в том случае, если качество, условия доставки, величины скидок и последующие услуги являются идентичными.
Использование метода рыночных цен наиболее эффективно в отношение сырья и готовых изделий, так как по этим категориям товаров имеется конкурентная ценовая информация с открытого рынка. По полуфабрикатам, технологиям, услугам ориентация на рыночные цены практически невозможна из-за недостатка или полного отсутствия конкурентной ценовой информации. В этом случае для транснациональных корпораций оказывается возможность увода прибылей от налогообложения.
2. Регрессивный метод.
В качестве конкурентной ценовой информации здесь используются фактические цены, по которым корпорация ранее продавала свою готовую продукцию на открытом рынке. Для определения трансфертных цен на промежуточный продукт из фактической рыночной цены производят выплаты, покрывающие издержки и прибыль других отделений. Вычеты производятся по технологической цепочке в обратном порядке. Здесь также корпорации сталкиваются с следующими проблемами. В ТНК с организационной структурой «производственное — сбытовое подразделение» необходимо определение наценки сбытового подразделения. Величина наценки зависит от того, насколько сбытовое подразделение «выкладывается» при продаже товара на открытом рынке. Если оно несет существенные расходы на рекламу, маркетинг, содержание дилеров, то наценка может быть довольно высокой. При незначительных сбытовых расходах наценка, как правило, невелика. Важной задачей является также определение прибыли, закладываемой в трансфертную цену. При выборе решения руководствуются обычно отраслевой нормой прибыли, уровнем издержек, объемом товарооборота.
Как показывает современная практика, метод рыночных цен наиболее широко практикуется корпорациями, его применяют более 30% европейских и японских корпораций. Но он может приводить к искажению внутрифирменных отношений из-за воздействия стихии рынка, а также к индивидуализации интересов отделений, подрывая корпоративное взаимодействие.
3. Метод расчета трансфертных цен, ориентированный на договорные цены
Трансфертная цена рассматривается как договорная и устанавливается в результате соглашения (договора, контракта) подразделения - поставщика и принимающего подразделения на основе, как рыночных цен, так и на основе маржинальных или полных расходов. Трансфертные цены на основе переговоров помогают разрешать конфликтные ситуации между подразделениями компании, а мотивационные преимущества полной независимости менеджеров при принятии решений могут привести к увеличению общей прибыли компании.
Чтобы переговоры были эффективными, важно, чтобы менеджеры обеих сторон обладали равными возможностями, умели пользоваться управленческой информацией. Если получающее подразделение имеет множество источников получения промежуточного продукта или услуги, а у поставляющего подразделения число выходов на заказчиков ограничено, то возможности по ведению переговоров будут неравны. То же самое наблюдается и в случае, если трансферты составляют относительно небольшую долю бизнеса одного подразделения и относительно большую долю бизнеса другого, так как если стороны не договорятся об условиях трансфертов, подразделение с небольшой долей пострадает значительно меньше.
Трансфертные цены на основе переговоров наиболее подходят для ситуаций, когда наблюдаются разные реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков, или когда существуют несколько рыночных цен. Но не подходят для случаев совершенного рынка промежуточного продукта и для случаев отсутствия рынка промежуточного продукта. В настоящее время данный метод используют примерно 15% американских и более 20% японских корпораций.
Вместе с тем использование данного метода сопряжено с рядом негативных моментов и трудностей. При договорном подходе всегда значительна доля субъективизма: выбор цены в значительной степени зависит от личных качеств партнеров, ведущих переговоры. Кроме того, определение договорных трансфертных цен — это весьма длительная процедура со значительными временными потерями и риском возможных конфликтов между партнерами. При договорном подходе возникает также проблема сбыта. Например, если в договор включается условие не покупать продукцию у сторонних поставщиков, то в случае, если рыночная цена ниже переменных затрат своего поставщика, корпорация несет убытки.
Для повышения эффективности сбытовой деятельности ТНК создают специальные подразделения по логистике, через которые сейчас реализуется около 45% совокупного оборота промежуточной продукции корпораций. За определенное комиссионное вознаграждение они выступают посредниками, как при сторонних, так и при внутрифирменных закупках и продажах.
III. Комбинированный подход.
Большая часть комбинированных методов основана на сложных формализованных подходах, что сдерживает их широкое использование. К комбинированным методам относятся метод технологической цепочки, разработанный американскими экономистами Д. Дирденом и Р. Энтони, метод распределения прибыли, разработанный американский экономистом У.Комптоном, договрно - индексный метод, а также метод математического программирования.