Факторный анализ прибыли от реализации продукции и услуг

П = ∑[ОРПобщ * УДi * (Цi – Сi)],

Где ОРП – объём реализации продукции;

УДi – структура реализации;

Сi – себестоимость продукции;

Цi – среднереализационная цена продукции;

Таблица

Показатели для факторного анализа прибылипредприятия

Показатель Алгоритм расчета
Рентабельность продаж по прибыли от продажи (Rп) Прибыль от продажи (Пр)/ Выручка от продажи (РП)×100
Средний уровень затрат на производство и продажу продукции (Уз) Расходы по обычным видам деятельности (З)/ Выручка от продажи×100
Средний уровень себестоимости произведенной продукции (Ус) Себестоимость (С) / Выручка от продажи×100
Средний уровень коммерческих расходов (Укр) Коммерческие расходы (КР) / Выручка от продажи×100

Расчет влияния факторов на изменение прибыли проведем в таблице

Таблица

Расчет влияния факторов на изменение прибылипредприятия

Наименование факторов и направление их изменения Расчет влияния факторов Величина влияния, тыс.руб.
Методика расчета Расчет
1 Рост (снижение) выручки от продаж (ΔРП) ΔРП х Rп0 : 100 27877*0,98/100 ΔПр(В) =276
2. Рост (снижение) среднего уровня затрат на производство и продажу продукции, всего, в том числе (ΔУз) -(ΔУз х РП1 : 100) 2,54*140710/ 100 ΔПр(Уз) = -3574
2.1. Рост (снижение) среднего уровня себестоимости произведенной продукции (ΔУс) -(ΔУс х РП1 : 100) 1,09*140710 /100 ΔПр(Ус) = -1534
2.2. Рост (снижение) среднего уровня коммерческих расходов (ΔУкр) -(ΔУкр х РП1 : 100) 1,45*140710/100 ΔПр(Укр)= -2040
3. Итого влияние на прибыль от продаж (стр.1 + стр.2) ΔП(В) + ΔП(Уз) 276-3574 ΔП(Пр) = -3298

П = ∑[ОРПобщ * УДi * (Цi – Сi)],

Где ОРП – объём реализации продукции;

УДi – структура реализации;

Сi – себестоимость продукции;

Цi – среднереализационная цена продукции;

Выполним расчёт влияния перечисленных факторов на сумму валовой прибыли способом цепной подстановки. Для этого используем данные, приведённые в таблице

Таблица

Исходные данные для факторного анализа валовой прибыли



Показатель Т1 Т0 Отклонение
Объём продукции в натуральных показателях (ОРП),шт.
Цена единицы продукции (Ц), тыс. руб.
Объём продукции в стоимостных показателях (РП), тыс. руб 9 900 6 000 3 900
Себестоимость единицы продукции (С), тыс. руб.
Прибыль отчётного года (П), тыс. руб. 2 200 1 000 1 200

Рассчитаем условные показатели.

Для определения первого условного показателя (Пусл1) сначала найдем сумму прибыли при фактическом объёме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого рассчитаем индекс объёма реализации продукции (Iрп = ОРП1 – ОРП0) и на его уровень скорректируем базовую сумму прибыли.

Индекс объёма продаж исчисляется в натуральном (ОРП - если продукция однородная) или стоимостном выражении (РП - если продукция неоднородна по своему составу).

Рассчитаем индекс объёма продаж в стоимостном выражении и скорректируем базовую сумму прибыли на его уровень.

Iрп = 9900 / 6 00 = 1,65

Пусл1 = 1000 * 1,65 = 1650 тыс. руб.

Для определения второго условного показателя (Пусл2) необходимо определить сумму прибыли при фактическом объёме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого нужно из условной выручки (ОРПi1 * Цi0) вычесть условную сумму затрат (ОРПi1 * Сi0).

Пусл2 = (ОРПi1 * Цi0) – (ОРПi1 * Сi0).

Пусл2 = (550 * 12) – (550 * 10) = 6 600 – 5 500 = 1 100 тыс. руб.

Для определения третьего условного показателя необходимо подсчитать, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объёме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого надо из фактической суммы выручки вычесть условную сумму затрат.

Пусл3 = (ОРПi1 * Цi1) – (ОРПi1 * Сi0).

Пусл3 = (550 * 18) – (550 * 10) = 9 900 – 5 500 = 4 400 тыс. руб.

По данным произведённых расчётов устанавливается изменение прибыли за счёт каждого фактора:

- объема реализации продукции

ПОРП = Пусл1 – П0

ПОРП = 1 650 – 1 000 = 650 тыс. руб.

- структуры реализованной продукции

Пстр = Пусл2 - Пусл1

Пстр = 1 100 - 1 650 = - 550 тыс. руб.

- отпускных цен

Пц = Пусл3 - Пусл2

Пц = 4 400 – 1 100 = 3 300 тыс. руб.

- себестоимости реализованной продукции

Пс = П1 - Пусл3

Пс = 2 200 – 4 400 = -2 200 тыс. руб.

Полученные результаты расчётов занесём в таблицу

Таблица

Результаты факторного анализа изменения суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Показатель Т1 Т0 Отклонение
Объём продукции в натуральных показателях (ОРП),шт.
Цена единицы продукции (Ц), тыс. руб.
Объём продукции в стоимостных показателях (РП), тыс. руб 9 900 6 000 3 900
Себестоимость единицы продукции (С), тыс. руб.
Прибыль отчётного года (П), тыс. руб. 2 200 1 000 1 200
Влияние факторов на изменение прибыли:
П0 = В0 - З0; П0= (ОРП00)-(ОРП00). 1 000
Пусл 1 = П0 * Iрп ; Iрп = РП1/РП0 1 650
Пусл2 = (ОРП10)-(ОРП10). 1 100
Пусл3 = (ОРП11)-(ОРП10). 4 400
П1 = В1 - З1; П1= (ОРП11)-(ОРП11). 2 200
Изменение прибыли за счёт:  
объёма реализации: ΔПрп = Пусл1 - П0
структуры реализованной продукции: ΔПстр = Пусл2 - Пусл1 -550
отпускных цен: ΔПц = Пусл3 - Пусл2 3 300
себестоимости реализованной продукции: ΔПс = П1 - Пусл3 -2 200
Баланс отклонений 1 200

Дальнейшим этапом анализа является анализ выполнения плана и динамики прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которых зависит от объёма продажи продукции, цен и себестоимости. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

П = ОРП1 * (Цi - Ci).

Расчёт влияния факторов на изменение прибыли от реализации продукции можно провести методом абсолютных разниц по данным, представленным в таблице

Таблица

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

Продукция Количество реализованной продукции Цена единицы продукции, руб. Себестоимость единицы продукции, руб. Прибыль продукции, тыс. руб. Общее изменение прибыли
t1 t0 t1 t0 t1 t0 t1 t0  
А
Б -632
Итого - - - -
Общее изменение прибыли от реализации: ΔП = ПА + ПБ 8300 +( - 632) = 7 688 тыс. руб.
Влияние факторов на изменение суммы прибыли от реализации методом абсолютных разниц: продукция А
Объёма реализации (ОРП): ΔПОРП =((ОРП1 - ОРП0) *0 - С0))/1000;
Среднереализационных цен (Ц). ΔПЦ = (Ц1 - Ц0) *ОРП1/1000;
Себестоимости реализованной продукции (С). ΔПс = - (С1 - С0)*ОРП1/1000
Общее изменение прибыли от реализации составило, тыс.руб.
Влияние факторов на изменение суммы прибыли от реализации методом абсолютных разниц: продукция Б
Объёма реализации (ОРП): ΔПОРП =((ОРП1 - ОРП0) *0 - С0))/1000; -860
Среднереализационных цен (Ц). ΔПЦ = (Ц1 - Ц0) *ОРП1/1000;
Себестоимости реализованной продукции (С). ΔПс = - (С1 - С0)*ОРП1/1000 -1140
Общее изменение прибыли от реализации составило, тыс.руб. -632
Общее изменение прибыли составило:

После этого изучаются причины изменения объёма продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

Для изучения других взаимосвязей прибыли и показателей деятельности можно воспользоваться приёмом моделирования в детерминированном анализе:

Пр = ОА * Факторный анализ прибыли от реализации продукции и услуг - student2.ru * Факторный анализ прибыли от реализации продукции и услуг - student2.ru = ОА * Коб * Rоб,

Где ОА – средняя величина оборотных активов;

В – выручка от реализации продукции;

Пр – прибыль от реализации продукции;

Коб – коэффициент оборачиваемости оборотных активов;

Rоб – рентабельность оборота.

Влияние факторов в полученной модели рассчитывается одним из способов детерминированного факторного анализа.

Наши рекомендации