Условия хранения и транспортировании горюче-смазочных материалов
Для транспортирования и хранения горюче-смазочных материалов используются стационарные и передвижные (металлические и железобетонные) резервуары, деревянные и стальные бочки, металлические и резинотканевые контейнеры, стальные, фанерные, картонно-навивные или пластмассовые барабаны, бидоны из черного листового железа, белой жести, оцинкованные или пластмассовые, банки и тубы, стеклянные бутылки, ящики и коробки.
Для массового транспортирования горюче-смазочных материалов используются трубопроводы, наливные и сухогрузные суда, железнодорожные или автомобильные цистерны, а также бункерные полувагоны.
Тара снаружи и внутри должна быть сухой, не содержать посторонних примесей. Внутреннюю ее поверхность осматривают с помощью взрывоопасной лампы.
При повторном использовании тару необходимо промыть горячей водой или пропарить и просушить.
Цистерны и наливные суда должны иметь исправные сливно-наливные запорные устройства, крышки колпаков и люков с прокладками, стойкими к нефтепродуктам и не допускающими выплескивания и подтекания перевозимых продуктов.
Вязкие и высокозастывающие вещества должны перевозиться в цистернах с нижним сливным устройством и в судах, оборудованных средствами для их разогрева.
Вид слитого продукта устанавливается по сопровождающим документам или анализом имеющегося остатка перед наливом горюче-смазочных материалов.
Налив горюче-смазочных материалов производится посредством специальных эстакад при температуре, не выше температуры начала кипения конкретного продукта. Не допускается налив светлых нефтепродуктов свободнопадающей струей.
После налива горюче-смазочных материалов тару герметично закрывают, а горловины цистерн и емкостей наливных судов пломбируются предприятием-поставщиком. Вкладыши заливных отверстий бидонов из белой жести запаивают припоем.
Бидоны и банки с горюче-смазочными материалами смазывают по всей поверхности углеводородной консервационной смазкой.
На каждой бочке, бидоне, барабане и контейнере трафаретом или штампом, а на банках или тубах штампом или типографским способом краской, несмываемой водой и нефтепродуктами, делают надпись, содержащую наименование и марку продукта, обозначение стандарта, наименование или товарный знак предприятия-изготовителя, массу брутто и нетто, дату изготовления, номер партии, надпись «Огнеопасно» (для светлых нефтепродуктов) и «Яд» (для ядовитых нефтепродуктов).
Если на таре такая надпись не может быть сделана, то ее наносят на прикрепляемый ярлык, а на самой таре ставят штамп или делают краской надпись, содержащую наименование нефтепродукта и дату его изготовления. На металлических и полиэтиленовых банках надпись содержится на этикетке.
Каждая партия нефтепродуктов сопровождается документом о качестве.
Цистерны, предназначенные для перевозки светлых нефтепродуктов, должны иметь надпись «Бензин», темных нефтепродуктов — «Нефть», высоковязких нефтепродуктов «Мазут».
Бидоны с нефтепродуктами перевозятся в деревянных обрешетках; стеклянные банки, бутылки и тубы — в дощатых неразборных ящиках, уплотненных древесной стружкой. Бочки в транспортных средствах устанавливаются на торец в два яруса; вместимостью менее 200 кг — в три, причем в третьем ярусе бочки размещаются внакат пробками вверх и закрепляются прокладками.
При хранении и транспортировании горюче-смазочные материалы и особенно светлые нефтепродукты теряют низкокипящие фракции, в них накапливается пыль, продукты коррозии, вода, нерастворимые вещества. Поэтому должны предприниматься меры по сохранению их качества.
Для предупреждения испарения производится герметизация резервуаров, хранение в емкостях с повышенным давлением, применяется газовая обвязка, отражательно-тепловая изоляция, окраска в белый или серебристый цвет и др.
Для предупреждения загрязнения, обводнения и окисления горюче-смазочных материалов их изолируют от окружающей среды. Продукты коррозии, остатки неметаллических материалов, пыль, воду удаляют фильтрацией или отстоем.
Необходимо также соблюдать гарантийный срок хранения. Для бензинов при хранении в канистрах в южных районах он составляет 0,5 года, в полузаглубленных резервуарах в средней и северной климатических зонах — 3,5—5 лет.
Нефтепродукты в мелкой таре должны храниться на стеллажах, поддонах или в штабелях в крытых складских помещениях, под навесом или на спланированной площадке, защищенными от действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.
При организации транспортирования и хранения горюче-смазочных материалов следует помнить об их токсичности и высокой степени огнеопасности.
Контрольные задания
1. Основные направления совершенствования структуры топливно-энергетического комплекса СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года.
2. Определение топлива и его классификация.
3 Элементарный состав твердого, жидкого и газообразного топлива.
4. Понятие о массах топлива.
5. Теплота сгорания топлива и ее измерители.
6. Понятие об условном топливе и калорийных эквивалентах. Их применение в практике материально-технического обеспечения.
7. Основные виды твердого топлива Их характеристики и применение.
8. Вредные примеси твердого топлива и их влияние на его качество.
9. Понятие о летучих веществах и коксе.
10. Понятие о гранулометрическом составе, механической и термической прочности, горючести и окисляемости твердого топлива. 11. Способы добычи ископаемого твердого топлива и перспективы их
развития, 12. Классификация и маркировка каменных и бурых углей.
13. Физико-механические методы переработки твердого топлива и их продукты.
14. Физико-химические методы переработки твердого топлива и их продукты.
15. Методы предотвращения окисления и выветривания твердого топлива.
16. Происхождение и свойства нефти.
17. Элементарный групповой и фракционный состав нефти.
18. Методы добычи нефти и перспективы их развития.
19. Методы первичной переработки нефти. Дистилляты прямой и вакуумной ее перегонки.
20. Методы и продукты вторичной переработки нефти.
21. Понятие о карбюраторном топливе. Его свойства и характеристики.
22. Ассортимент и маркировка автомобильных и авиационных бензинов.
23 Понятие о дизельном топливе. Его свойства и характеристики,
24 Ассортимент в маркировка дизельного топлива.
25 Ассортимент и маркировка котельного топлива.
26 Преимущества и недостатки газообразного топлива.
27. Направления и перспективы использования газообразного топлива в народном хозяйстве СССР.
28. Виды и характеристики естественного газообразного топлива.
29. Виды и характеристики искусственного газообразного топлива.
30. Функции, выполняемые смазочными материалами.
31. Классификация смазочных материалов.
32. Классификация, свойства и качественные характеристики смазочных масел.
33. Классификация, состав, свойства и качественные характеристики консистентных смазок.
34. Назначение, ассортимент и маркировка моторных, трансмиссионных, индустриальных, компрессорных, турбинных, электроизоляционных, цилиндровых и консервационных масел.
35. Принципы маркировки консистентных смазок.
36. Ассортимент консистентных смазок.
37. Тара, применяемая для хранения и транспортирования горючесмазочных материалов. Правила обращения с ней
38. Меры предосторожности, принимаемые при транспортировании и хранении горюче-смазочных материалов.