УЭ 4. Факторный анализ прибыли от реализации
Основная составляющая прибыли отчетного периода является прибыль от реализации товаров, продукции, работ и услуг. Поэтому основное внимание в анализе прибыли должно быть уделено исследованию причин и факторов изменения именно этого показателя.
Изменение прибыли от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП), ее структуры (УД), себестоимости (С) и уровня среднереализационных цен (Ц).
Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Приведем методику формализованного расчета влияния отдельных факторов на изменение величины прибыли от реализации продукции:
1. Расчет общего изменения прибыли (DП) от реализации продукции:
DП = По – Пб
2. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме реализованной продукции (DП 1ф):
DП 1ф = Пб*Кр – Пб = Пб*(Кр – 1) , где
Кр – коэффициент роста объема реализации продукции: Кр = С усл..: Сб
Сусл. - себестоимость реализованной продукции за базисный период при объеме реализации за отчетный период; Сб - себестоимость базисного периода.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализованной продукции (DП 2ф):
DП 2ф =Пусл. – Пб*Кр, где
Пусл. - прибыль за базисный период при объеме и структуре реализации за отчетный период.
4. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (DП 3ф):
DП 3ф = BP1 – ВРусл. = åЦф*Нф - åЦб*Нф, где
BP1 = åЦф*Нф - фактическая выручка в отчетном периоде
(Ц - цена изделия; Н - количество изделий); ВРусл. = åЦб*Нф - выручка в отчетном периоде в ценах базисного периода.
5. Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости продукции
(DП 4ф):
DП 4ф = Cф – Сусл.
Расчет влияния факторов на изменение прибыли можно выполнить, используя данные, приведенные в таблице 3.
Последовательно определим степень влияния на прибыль анализируемых факторов.
Таблица 3
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель | Базисный период | По базису на фактически реализованную продукцию | Отчетный период |
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг | 324261,5 | 352286,0 | 378761,4 |
Полная себестоимость реализованной продукции | 289485,4 | 305567,9 | 334232,4 |
Прибыль (убыток) от реализации | 34776,1 | 46718,1 | 44529,0 |
1. Увеличение объема реализации продукции.Для расчета влияния этого фактора рассчитаем коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. В нашем примере он равен:
1,056 = 305567,9:289485,4
Затем скорректируем базисную прибыль на данный коэффициент и вычтем из нее сумму базисной прибыли:
DП вр= 34776, 1 * 1,056 - 34776,1 = 1947,5
2. Изменение структуры реализованной продукции. Для расчета влияния данного фактора из условной прибыли вычтем прибыль, за базисный период скорректированную на коэффициент роста объема реализации:
DП уд= 46718,1 -34776,1 * 1,056 = 9994,5
3. Изменение отпускных цен на продукцию. Влияние этого фактора рассчитывают как разность между фактической выручкой в отчетном периоде и выручкой в этом периоде в ценах базисного периода:
DП Ц= 378761,4 - 352286,0 = 26475,4
4. Изменение полной себестоимости продукции. Влияние этого фактора устанавливают сравнением фактической суммы затрат на продукцию в отчетном периоде с базисной на фактический объем продукции:
DП с= 334232,4 - 305567,9 = -28664,5
Результаты анализа представлены в таблице 4, где сумма влияния отдельных факторов равна общему изменению прибыли в отчетном периоде.
Таблица 4
Влияние отдельных факторов на изменение прибыли
Показатели | Тыс. руб. |
Изменение прибыли, всего | 9752,9 |
в том числе за счет: изменения объема реализации | 1947,5 |
изменения структуры продукции | 9994,5 |
изменения цен реализации | 26475,4 |
изменения полной себестоимости продукции | -28664,5 |
Эти же результаты можно получить способом цепной подстановки (универсального способа детерминированного факторного анализа), последовательно заменяя базисную величину каждого фактора фактической (табл. 5).
Таблица 5
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель | Факторы | Алгоритм расчета | Сумма прибыли, тыс. руб. | |||
объем реализации | структура продукции | цена | себестоимость | |||
Базис | Базис | Базис | Базис | Базис | ВРб-Сб | 34776,1 |
Усл.1 | Отчет | Базис | Базис | Базис | Пб*Крп | 36723,6 |
Усл.2 | Отчет | Отчет | Базис | Базис | ВРусл-Сусл. | 46718,1 |
Усл.3 | Отчет | Отчет | Отчет | Базис | BPо-Сусл. | 73193,5 |
Отчет | Отчет | Отчет | Отчет | Отчет | BPо-Со | 44529,0 |
Изменение суммы прибыли произошло за счет:
объема реализации продукции
DП вр = Пусл.1 - Пб = 36723,6 - 34776,1 = 1947,5 тыс. руб.
структуры товарной продукции
DП уд = Пусл.2 – Пусл.1 = 46718,1 - 36723,6 = 9994,5 тыс. руб.
средних цен реализации
DП ц = Пусл.3 – Пусл.2 = 73193,5 - 46718,1 = 26475,4 тыс. руб.
себестоимости реализованной продукции
DП с = По – Пусл.3 = 44529,0 - 73193,5 = -28664,5 тыс. руб.
Итого = 9752,9 тыс. руб.
Расчеты показывают, что предприятие получило в отчетном периоде больше прибыли, чем в базисном, за счет повышения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции и рост объема ее реализации также способствовали увеличению суммы прибыли на 11942,0 тыс. руб. В связи же с повышением себестоимости реализованной продукции сумма прибыли уменьшилась на 28664,5 тыс. руб.
Анализ изменения величины прибыли от реализации отдельных видов продукции осуществляется с использованием следующей факторной модели:
П = VРП * (Ц –С)
Пример. На основе данных таблицы 6 определить влияние на изменение прибыли объема реализованной продукции, цены и себестоимости продукции.
Таблица 6
Исходные данные для анализа изменения прибыли
Показатели | Базовый год | Отчетный год | Отклонение, +,- |
Количество реализованной продукции, тыс. ед. | +8 | ||
Выручка, тыс. руб. | +3360 | ||
Средняя цена реализации, одной единицы, руб. | +20 | ||
Себестоимость реализованной продукции: всего, тыс. руб. единицы продукции, руб. | +4280 +30 | ||
Прибыль, тыс. руб. | -920 |
Рассчитаем влияние факторов методом цепных подстановок:
Пб = VРПб*(Цб- Сб) = 100000 (150 - 130) = 2000 тыс. руб.,
Пусл.1 = VPПо* (Цб - Сб) = 108000 (150 - 130) = 2160 тыс. руб.,
Пусл.2 = VPПо* (Цо - Сб) = 108000 (170 - 130) = 4320 тыс. руб.,
По = VPПо* (Цо – Со) =108000 (170 - 160) = 1080 тыс. руб.,
DП общ. = По - Пб = 1080 - 2000 = -920 тыс. руб.,
DП vрп = Пусл.1 - Пб = 2160 - 2000 = +160 тыс. руб.,
DП ц = Пусл.2 – Пусл.1 = 4320 - 2160 = +2160 тыс. руб.,
DП с = По – Пусл.2 = 1080 - 4320 = -3240 тыс. руб.
Аналогичные результаты могут быть получены при использовании и другого метода факторного анализа - метода абсолютной разницы:
DП vрп = (VРПб – УРПо)* (Цо - Со) = 8 *(150 - 130) = +160 тыс. руб.,
DП ц = VРПо* (Цо - Цб) = 108000 * 20 = +2160 тыс. руб.,
DП с = - VРПо* (Cо- Сб) = - 108000 * 30 = - 3240 тыс. руб.
Результаты анализа показывают, что сокращение прибыли на 920 тыс. руб. связано, прежде всего, с увеличением себестоимости продукции. Этот фактор снизил прибыль на 3240 тыс. руб.; увеличение объема реализации продукции снизило влияние роста себестоимости продукции на величину прибыли на 160 тыс. руб., а более высокие цены реализации на 2160
тыс. руб.