Уголовный процесс по Уставу уголовного судопроизводства 1864 г

В числе других судебных уставов 20 ноября 1864 г. импера­тор Александр II утвердил Устав уголовного судопроизводства, а также Учреждение судебных установлений, и позднее - Устав о наказаниях, нала­гаемых мировыми судьями3.

Устав уголовного судопроизводства включал «Общие положения» и три книги: 1) «Порядок производства в мировых судебных установлени­ях»; 2) «Порядок производства в общих судебных местах»; 3) «Изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства». Всего в Уставе было 1254 статьи.

С принятием названных законодательных актов уголовный процесс в России приобрел новые качества, которые не уступали английскому или французскому уголовному процессу по возможностям, как тогда говорили,

^ См.: Свод законов уголовных: Т. XV Свода законов Российской Империи. СПб., 1832. " См.: Кони А. Ф. История развития уголовно-процессуального законодательства в России // Собр. соч. М., 1967. Т. 4. С. 320.

См : Свод законов Российской Империи. Т. XVI. Ч. 1. Судебные уставы (в ред. 1892 г.). СПб., 1892; Стучевскнй В. Л, Учебник русского уголовного процесса. СПб., 1913. С. 500-502.

I

Раздел I. Общие положения

установления «материальной истины» по расследуемым и рассматривае­мым уголовным делам. Среди новых качеств уголовного судопроизводства в Уставе подчеркивались следующие:

- никто не может быть подвергнут судебному преследованию, не буду­чи привлеченным к ответственности по правилам Устава;

- каждый несет ответственность «сам за себя», за совершенное им деяние;

- судебная власть по Уставу распространяется по уголовным делам на лиц всех сословий;

- судебное преследование могут возбуждать как должностные, так и ча­стные лица;

- расследование преступлений возлагается на судебных следователей и органы дознания;

- обвинение отделяется от суда, который формируется на началах не­сменяемости судей и независимости суда при принятии решений;

- обличение виновных перед судом является обязанностью прокуроров и их товарищей;

- защиту подсудимых осуществляют присяжные и частные поверенные;

- судебное разбирательство происходит открыто, гласно при соблюде­нии непосредственности и состязательности;

- по делам о тяжких обвинениях к решению вопроса о виновности при­влекаются присяжные заседатели;

- система формальных доказательств отменяется и предусматривается свободная оценка доказательств по совести и внутреннему убеждению;

- в качестве доказательств допускаются: показания подсудимого, свидетелей, экспертов, вещественные доказательства, письменные дока­зательства;

- вводится апелляционное обжалование приговоров мировых судей, ок­ружных судов, рассматривавших дело соответственно единолично или в коронном составе, и кассационное обжалование приговоров съездов миро­вых судей и окружных судов, рассмотревших дело с участием присяжных заседателей;

- допускается возобновление дел по вновь открывшимся обстоятель­ствам;

- запрещается останавливать производство по делу под предлогом не­полноты, неясности или противоречивости законов, а в случае возникнове­ния у следователя и суда неясности решение принимается по общему смыслу законов.

Из сказанного следует, что вместо розыскного уголовного процесса бы­ла введена смешанная форма, основанная на континентальной системе пра­ва, в которой подчеркивается подзаконность деятельности суда и отрицается возможность принятия решений судом на основе судебных прецедентов.

Глава IV. Исторический очерк развития уголовного процесса в России_____________69

Судопроизводство во всех судах, таким образом, строилось на единых началах с учетом места суда в судебной системе, его подсудности и компе­тенции при принятии решений.

Упомянутые Устав и Учреждение по-новому организовывали судебную власть, принадлежавшую мировым судьям, съездам мировых судей, окруж­ным судам, судебным палатам по уголовным делам и Правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда. Судебная власть миро­вых судей определялась как власть единоличная. Судебная власть судов всех других инстанций - как власть коллегиальная.

Мировой судья рассматривал дела о проступках против порядка управле­ния, народного здравия, личной безопасности, прав семейственных, против чужой собственности, благочиния и порядка, а также об угрозах и насилии, о нарушении правил продажи крепких спиртных напитков, уставов о паспор­тах, о строительстве, о путях сообщения и др. В компетенции мирового су­дьи было назначение следующих видов наказания: 1) выговоры, замечания, внушения; 2) денежные взыскания не свыше трехсот руб.; 3) арест не свыше трех месяцев; 4) заключение в тюрьме не свыше одного года и шести меся­цев. За проступки, совершенные без намерения (неумышленно), объявлялись выговоры, замечания и внушения; за умышленные проступки применялись другие названные меры наказания. Исполнители и подстрекатели подверга­лись более строгому наказанию. В вину не вменялись проступки: совершен­ные случайно; в малолетстве (до 10 лет); безумными или в беспамятстве; по принуждению непреодолимой силы; при необходимой обороне. Приговоры мировых судей считались окончательными, если денежное взыскание не превышало 15 руб., а арест - не более трех дней. По этим делам допускались только кассационные жалобы и протесты в случае нарушения порядка судо­производства. Эти жалобы и протесты вносились во вторую инстанцию -съезд мировых судей определенного округа, который являлся апелляционной инстанцией для приговоров мировых судей, подлежавших обжалованию. В заседаниях съезда мировых судей принимал участие один из товарищей прокурора, который давал свои заключения.

По делам, рассматриваемым мировыми судьями, предварительное след­ствие не проводилось. Однако по просьбе потерпевшего или по указанию мирового судьи полиция проводила расследование, результаты которого представлялись мировому судье.

Судопроизводство в общих судах регламентировалось книгой второй Устава. Основная масса уголовных дел была подсудна окружным судам в качестве суда первой инстанции. Дела о более тяжких преступлениях рас­сматривались с участием присяжных заседателей, менее важные - без их Участия. Часть дел рассматривалась с участием сословных представителей (дела о государственных преступлениях). В число сословных представите­лей входили: предводитель дворянства, городской голова, волостной стар­шина или староста, представители купечества и т. д.

Раздел I. Общие положения

При окружных судах состояли судебные следователи, которые прово­дили предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к подсудности окружного суда. Следователь обязан был принимать все ме­ры для раскрытия преступления, действовать по своему усмотрению в рамках полномочий, определенных Уставом. В частности, следователь не вправе был прекратить начатое дело; оно представлялось через прокурора в окружной суд, который и принимал решение. Оконченные дела следо­ватель также передавал в окружной суд через прокурора. Разногласия между судебным следователем и окружным судом разрешались судебной палатой.

Надзор за деятельностью судов и судебных следователей осуществ­ляли прокуроры со штатом сотрудников. Они состояли при окружных судах.

Судебная палата по уголовным делам являлась: а) органом предания су­ду по делам, подлежащим рассмотрению с участием присяжных заседате­лей и сословных представителей; б) судом первой инстанции по подсуд­ным ей делам, подлежащим рассмотрению палатой с участием присяж­ных заседателей или сословных представителей; в) апелляционной ин­станцией по делам, рассмотренным по первой инстанции окружным су­дом без участия присяжных заседателей. Судебные палаты при рассмот­рении дел в апелляционном порядке заседали в составе профессиональ­ных судей.

В Правительствующий Сенат в качестве кассационной инстанции по­ступали дела, рассмотренные как мировыми судьями, так и общими суда­ми. Основной обязанностью Сената было рассмотрение дела с точки зрения «охраны силы закона» и единообразия его применения на всей территории страны.

Помимо названных судов Устав и Учреждение предусматривали обра­зование Верховного уголовного суда для конкретного уголовного дела о государственном преступлении по высочайшему повелению (так называе­мое особое присутствие). Председателем суда назначался председатель Государственного Совета, члены суда определялась из числа сенаторов и сословных представителей по усмотрению императора. Предварительное следствие по такому делу проводилось одним из сенаторов кассационного департамента. Министр юстиции исполнял обязанности прокурора по на­блюдению за следствием и поддерживал обвинение в суде. Приговор Вер­ховного уголовного суда обжалованию не подлежал, но осужденный мог возбудить ходатайство о помиловании перед верховной властью.

Кроме рассмотренных судебных установлений, в России действовали духовные, военные, морские, коммерческие, крестьянские, станичные, инородческие, сиротские суды. Судопроизводство в этих судах осуществ­лялось в соответствии с книгой третьей Устава об изъятиях из общего по­рядка уголовного судопроизводства.

Глава IV. Исторический очерк развития уголовного процесса в России

Наши рекомендации