Спрос индивидуального потребителя. Закон спроса. Кривая спроса
Спрос – количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и за определённый период времени. Отдельно выделяют платежеспособный спрос – потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя. Спрос на рынке выступает со стороны потребителя (покупателя) и отражает потребности людей. Для экономиста действительным потребителем спроса является лишь тот, кто может предложить эквивалент за то, что получает. В современных условиях в качестве такого эквивалента выступают деньги. С эволюцией обмена и рынка претерпевает изменение и категория спроса.
Различают платежеспособный спрос на факторы производства (спрос производства) и на предметы потребления (спрос населения). Различают также действительный спрос (реально предъявляемый спрос на Т и У), реализованный спрос (часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и У) и неудовлётворённый спрос (нереализованная часть действительного спроса ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей). Неудовлётворённый спрос приобретает самые различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный.
Спрос очень динамичен, так как на его величину и изменчивость влияют многочисленные факторы экономического, социологического и технологического характера. В связи с этим различают экзогенный и эндогенный спрос. Экзогенный спрос – спрос, изменение которого вызвано вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне свободного рынка.
Эндогенный спрос – спрос, который образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в этом обществе.
Количество вещей, которое приобретается людьми всегда зависит от
цен на товары. Графическое изображение соотношения между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса или кривой спроса.
Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество товара готовы купить покупатели оп разным ценам в данный момент времени; кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течении определённого времени покупатели могли бы приобрести различные количества товаров. В случае изменения факторов, влияющих на величину QD, могут изменяться взаимоотношения между QD и Р. В этом случае говорят о сдвиге кривой вправо (D1) или влево (D2) (изменение в спросе). Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево – уменьшение спроса.
Кривая спроса D опускается сверху вниз, что обусловлено законом падающего спроса. Закон падающего спроса состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или: если на рынок поступает большое количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. (закон впервые сформулировал фр. математик Антуан Огюстен Курно)
Данный закон выражает следующую зависимость:
- цены имеют тенденцию к снижению;
- при этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, нооборот повышается;
- но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены;
- отсюда кривая спроса – убывающая.
В качестве факторов, смещающих кривую спроса выделяют: ожидания потребителей; вкусы и доходы потребителей; число покупателей; цены на товары-заменители. Закон падающего спроса под воздействием многочисленных факторов действует как тенденция. Спрос является функцией всех факторов: D = F(P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B)
I – доход;
Z – вкусы;
W – ожидания;
Psub – цена на товары субституты;
Pcom – цена на комплиментарные товары;
N – количество покупателей;
B – прочие факторы.
Индивидуальный и рыночный спрос см.
- Предложение отдельной фирмы. Закон предложения. Кривая предложения.
Предложение – количество товаров, реализуемое производителем на рынке; товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах) формы товарного предложения. Объём и структура предложения характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, так как часть производимой продукции потребляется в производстве.
К товарному предложению относятся все товары, находящиеся на рынке, включая товары в пути. Оно формируется за счёт объёма и структуры товарной продукции производства, товарных запасов и импорта.
Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует его прямая зависимость, т.е. чем выше цена Т, тем более его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. При построении кривой по вертикальной оси откладывается цена товара Р, по горизонтальной – величина предложения QS. Кривая предложения – кривая, показывающая количества Т или У, которые продавцы предлагают к продаже по различным ценам в течении определённого периода.
Под влиянием факторов, воздействующих на объём предлагаемого на рынке Т, происходит увеличение предлагаемого Т при каждом значении цены Р, в результате чего кривая S сместится вправо (S1 – расширение предложения). Уменьшение QS при каждом значении Р вызовет сдвиг кривой влево (S2 – снижение предложения).
Сдвиг кривой S вправо или влево означает, что предложение меняется при одной и той же цене. Если же ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена товара растёт, то происходит перемещение по кривой S вверх или вниз.
Суть закона изменения предложения состоит в том, что объём предложения Т увеличивается при росте цены и уменьшается при её снижении. На кривую предложения большое значение оказывает технический прогресс. Он позволяет снизить издержки производства и изменять предложение Т. форма кривой предложения Т обусловлено во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного Т. Когда увеличение производства требует больших затрат ресурсов и труда, кривая предложения более крутая.
Выделяют факторы, смещающие кривую предложения: цены на экономические ресурсы; потребительские ожидания; цены на другие Т; технология производства; число товаропроизводителей; налоги и субсидии.