Методы ценообразования с ориентацией на затраты
Для рыночной экономики характерно применение альтернативных методов ценообразования. К ним относятся методы, ориентированные на:
· затраты (издержки производства);
· спрос;
· конкуренцию;
· нахождение равновесия между издержками фирмы и состоянием рынка.
Последняя группа методов представляет собой сочетание трех первых и включает несколько этапов определения цены. На одном из этапов фирма оценивает конкурентоспособность своей продукции, используя параметрические методы ценообразования.
Затратный подход к ценообразованию исторически самый старый и самый, на первый взгляд, надежный. Ведь в основе его лежат затраты фирмы на производство и сбыт товара, подтвержденные документами бухгалтерии. В определенной мере авторитет этого подхода поддерживается и экономической теорией, когда она рассматривает ценообразование с позиций необходимости для фирмы получить нормальную прибыль на все свои затраты, полностью и правильно распределенные между продуктами. Но этот подход имеет принципиальный недостаток. Во многих случаях величину удельных затрат на единицу продукции, которая собственно и должна быть основой цены при этом подходе, невозможно определить до того, как цена будет установлена. Причина этого проста (рис. 10).
Рис. 10. Зависимость между ценой и затратами в условиях рынка
При рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяет возможный объем продаж и соответственно возможный объем производства. Между тем и экономическая теория, и бухгалтерский учет признают, что от масштаба производства прямо зависит величина удельных затрат на производство единицы продукции. При росте масштабов выпуска снижается сумма постоянных затрат, приходящаяся на одно изделие, и соответственно величина средних затрат на его выпуск.
Тем не менее для использования затратного ценообразования есть достаточно веские причины. Основные из них состоят в следующем:
· затратное ценообразование опирается на реально доступные данные; всю информацию, необходимую для установления цен по такой методике, можно получить внутри фирмы на основе бухгалтерской отчетности и документов, регламентирующих величину наценок, не нужны никакие исследования рынка или опросы покупателей, поэтому решение о ценах можно принимать быстро;
· не всегда у фирмы есть специалисты и менеджеры, которые владеют более совершенными методами ценообразования; современные подходы к обоснованию цен сочетают в себе как элементы научного подхода, так и творчество; у многих фирм просто нет специалистов и менеджеров такого типа; но специалисты и менеджеры понимают, что цена должна быть больше затрат на величину «приемлемой прибыли»;
· затратное ценообразование может быть общепринятым в данной отрасли; если ситуация такова, то менеджеры действующей в ней фирмы и не считают нужным осваивать иные подходы к обоснованию цен, зная, что лидеры рынка тоже идут от затрат и наценки;
· затратное ценообразование часто воспринимается менеджерами фирм как наиболее обоснованное и справедливое; Формирование цен на основе затрат уходит корнями в глубокую древность, так что это традиция, освященная веками коммерции; Более того, в основе затратного ценообразования лежит вполне разумная для повседневного мышления идея о том, что производитель должен иметь возможность возместить свои затраты и получить нормальную прибыль в вознаграждение за его усилия; поэтому менеджеры фирм, используя затратный метод ценообразования, воспринимают его как метод не просто закономерный, но и имеющий куда более реальную основу, чем методы, основанные на идеях маркетинга.
Основой затратного ценообразования является формирование цены как суммы трех элементов:
· переменных затрат на производство единицы товара;
· средних накладных затрат;
· удельной прибыли.
На первый взгляд, такой подход к обоснованию цен предельно прост. Но он требует:
· создания как можно более совершенной системы учета прямых (переменных) затрат и распределения между продуктами затрат косвенных;
· выбора наиболее адекватного профилю и условиям деятельности фирмы типа норматива рентабельности;
· обоснования величины прибыли в составе цены с учетом наиболее значимых для данной фирмы факторов (в первую очередь, достижения целевого уровня прибыльности использования капитала).
Наиболее распространенны следующие методы затратного ценообразования:
· определение цен с помощью нормативов рентабельности к затратам; этот метод используют преимущественно производители товаров и услуг;
· определение цен с помощью торговых скидок и наценок; таким способом определяют цены торговые организации оптового и розничного звена.