Оценка, выбор каналов и способов реализации продукции растениеводства
Оценка каналов и сроков реализации продукции растениеводства необходима, чтобы получать максимальную прибыль и лучше удовлетворять запросы покупателей в конкретных рыночных условиях. С этой целью проводят организационную и экономическую оценку.
При организационной оценке каналов реализации сравнивают возможный объем продаж по каждому из них, потребительский спрос и степень насыщенности рынков продукцией, удаленность покупателей от предприятия, дорожные условия. Если предприниматель намечает реализовать часть или всю продукцию в переработанном виде, та устанавливают возможности для такой деятельности (мощность имеющегося перерабатывающего производства, наличие и привлечение квалифицированных кадров и др.).
При экономической оценке каналов реализации по каждому из них определяют и сравнивают суммы прибыли всего и в расчете на единицу продукции (т, ц, тыс. шт.), а также уровень рентабельности. Для этого составляют три таблицы. В первой указывают каналы реализации продукции, ее объем, иену и выручку (результат умножения объема на цену). Во второй по тем же каналам определяют полную себестоимость продукции: ее объем умножают на производственную себестоимость единицы продукции и к полученному результату прибавляют расходы по реализации. При этом необходимо иметь в виду, что производственная себестоимость единицы продукции по всем каналам одинаковая, а реализационные расходы разные. Эти расходы состоят из затрат на погрузку, транспортирование и разгрузку. При продаже на оптово-розничных рынках, ярмарках и своим работникам в них включают, кроме того, оплату труда продавцов, арендованных складских помещений и др. В третьей таблице рассчитывают (также по каждому каналу) прибыль от реализации продукции как разницу между выручкой и полной себестоимостью. Для сравнимости показателей эту прибыль делят на объем и получают ее в ^расчете на единицу продукции.
Важно также установить, когда выгоднее продать продукцию растениеводства (зерно, картофель, овощные корнеплоды, капусту, семечковые плоды) — в период уборки урожая или весной после хранения.
При организационной оценке сроков реализации анализируют конкретные условия предприятия: наличие автотранспортных средств и хранилищ, финансовых ресурсов для приобретения автомобилей и строительства дополнительных складских сооружений, вероятность повышения или снижения цен из-за инфляции, конкуренции и других факторов.
Для экономической оценки сроков реализации вначале рассчитывают финансовый результат от продажи продукции в период уборки урожая. С этой целью объем реализации умножают на цену 1 т и находят выручку. Из нее вычитают полную себестоимость, получая общую сумму прибыли, которую делят на объем реализации, чтобы иметь показатель этой прибыли в расчете на 1 т.
Затем определяют финансовый результат от реализации продукции весной после хранения. Из объема, заложенного в хранилища, вычитают потери при хранении и результат умножают на цену 1 т, действующую весной, получая сумму выручки. Подсчитывают материально-денежные затраты на хранение. К ним относят оплату труда работников в хранилищах с отчислениями на социальные нужды, амортизацию и ремонт хранилищ, холодильного и другого оборудования, стоимость электроэнергии, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, прочие затраты (тара, мелкий инвентарь, спецодежда и др.). К этим затратам прибавляют полную себестоимость заложенной на хранение продукции и общую сумму вычитают из выручки. Полученную прибыль делят на объем реализации и находят сумму прибыли в расчете на 1 т.
Сравнение показателей прибыли от 1 т продукции позволяет сделать вывод о том, когда ее выгоднее продать.
Выбор каналов реализации продукции растениеводства. В предпринимательской деятельности сложилось большое разнообразие каналов реализации. Продукцию ее продают государству, перерабатывающим предприятиям (элеваторы, сахарные, маслобойные, спиртовые, льноперерабатывающие и другие заводы, плодоовощекомбинаты), заготовительным организациям, плодоовощным базам, предприятиям торговли и общественного питания, детским учреждениям, потребительской кооперации, воинским частям, а также на оптово-розничных рынках, товарных биржах, ярмарках, выставках. Кроме того, часть продукции используют для бартерных сделок с промышленными и другими предприятиями и организациями, для продажи местному населению и ездим работникам.
Основной канал реализации продукции растениеводства — это реализация государству, которую организуют на основе Федеральных законов Российской Федерации «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (1994 г.) и «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1997:.). Преимущество этого канала в том, что закупка продукции т- заключенным договорам гарантируется с выдачей аванса и оплатой по ценам, обеспечивающим сельскохозяйственным товаропроизводителям получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. При этом продукция поставляется, как правило, большими партиями, что удобно для крупных предприятий. В случае невозможности продажи отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государство выступает гарантом сбыта, организует их залог и закупочные интервенции. Достаточно подробно данный вопрос рассмотрен в главах К) и 15.
Недостатки этого канала состоят в том, что рынок сбыта ограничивается квотами (нормами) на закупку продукции по гарантированным ценам и заключенными договорами, не исключены возможности предъявления более жестких требований оптовых покупателей к качеству продукции, реализация ее в отдельные периоды по ценам ниже сложившихся рыночных цен.
Опыт зарубежных стран показывает, что с дальнейшим развитием рыночных отношений в России крупным каналом сбыта сельскохозяйственной продукции могут стать товарные биржи, на которых предприниматели заключают договоры с брокерскими фирмами, обеспечивающими поиск покупателей и заключение выгодных сделок. Этот канал особенно необходим для продажи зерна, объемы которого возросли в последние голы и возникли трудности с его реализацией.
Для крестьянских (фермерских) хозяйств, производящих продукцию в сравнительно небольших количествах, удобнее продавать ее в основном потребительской кооперации и местному населению, что требует меньших транспортных расходов.
Выбор каналов реализации зависит также от вида продукции. Например, зерно предпочтительнее продавать крупными партиями элеваторам, птицефабрикам и животноводческим комплексам, имеющим собственные комбикормовые заводы, сахарную свеклу и семена подсолнечника (в том числе на давальческих условиях) — перерабатывающим предприятиям, картофель — воинским частям, овощи открытого грунта — плодоовощным базам и плодоовощекомбинатам, защищенного грунта — предприятиям торговли и общественного питания.
Оценка и выбор способов реализации продукции растениеводства имеют важное значение для повышения эффективности коммерческой деятельности, так как от них в значительной мере зависят
рациональное использование транспортных средств, экономия
расходов на доставку продукции к потребителям и потери после
уборки урожая.
Различают три способа реализации,: собственными силами, центровывоз и приемка в местах производства.
Вывоз собственными силами требует большого количества транспортных средств, которых у большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточно. Кроме того, они отвлекаются от основной работы — уборки и товарной обработки урожая, выполнения других работ. Поэтому в настоящее время получил распространение центровывоз, на котором занят и более эффективно используется транспорт покупателей.
Лучшим способом реализации продукции, особенно для крестьянских (фермерских) хозяйств, считается ее приемка в местах производства с последующей доставкой к потребителям на транспорте заготовителей. Он позволяет товаропроизводителям сокращать транспортные расходы и потери продукции при хранении и перевозке, освобождает их от выполнения работ по реализации продукции. При использовании такого способа в хозяйствах целесообразно иметь соответствующие хранилища, чтобы можно было отгружать продукцию по мере потребности перерабатывающих, торговых и других предприятий.
Контрольные вопросы
1.Каковы сущность, виды и характеристика коммерческих сделок?
2.Каково основное содержание договора купли-продажи?
3.Какие цепы применяют при заключении договора купли-продажи?
4.Как оценивают и выбирают каналы и сроки реализации продукции растениеводства?
5.Какими способами реализуют продукцию растениеводства?
Г л а в а 20