Материальное обеспечение технического обслуживания и ремонта подвижного состава
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..4
1. План перевозок и план эксплуатации транспортных средств………………6
2. План технического обслуживания и ремонта подвижного состава……..18
3. План материально-технического обеспечения организации....……………24
4. План по труду и заработной плате…………………………………………...36
5. Расчет капитальных вложений……………………………………………….64
6. Планирование себестоимости автомобильных перевозок…………………67
7. Расчет доходов, налогов, прибыли и рентабельности……………………...79
8. Определение объема услуг, обеспечивающих безубыточную работу организации………………………………………………………………………84
Заключение…………………………………………………………………….....88
Список использованных источников…………………………………………...90
Введение
Негативные тенденции в развитии многих предприятий Беларуси, способствующие их кризисному состоянию, в большинстве своем – результат типичных ошибок в управлении: неумение увидеть перспективы, находить, воспринимать и использовать новые возможности, просчитать различные варианты дальнейшего развития.
Многие руководители перекладывают ответственность за неэффективное хозяйствование на различные внешние факторы, прежде всего нестабильность экономических устоев государства. Однако искусство управления и заключается в том, чтобы добиться максимально возможного уровня эффективности при существующих в данный момент хозяйственных условиях.
В преодолении постоянных изменений может помочь планирование. Так планирование сегодня представлено в виде бизнес-планов, без которых невозможно получить кредиты от инвесторов и планов краткосрочного и долгосрочного планирования.
В рыночном хозяйстве планированием занимаются почти все предприятия, хотя это не предусмотрено законами и указами. К этому вынуждают жесткие условия рынка, к которым необходимо приспосабливаться.
Краткосрочное планирование производственно-финансовой деятельности предприятия является одним из основных инструментов реализации стратегических целей субъектов хозяйствования, а также неотъемлемым элементом системы рационального ведения хозяйства. Поэтому от того, насколько качественно спланирована работа предприятия по отдельным направлениям его деятельности, может зависеть эффективность деятельности, как самого предприятия, так и отрасли.
Целью данной курсовой работы является расчет показателей плана производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия на 2011 год.
Для достижения цели курсовой работы были определены методики:
1. разработки планов эксплуатации и технического обслуживания подвижного состава;
2. материально-технического снабжения;
3. плана по труду и заработной плате;
4. расчета необходимых инвестиций, себестоимости, налогов и доходов предприятия;
5. определение оптимальных соотношений между издержками на осуществление производственной деятельности, объемами выполняемых услуг и прибылью от их реализации.
1 План перевозок и план эксплуатации транспортных средств
План перевозок грузов является одним из основных разделов бизнес-плана автотранспортного предприятия (АТП) и закладывает основу для разработки плана материально- технического обеспечения, плана по труду и заработной плате, производственной программе по ТО и ТР подвижного состава и финансового плана.
Планы перевозок составляют на год, квартал, месяц и сутки. Перевозчик (экспедитор) и грузоотправитель (грузополучатель), при необходимости осуществления систематических перевозок грузов, могут заключать долгосрочный договор об организации перевозок, в котором должны быть определены объемы, сроки, условия предъявления грузов, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. При наличии договора заказчик представляет перевозчику (экспедитору) заявку на объем перевозок на месяц. Типовые формы договора об организации перевозок грузов и заявки на перевозку грузов приведены в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом. При разовых перевозках заказчик оформляет разовый заказ на перевозку. На основании этих документов могут составляться планы перевозок грузов.
Кроме того, для определения планового объема перевозок может использоваться фактический объем перевозок за предыдущий период, с учетом прогнозируемых службой маркетинга изменений рыночных условий.
Для составления плана перевозок исходными данными являются перечень основных грузов, подлежащих перевозке, с указанием сроков перевозки, массы, расстояния перевозки, дорожные условия на основных направлениях перевозки и состояние подъездных путей, режимы работы заказчиков, условия производства погрузочно-разгрузочных работ, мощность погрузочно-разгрузочных механизмов.
Поскольку перевозчику необходимо перевозить груз по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, то на АТП должны быть разработаны оптимальные маршруты движения транспортных средств, обеспечивающих максимально возможный коэффициент использования пробега и соответственно минимальные транспортные издержки. Для маршрутизации перевозок при оперативном планировании могут использоваться экономико-математические методы.
Выбор грузового подвижного состава - один из основных вопросов, который решается при обосновании транспортно-технологических схем перемещения грузов. Он взаимосвязан с технологией подготовки к перемещению, потреблению и упаковыванию груза, применяемым транспортным оборудованием, способами и средствами выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ.
Правильно выбранный подвижной состав должен обеспечивать минимум издержек на перемещение и хранение грузов по всей грузопроводящей цепи. Выбор подвижного состава зависит от объема и расстояния перевозок, условий и методов их организации, размеров отправок (партионность), рода грузов и их цены, средств и способов производства погрузочно-разгрузочных работ, дорожных и климатических условий.
Выбор автотранспортного средства для конкретных условий эксплуатации сводится к определению типа его кузова, грузоподъемности, состава, осевых нагрузок и типа двигателя с последующим установлением марки и модели. При определении типа кузова учитываются условия эксплуатации (род и характер груза, климатические условия) и достигаемая грузовместимость. При возможности использования нескольких типов кузова принимаемый должен обеспечивать наиболее высокую эффективность перевозки груза.
При перевозках на дальние расстояния (как правило, междугородние) целесообразно применение автомобилей большой грузоподъемности при условии обеспечения полного использования их грузоподъемности. При выборе подвижного состава основными комплексными измерителями эффективности перевозки груза являются: производительность транспортного средства и стоимостные показатели (себестоимость, прибыль). Производительность, должна быть максимальной, а стоимостные показатели минимальны.
Предположим, что АТП заключило договор на перевозку глины, грунта на год. По условиям договора грузоотправителем является ОАО Минский КСМ, которое располагается в. Годовой объем перевозок составляет 2040000 тонн, со следующим распределением: по дорогам с усовершенствованным покрытием – 35%, по грунтовым улучшенным– 35%, по естественным грунтовым – 30%. АТП будет работать 6 дней в неделю.
После анализа специфики перевозок и изучения предложений на рынке автомобильного транспорта, для осуществления перевозок был выбран самосвал МАЗ-5551А2-323, характеристики которого приведены в таблице 1. Погрузочно-разгрузочные работы будут производиться механизированным способом экскаватором с емкостью ковша свыше 5 куб.м., норма времени простоя при погрузке и разгрузке на 1 т груза для самосвала 10т – 1,05мин.
Внешний вид автомобиля представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Вешний вид автомобиля МАЗ-5551А2-323
Технические характеристики автомобиля МАЗ-5551А2-323, который используются в курсовой работе, приведены в таблице 1.
Таблица 1– Характеристики автомобиля МАЗ-5551А2-323
Колесная формула | 4х2 |
Допустимая полная масса автомобиля, кг | |
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг | |
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг | |
Масса снаряженного автомобиля, кг | |
Допустимая грузоподъемность, т | |
Экологическая норма | Euro-3 |
Двигатель | ЯМЗ-6563.10 |
Мощность двигателя. кВт (л.с.) | 169 (230) |
Тип двигателя | дизель, турбо |
Модель коробки передач | ЯМЗ-2361 |
Тип коробки передач | механическая |
Число передач КП | |
Максимальная скорость, км/ч | 91(85) |
Топливный бак, л | |
Тип кабины | малая |
Исходные данные и нормативно – справочные данные для определения производственной программы по эксплуатации подвижного состава представлены в таблицах 2,3.
Таблица 2 - Исходные данные для расчета показателей эксплуатации подвижного состава.
Показатель | Значение | |
Наименование груза | глина, грунт | |
Класс груза [6] | ||
Годовой объём перевозок, тыс. тонн | ||
Среднее расстояние перевозки, км | 9,8 | |
Категория условий эксплуатации[6,7] | 4,5 | |
Распределение перевозок по группам дорог за городом: | ||
10% | ||
40% | ||
50% | ||
Средняя техническая скорость по дорогам за городом, км/ч[6]: | ||
Пробег автомобиля с начала эксплуатации | ||
Удельный вес автомобилей, хранящихся на открытых стоянках, % | ||
Дни календарные, дни [3] | ||
Режим работы АТП годовой, дни[3] | ||
Режим работы АТП недельный, дни | ||
Режим работы | ||
Двусменный | 100% | |
Таблица 3 – Нормативно-справочные данные [2,10]
Показатели | Значение |
Норма времени простоя под погрузкой-разгрузкой, мин/1т. (Нвр.п-р) [6] | 1,05 |
Норма пробега автомобиля до капитального ремонта, тыс. км (LКР) [7] | |
Норма простоя, дней: | |
в капитальном ремонте (Нпр. КР), | - |
в ТО и ТР, дни/1000км (Нпр. ТО и ТР) (прил. Р, [7]) | 0,6 |
Коэффициенты корректирования пробега до капитального ремонта в зависимости: | |
К1 - от условий эксплуатации (условия эксплуатации – 4,5) (табл. П.2, [7)] | 0,65 |
К2 – от модификации ПС и организации его работы (самосвалы при работе на плечах свыше 5 км) [7] | 0,85 |
К3 - от природно-климатических условий (умеренный климат) [7] | 1,0 |
К4 - коэффициент корректирования простоя в ТО и ТР в зависимости от пробега автомобиля с начала эксплуатации [7] | 0,7 |
Расчет плана эксплуатации подвижного состава на 2012 год.
1. Количество рабочих дней в неделю (Драбн):
, (1.1)
где Дреж – дни режимные,
n – количество рабочих недель в год [3].
Драб.н =306/52=5,89 дней
2. Продолжительность рабочей смены (Тсм):
, (1.2)
где tраб.н – время рабочей недели, ч.
Продолжительность рабочей смены определяется в соответствии со статьей 113 Трудового Кодекса Республики Беларусь и п.2 Разъяснений о порядке определения расчетной нормы рабочего времени и часовой тарифной ставки в Республике Беларусь, который гласит: “При установлении расчетной нормы рабочего времени на год либо на иной учетный период (месяц, квартал) учитывается ежедневная продолжительность работы (смены), рассчитанная исходя из установленной законодательством 40-часовой рабочей недели: - при пятидневной рабочей неделе - ежедневно по 8 часов; - при шестидневной рабочей неделе - 5 дней недели (с понедельника по пятницу) по 7 часов, в субботу - 5 часов” [4].
Тсм = 40/5,9 =6,78 ч.
3. Время в наряде (Тнi):
, (1.3)
где tп-з – подготовительно-заключительное время, ч.
- время на прохождение медицинского осмотра, ч
Подготовительно-заключительное время включает время, затрачиваемое на прохождение предрейсового медицинского осмотра (5 мин.), время на внешний осмотр автомобиля, получение и сдачу путевого листа и заправку автомобиля топливом, маслами и охлаждающей жидкостью (20 мин.) [5].
Тн = (6,78-(20+5)/60)*2 = 12,72 ч.
4. Среднее время в наряде:
, (1.4)
где Сi – удельный вес автомобилей, работающих в i-сменном режиме
Тн=12,72
5. Время на погрузку-разгрузку автомобиля за ездку (tп-р):
, (1.5)
где tп-р 1т – время простоя под погрузкой-разгрузкой на 1 т груза, мин.;
К – коэффициент, учитывающий класс груза (К=1) [10];
qН - номинальная грузоподъемность автомобиля (т).
tп-р = 1,05*10*1/60 = 0,175 ч.
6. Средняя техническая скорость автомобиля (VT):
, (1.6)
где VTi - скорость автомобиля на i-ом участке дороги, км/ч.;
mi – доля пробега по i-ой группе дорог в общем пробеге, %.
VT = 50*0,1+38*0,4+30*0,5 = 35,2 км/ч
7. Время движения автомобиля за ездку (tдв):
, (1.7)
где b - коэффициент использования пробега;
Vт – техническая скорость, км/ч;
lе – длина груженой ездки, км.
tдв = 9,8/(35,2*0,5) = 0,55 ч.
8. Время ездки (tе):
, (1.8)
где tдв – время движения автомобиля за ездку, ч.;
tп-р – время простоя в пунктах погрузки и разгрузки, ч.;
tе = 0,55+0,175 = 0,725 ч.
9. Количество ездок, осуществляемое одним автомобилем за день (Zдн):
, (1.9)
где Тн – время в наряде, ч.;
tе – время ездки, ч.
Zдн = 12,72/0,725 =17,55
10. Суточная производительность одного автомобиля (Uсут), т:
, (1.10)
где g – коэффициент использования грузоподъемности автомобиля[6];
Zдн – количество ездок, осуществляемое одним автомобилем за день, шт.
Uсут = 10*1*17,55 = 175,5 т
11. Cуточная производительность одного автомобиля (Рсут) ткм:
, (1.11)
Рсут = 175,5*9,8 = 1719,9 ткм
12. Среднесуточный пробег автомобиля:
, (1.12)
Lсс=(12,72*35,2*9,8)/(9,8+35,2*0,5*0,175)=340,68 км
Для определения годовой производительности автомобиля необходимо определить коэффициент выпуска автомобилей на линию (aВ).
13. Коэффициент выпуска автомобилей на линию определяется следующим образом:
aв=aт.г.* *Кп , (1.13)
где aт.г. – коэффициент технической готовности автомобилей;
Дреж – режим работы АТП, дн;
Кп – коэффициент, учитывающий снижение пользования технически исправных автомобилей в рабочие дни по организационным причинам (принимаем Кп=0,95).
14. Коэффициент технической готовности:
aт.г.= , (1.14)
где Нто, тр – норма простоя в ТО и ремонте на 1000 км пробега, дн;
К4 – коэффициент корректирования продолжительности простоя в ТО и ремонте в зависимости от пробега автомобиля с начала эксплуатации.
aт.г.=
aв=0,88∙0,95∙306/366=0,7
15. Годовая производительность одного автомобиля (Uгод), т:
, (1.15)
Uгод = 175,5 *366*0,7 = 44963,1 т
16. Годовая производительность одного автомобиля (Ргод), ткм:
, (1.16)
Ргод =44963,1*9,8=440638,38 ткм
17. Cреднесписочное количество автомобилей (Асс):
, (1.17)
где Qгод – заданный годовой объем перевозок, т.;
Асс=2040000/44963,1=45,37 а/м
18. Автомобиле-дни в хозяйстве (дни пребывания автомобилей на АТП) (АДХ):
, (1.18)
АДХ = 45,37*366=16605,42
19. Автомобиле-дни работы (АДР):
, (1.19)
АДР = 16605,42*0,7 = 11623,8
20. Автомобиле-часы в наряде (АЧН):
(1.20)
АЧН = 11623,8*12,72 = 147854,66
21. Общий пробег парка за год (Lобщ), км:
, (1.21)
Lобщ = 340,68*11623,8 = 3959996,184 км
22. Груженый пробег парка (Lгр), км:
, (1.22)
Lгр= 3959996,184 *0,5 = 1979998,092 км
23. Эксплуатационная скорость (Vэкс), км/ч:
, (1.23)
Vэкс =3959996,184/147854,66=26,783 км/ч
24. Возможный годовой грузооборот по парку автомобилей (при полном использовании грузоподъемности) (Ргод), ткм:
, (1.24)
Ргод= 2040000*9,8 = 19992000 ткм
25. Выработка на среднесписочную автомобиле-тонну в тоннах и тонно-километрах соответственно:
, (1.25)
, (1.26)
WА-Т т = 2040000/(45,37*10) = 4496,36 т
WА-Т ткм = 19992000/(45,37*10) = 44064,36 ткм
26. Выработка на 1 автомобиле-час работы в тоннах и тонно-километрах соответственно:
, (1.27)
, (1.28)
WА-Ч т= 2040000/147854,66= 13,8 т
WА-Т ткм= 19992000/147854,66= 135,21 ткм
Результаты расчета эксплуатационных показателей можно представить в виде таблицы 4.
Таблица 4 - Производственная программа по эксплуатации подвижного состава
Наименование показателя | Значение |
Класс груза | |
Средняя грузоподъемность одного автомобиля, т. | |
Коэффициент использования пробега | 0,5 |
Коэффициент использования грузоподъемности | |
Среднее время в наряде, час. | 12,72 |
Время простоя под погрузкой-разгрузкой на ездку, час. | 0,175 |
Средняя техническая скорость, км/час | 35,2 |
Средняя эксплуатационная скорость, км/ч | 26,783 |
Коэффициент технической готовности | 0,88 |
Коэффициент выпуска автомобилей на линию | 0,7 |
Среднесуточный пробег, км. | 340,68 |
Суточная производительность: | |
в тоннах | 44963,1 |
в тоннокилометрах | 440638,38 |
Среднесписочное количество автомобилей | 45,37 |
Автомобиле-дни в хозяйстве | 16605,42 |
Автомобиле-дни работы | 11623,8 |
Автомобиле-часы в наряде | 147854,66 |
Общий пробег всех автомобилей за год, км. | 3959996,184 |
Пробег с грузом, км. | 1979998,092 |
Число ездок за день | 17,55 |
Годовой объем перевозок, т. | |
Годовой грузооборот, ткм. | |
Выработка на среднесписочную тонну: | |
в тоннах | 4496,36 |
в тоннокилометрах | 44064,36 |
Выработка на 1 автомобиле-час: | |
в тоннах | 13,8 |
в тоннокилометрах | 135,21 |
План технического обслуживания и ремонта транспортных средств
Целью технического обслуживания подвижного состава является поддержание его в работоспособном состоянии, уменьшение интенсивности изнашивания деталей, узлов и агрегатов автомобилей, предупреждение поломок, выявление возникших неисправностей, сохранение хорошего внешнего вида транспортных средств.
Ремонт необходим для устранения возникших неисправностей подвижного состава путем своевременной замены или восстановления работоспособности отдельных деталей, узлов и агрегатов.
Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
ежедневное техническое обслуживание (ЕО),
первое техническое обслуживание (ТО-1),
второе техническое обслуживание (ТО-2),
сезонное обслуживание (СО).
Основным назначением ежедневного технического обслуживания является общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения; поддержание надлежащего внешнего вида; заправка топливом, маслом и охлаждающей жидкостью и санитарная обработка кузова.
Основным назначением ТО-1 и ТО-2 является снижение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение отказов и неисправностей путем своевременного выполнения различных работ. ТО-1 и ТО-2 выполняются через определенный пробег, устанавливаемый в зависимости от типа и условий эксплуатации подвижного состава.
Для подвижного состава планируется также отдельный вид обслуживания – сезонное обслуживание, проводимое 2 раза в год. Основным его назначением является подготовка состава к эксплуатации в холодное и теплое время года.
Ремонт подвижного состава автомобильного транспорта в соответствии с назначением и характером выполняемых работ подразделяется на:
капитальный ремонт (КР),
предупредительный ремонт (ПР),
текущий ремонт (ТР).
Капитальный и текущий ремонты ставят своей задачей устранение возникших в работе или выявленных при профилактике отказов подвижного состава и выполняются по потребности, за исключением работ предупредительного характера, которые выполняются по плану [2].
Таблица 5 - Нормативно-справочные данные
Наименование показателя | Значение |
Норма пробега до капитального ремонта, тыс. км[7] | |
Периодичность технического обслуживания, тыс. км[7] | |
ТО-2 | |
ТО-1 | |
Нормативы трудоёмкости, чел-ч / воздействие: [7] | |
ТО-2 | 9,95 |
ТО-1 | 4,51 |
ЕО | 0,37 |
Норматив трудоёмкости текущего ремонта, чел-ч/ 1000 км[7] | 6,7 |
Таблица 6 - Коэффициенты корректирования (прил. П, [7])
Наименование показателя | К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 |
Периодичность ТО | 0,65 | - | 1,0 | - | - | - |
Трудоемкость ТО | - | 1,15 | 1,0 | 1,15 | 1,104 | |
Трудоемкость ТР | 1,45 | 1,15 | 1,0 | 1,15 | 1,138 |
Таблица 7 - Исходные данные
Показатель | Значение |
Среднесписочное количество автомобилей, ед. | 45,37 |
Коэффициент выпуска на линию | 0,7 |
Среднесуточный пробег автомобилей, км | 340,68 |
Годовой пробег всех автомобилей, км | 3959996,184 |
Для составления плана ТО и ТР автомобилей необходимо рассчитать количество технических воздействий.
Планирование количества технических воздействий производится с учетом запаса хода на начало планируемого периода.
“Запас хода” – это разница между нормой пробега до капитального ремонта (списания) и пробегом с начала эксплуатации. “Запас хода” определяется по формуле:
(2.1)
где: Lкр – пробег до КР, км;
Lс нач. экс. – пробег с начала эксплуатации, км.
Годовой пробег определяется следующим образом:
(2.2)
После чего определяется предусмотрен ли КР (Lгод < Lз.х .), или для нашего случая, будет ли автомобиль списан в текущем году.
Количество воздействий ЕО, ТО-2, ТО-1 определяется соответственно по формулам:
(2.3)
(2.4)
где: LТО-2 – периодичность ТО-2, км.
(2.5)
где: LТО-1 – периодичность ТО-1, км,
Значения периодичности ТО-1 и ТО-2, значения коэффициентов корректирования принимаются согласно положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава.
Далее произведем расчет трудоемкости работ ЕО, ТО-1, ТО-2 соответственно по формулам:
(2.6)
где: tЕО – нормативная трудоемкость ЕО, чел-ч.
(2.7)
где: tТО-1 – нормативная трудоемкость ТО-1, чел-ч.
(2.8)
где: tТО-2 – нормативная трудоемкость ТО-2, чел. ч.
Трудоемкость работ по ТР находится по формуле:
(2.9)
где: tТР – нормативная трудоемкость ТР, чел-ч./1000 км.
Суммарная годовая трудоемкость работ по ТО и ТР:
(2.10)
Сезонное обслуживание выполняется 2 раза в год при переходе к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду эксплуатации. Проведение СО, как правило, совмещается с проведением ТО-2 с соответствующим увеличением его плановой трудоемкости. Нормативная трудоемкость СО
составляет 20% от трудоемкости ТО-2[7].
(2.11)
Суммарная годовая трудоемкость работ по ТО и ТР:
(2.12)
Трудоемкость вспомогательных работ принимается в размере не более 30 % от общей трудоемкости. Для расчетов принимаем трудоемкость вспомогательных работ равной 25% от общей трудоемкости:
(2.13)
Общая трудоемкость работ по ТО и ТР (включая вспомогательные работы):
(2.14)
Удельная трудоемкость ТО и ТР на 1000 км пробега и удельная трудоемкость всех работ в зоне ТО и ТР на 1000 км пробега определяется соответственно по формулам:
(2.15)
(2.16)
На основе формул 2.1 – 2.16 произведем расчеты:
Следовательно, транспортное средство в данном году заменяться не будет.
Рассчитанные показатели представим в таблице 8.
Таблица 8 - План ТО и ТР подвижного состава АТП на год
Количество технических воздействий: | |
ТО-2 | 380,78 |
ТО-1 | 1142,3 |
ЕО | 11623,8 |
КР | - |
Трудоемкость работ, чел-ч. | |
ТО-2 | 5531,74 |
ТО-1 | 7521,8 |
ЕО | 6279,4 |
ТР | 57899,6 |
СО | 2212,7 |
Суммарная трудоемкость работ по ТО и ТР, чел-ч | 77232,54 |
Трудоемкость вспомогательных работ, чел-ч | 19861,57 |
Общая трудоемкость работ в зоне ТО и ТР, чел-ч | 99306,51 |
Удельная трудоемкость ТО и ТР на 1000 км пробега, чел-ч./1000 км | 25,08 |
План материально-технического обеспечения организации
Планирование материально-технического снабжения (МТС) заключается в определении и обосновании потребности производства в материальных ресурсах и источников ее покрытия. Потребность в материальных ресурсах определяется по следующим направлениям:
- для осуществления перевозок;
- для ремонтно-эксплуатационных и хозяйственных нужд;
- для капитального строительства и внедрения новой техники.
Исходными данными для разработки плана МТС являются:
- предполагаемый объем перевозок и грузооборот;
- показатели плана эксплуатации подвижного состава (среднесписочное количество автомобилей, общий годовой пробег всех автомобилей, грузоподъемность автомобиля или полуприцепа (прицепа));
- объемы работ по техническому обслуживанию, ремонту и капитальному строительству.
Планирование потребности в топливе
В настоящее время нормирование расхода топлива осуществляется в соответствии с линейными нормами расхода топлива, которые разрабатываются для каждой марки автомобиля и утверждаются приказами Минтранса Республики Беларусь. Порядок применения норм расхода топлива производится в соответствии с Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Об утверждении инструкции о порядке применения линейных норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования» от 15.12.2009 г [3].
Для грузовых автомобилей и автопоездов (кроме автомобилей-самосвалов), работа которых учитывается в тонно-километрах, нормы расхода автомобильного бензина, дизельного топлива и сжиженного газа слагаются из:
- нормы на 100 км пробега (без учета транспортной работы);
- нормы на каждые 100 ткм произведенной транспортной работы в количестве: бензина – не более 2 л; дизельного топлива - не более 1,3 л; сжиженного газа - не более 2,5 л.
Линейные нормы расхода топлива рекомендуется увеличивать:
- при работе в зимнее время - до 10% (зимнее время для Республики Беларусь установлено продолжительностью не более пяти месяцев с 01.11 по 31.03 при установившейся отрицательной среднесуточной температуре в течение 5 дней; зимнее время устанавливается решением облисполкомов или, при отсутствии таких решений, приказом руководителя предприятия);
- при работе в городах с населением от 100 000 до 300 000 жителей – до 5%;
- при работе в городах с населением от 300 000 жителей до 1 млн. – до 10%;
- при работе в городах с населением от 1 млн. жителей до 3 млн. – до 15%;
- при работе с частыми технологическими остановками - до 10%;
- при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения (до 20 км/ч), - до 10%;
- при пробеге первой тысячи километров автомобилями (двигателями), вышедшими из капитального ремонта, и новыми - до 10%;
- при почасовой работе грузовых автомобилей (кроме самосвалов) или их работе в качестве технологического транспорта или грузовых таксомоторов, грузопассажирских автомобилей - до 10%;
- при движении на свежеотсыпанном дорожном полотне при строительстве дорог-до 10%;
- при испытаниях автомобилей с табличкой “Испытания” –до 10%;
- при работе в карьерах, движении по полю при проведении сельскохозяйственных работ, вывозе леса с участков до основной магистрали - до 20%;
- при учебной езде - до 20%;
- при работе в горных местностях на высоте над уровнем моря:
от 500 до 1500 м - на 5 %,
от 1500 до 2000 м – на 10%,
от 2001 до 3000 м – на 15 %,
свыше 3 000 м - на 20 %;
- при работе автомобилей с кондиционерами - до 10%;
- при эксплуатации автомобилей после полного начисления амортизации - до 8%;
Линейные нормы расхода топлива рекомендуется уменьшать:
- при работе на загородных маршрутах с усовершенствованным покрытием в удовлетворительном состоянии - до 15%;
- при эксплуатации автобусов, не работающих на маршруте - до 10%.
При необходимости одновременного применения нескольких надбавок нормируемый расход топлива устанавливается с учетом сумм или разностей этих надбавок. [8]
Внутригаражный расход топлива, связанный с постановкой автомобилей на место хранения и обслуживания, с маневрированием на территории гаража, регулировкой автомобилей при ТО, обкаткой автомобилей, вышедших из ремонта, принимается в размере 0,5% от общего расхода [8].
Таблица 8 - Линейные нормы расхода топлива и смазочных материалов и их цены на 1.04.2012 г [8].
Наименование | Линейная норма расхода[8] | Стоимость, руб. |
Дизельное топливо, л | 28,0 | |
Моторное масло, л | 3,2 | |
Трансмиссионное масло, л | 0,4 | |
Пластичные (консистентные) смазки, л | 0,3 | |
Специальные масла, л | 0,1 | |
Керосин, л | 0,005 | |
Обтирочные материалы, кг |
Потребность в топливе для автомобилей-самосвалов определяется по следующей формуле (Б):
, (3.1)
где а – линейная норма расхода топлива на 100 км пробега;
z – количество ездок (кол-во ездок за день*АДР);
с – норма расхода топлива на ездку с грузом (при грузоподъемности от 10 до 20 т – не более 0,5 л. дизельного топлива) [8].
Б = = 1301877,7 л.
При определении потребности в топливе учитываются надбавки:
- за работу в зимнее время
, (3.2)
где Пзим – среднегодовой процент увеличения нормы расхода топлива в зимнее время;
Мзим – количество зимних месяцев;
Нзим – процент надбавки;
Мзим – количество месяцев в году.
Пзим = 5*10/12 = 4,17%
- при работе в городах
, (3.3)
где Пб – процент надбавки за работу в больших городах;
Сб.г. – удельный вес перевозок, выполняемых на территории большого города;
Нб.г. – процент надбавки.
Т.к. перевозки выполняются за городом, эта надбавка рассчитываться не будет.
- потребность в топливе на внутригаражные и технические надобности
Бвн.г. = Нвн.г.*Б, (3.4)
Бвн.г = 0,5*1301877,7 /100 =6509,4 л
Снижение норм расхода при езде по дорогам с усовершенствованным покрытием:
, (3.5)
где Пзаг.д. – среднегодовой процент снижения нормы расхода топлива при работе за городом;
Сзаг.д. – процент перевозок на загородных дорогах с усовершенствованным покрытием;
Нзаг.д. – процент уменьшения расхода.
Пзаг.д. = 10*15/100 = 1,5%
Общая потребность предприятия в топливе с учетом всех надбавок и уменьшений:
, (3.6)
В результате получаем:
Побщ =1301877,7 *(1+(4,17-1,5)/100)+ 6509,4= 1343147,2 л.
Потребность в топливе, кг.:
Побщ.,кг.=Побщ*r, (3.7)
где r – среднее значение плотности горючего, (rдиз=0,825 кг/дм3).
Побщ.кг=1301877,7 *0,825 = 1074049,1 кг
В стоимостном выражении общая потребность в топливе:
Зт= Побщ*Цт , (3.8)
где Цт – цена 1 литра дизельного топлива, руб.
Зт = 1301877,7*6950 = 9048050015 руб.