Тема 12 : Информационное обеспечение логистики
1. Информационная логистика ~ это часть логистики, которая является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом предприятия и занимается организацией потока данных, который сопровождает материальный поток в процессе его перемещения.
Задача информационной логистики заключается в доставке информации к и от системы управления предприятием. При этом каждый уровень иерархии предприятия должен получать только необходимую ему информацию, причем в требуемые сроки. Приведем структуру информационной пирамиды организации (рис. 4). Она отображает уровни
Иерархии предприятия и необходимую на этом уровне информацию.
2. В ходе протекающих в логистической системе процессов информационная логистика должна реализовыватъ следующие функции1:
• сбора информации в местах ее возникновения;
• анализа информации и ее преобразования;
• накопления информации и ее хранения;
• транспортировки информации;
• фильтрации потока информации, т. е. отбора необходимых для того или иного уровня управления данных и документов;
• объединения и разъединения информационных потоков;
• выполнения элементарно-информационных преобразований;
• управления информационным потоком.
Информационный поток
1. Объектом работы информационной логистики является информационный поток.
Информационный поток .— это совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между нею и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Организация информационных потоков -дорогостоящее дело. На их формирование, передачу, прием, хранение, анализ расходуются большие средства.
Информационные потоки протекают в информационном пространстве.
Создание и поддержание в надлежащем состоянии материально-технической базы, обеспечивающей движение информационных потоков, — капиталоемкий и длительный процесс.
Сообщения, составляющие информационные потоки, выполняются на разных носителях.
• бумажных документах традиционного типа;
• электронных документах (магнитных и бумажных —• перфоленте, перфокартах);
устные.
• телефонные;
• речевые (общение без телефона).
В логистике выделяют следующие виды информационных потоков в зависимости:
• от вида связываемых потоком систем:
• горизонтальный (информационные потоки, охватывающие сообщения между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления: предприятиями-поставщиками и предприятиями-потребителями материальных ресурсов либо между ними и их посредниками по процессу обращения товаров);
• вертикальный (информационные потоки, охватывающие сообщения, поступающие сверху, из руководящих инстанций в подведомственные им звенья логистической системы: из корпорации холдинга в дочерние предприятия и т. д.);
• места прохождения:
• внешний (информационные потоки, протекающие в среде, внешней по отношению к логистической системе. Так, горизонтальные информационные потоки сообщений от предприятий — партнеров (других логистических систем) выступают внешними по отношению к тому партнеру, которому они направлены и который их получит);
• внутренний (информационные потоки — сообщения, циркулирующие внутри одной логистической системы (предприятия, оптовой базы и др.). Для логистических подсистем внутренними являются потоки сообщений внутри подсистемы, остальные сообщения для ник внешние);
• направления по отношению к логистической системе:
• входной (информационные потоки представляют собой сообщения, входящие в логистическую систему либо в одну из ее подсистем);
• выходной (информационные потоки — сообщения, выходящие за пределы одной логистической системы либо одной из ее подсистем);
• срочности:
• обычные;
• срочные (соответствующая пометка "срочная" указывается на носителе информации и служит указателем срочности сообщения);
• очень срочные — "молнии" (соответствующая пометка "срочная", "молния" указывается на носителе информации и служит указателем срочности сообщения);
• конфиденциальности (секретности):
• обычные;
• содержащие коммерческую тайну (направляются с грифом-пометкой о секретности документа);
• содержащие государственную тайну (аналогично). Благодаря этому удается ограничить доступ к такого рода документам и предотвратить утечку важной информации;
• значимости для информационных потоков почтовых сообщений.
• простые;
• заказные (принимаются с регистрацией, с выдачей отправителю квитанции об их приемке, вручаются адресату под роспись. За своевременность их доставки организации связи ведут контроль полнее, чем простых сообщений);
• ценные (имеют цену компенсации, которую в случае их утери организации связи уплачивают подателю сообщения)";
• скорости передачи:
• традиционные (почтовые сообщения);
• быстрые (факсимильная связь, электронная почта, телеграф,. телетайп, телефон);
• области охвата (в зависимости от этого различаются способ
отправки сообщений, расходы на их отправку, порядок оформ
ления, язык сообщения и другие особенности подготовки и
отправки сообщений):
• местные;
• иногородние;
• дальние;
• международные.
Важную роль среди информационных потоков играют сообщения документального, характера, которые оформляются чаще всего на бумажных носителях определенной формы, заполненных в установленном порядке и заверенных подписями и печатью отправителя сообщения. Такие сообщения называются документальными.
2, Информационный поток характеризуется такими показателями1, как:
• источник возникновения;
• направление движения потока;
• скорость передачи и приема;
• интенсивность потока и др.
• Информационные потоки характеризуют с помошъю следующих оценок:
• по источнику возникновения;
• направлению;
• объему;
• периодичности;
$/ порядку согласования;
• порядку утверждения;
• срокам действия;
• порядку хранения и др.
Источники возникновения сообщений могут быть различными — от участников логистических цепей и смежных с ними организаций, сообщения которых влияют на перемещение, организацию и приемку потоков. Таковы сообщения, например, паводковой комиссии об аварии моста и его разрушении, сделавшие невозможным проезд по нему и требующие движения по иному маршруту.
По направлению информационные потоки могут быть горизонтальными (туда и обратно) и вертикальными (сверху вниз и обратно). Горизонтальными называют сообщения между участниками логистического процесса одного уровня — равноценными партнерами. Вертикальные информационные потоки протекают между разными уровнями управления: верхним — руководящим и нижним — подчиненным. Таковы, например, сообщения дирекции предприятия руководителям цехов и ответы на них.
Направление информационного потока трактуется и по-другому: как прямое и косвенное. Прямое направление -партнеру (руководителю) или другому адресату — для исполнения требований, имеющихся в сообщении. Косвенное направление информационного потока — направление копий сообщений для сведения, ознакомления с данным вопросом, без участия в его решении.
Есть и третий вариант определения понятия "направление информационного потока" — учет географического или территориального адресата его назначения: на Крайний Север, Дальний Восток, Украину и другие страны, либо область (край), город, населенный пункт назначения сообщения.
Объем информационных потоков учитывают несколькими способами. Один из них — учет размеров потока по числу: документов; листов в потоке; страниц в потоке; пачек документов. Этот способ применяют для определения объема больших информационных потоков.
Второй способ учета объема информационных потоков применяют для малых потоков. При нем объем потока определяют числом строк в документе — документо-строк или числом слов в сообщении — телеграммах.
Третий способ — учет числа знаков в сообщении — оценивается в компьютерных системах в особых единицах измерения для учета потребности в магнитных носителях, размещения в памяти ПЭВМ и в других случаях.
Периодичность информационных потоков характеризует частоту их формирования. В логистике многие информационные потоки — разовые, не повторяются и создаются один раз на каждый материальный поток, параллельно с ним, чуть ранее или чуть позже. Но некоторые информационные потоки в логистике оформляют один раз в месяц, ежеквартально и с другой частотой. Такова, например, отчетность по движению материальных ресурсов.
Информационные потоки документального характера проходят при оформлении определенную процедуру согласования. Так, плановые сообщения на предприятиях согласуют с руководителями цехов и членами дирекции предприятия. Для каждого документа обычно устанавливают определенные правила согласования его проектируемого содержания.
Каждое документальное сообщение информационного потока утверждается (подписывается) определенными лицами: генеральным директором, исполнительным директором, их заместителями и т. д. Без соответствующей подписи документ силы не имеет.
Некоторые документы имеют срок действия, за пределами которого они становятся недействительными. Таковы лицензии, квоты, право на место в транспортном средстве, некоторые . уведомления о возможности заказа, праве на востребование похищенного груза и др. Такие документы можно использовать лишь в течение срока их действия.
Но большая часть информационных потоков к таким документам не относится и представляет собой уведомительные сообщения, необходимые для управления материальными потоками раскрывает характеристику этих потоков и состояния их движения к заданному месту доставки.
Различен и порядок хранения сообщений, доставленных в информационных потоках. Некоторые сообщения собирают в отдельные пачки, другие хранят на магнитных носителях и в другой форме.
Срок хранения информации различен: один, два года, пять лет, постоянно (вечно) и др.
3* Управлять информационным потоком можно1:
• изменяя направление потока;
• ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
• ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
4. Информационные потоки в логистике формируются в соответствии с материальными. Считается, что каждому материально- . му потоку соответствует информационный поток. Такое соответствие не всегда бывает изоморфным (полным).
Часто информационные и материальные потоки протекают в разных временных интервалах. Так, материальный поток может прибыть в заданное место, а документы на него сюда могут быть еще не доставлены. Тогда материальный поток считается неотфактурованными поставками, принимается получателем на ответственное хранение и лишь потом, после прибытия документов, проверяется соответствие прибывших материалов этим документам.
Может быть и наоборот: документы на груз прибыли на место назначения, а материальный поток находится еще в пути следования. Такие документы фиксируются как основание для учета "запасов в пути" и после прибытия груза сверяются с его составом и объемом.
Предпочтительнее вариант опережения информационных потоков по сравнению с движением материальных потоков. Это дает возможность лучше подготовиться к приему грузов. Фактически же информационные потоки имеют опережение далеко не всегда.
Информационные потоки должны быть адекватны материальным потокам в части характеристики этих потоков. Но такое
соответствие есть не всегда: в ряде случаев оформляются документы, общие для нескольких потребителей-получателей, и тогда в них отражается информация, часть которой избыточна для каждого отдельного получателя данных ресурсов.