Формирование научного мировоззрения
В ходе преподавания химии следует постоянно показывать ее роль в познании окружающего мира. Химия как школьный предмет вносит существенный вклад в формирование научных взглядов и убеждений учащихся. Побудительным началом этого являются положительные мотивы учащихся к усвоению мировоззренческих знаний. Предпосылкой этому служит объективная химическая картина природы, на раскрытие которой направлено изучение основ химии в школе.
На протяжении всего периода обучения химии учащиеся познают вещества как один из видов материи, а химическую реакцию - как форму ее движения. Они экспериментально и теоретически изучают состав, строение, свойства, превращения веществ, усваивая при этом пути химического познания, овладевая его методами. Постепенно учащихся подводят к выводу о познаваемости и изменчивости веществ, о том, что неизменяемых веществ в природе нет. Изучение строения атома убеждает их в том, что атомы всех элементов имеют одну и ту же материальную основу. Их единство проявляется в подчинении действию всеобщего закона природы - закона периодичности.
В формировании научного мировоззрения учащихся велика роль периодического закона как теоретической и методологической основы школьного курса. Изучая периодический закон, важно показать его как всеобщий закон развития природы, а периодическую систему - как величайшее обобщение химических знаний об элементах и образованных ими веществах.
Через весь курс органической химии проходит идея развития веществ от простых до сложных белковых соединений и их взаимосвязь. Эти знания служат основой для понимания всеобщих естественных взаимосвязей в природе. На основе знаний о веществе в обучении химии делают мировоззренческие выводы: о материальности мира, о его единстве и многообразии, о его познаваемости.
Изучение химических реакций как качественных изменений веществ убеждает учащихся, что составляющие их атомы при этом не разрушаются. Познание динамики химических превращений веществ удобно для вывода, что мир непрерывно изменяется, одни формы существования материи переходят в другие. Следовательно, материя изменчива, но неуничтожима.
Знания химических законов и механизмов химических реакций служат также основой для раскрытия и подтверждения принципов диалектики: окислительно-восстановительные и кислотно-основные взаимодействия подтверждают действие принципов единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания; изучение состава, классификаций гомологических рядов соединений - принципа перехода количества в качество.
Мировоззренческие выводы служат средством превращения знаний в убеждения через понимание ценности знаний, через мотивы учения. Поэтому и тем и другим надо уделить особое внимание. Большое значение в этом процессе принадлежит связи теории с практикой. В процессе изучения химии учащиеся постоянно убеждаются, что изученные закономерности протекания химических реакций лежат в основе управления ими в производственных и лабораторных условиях. Постепенно химия предстает перед ними не только как наука, объясняющая мир, но и преобразующая его в ходе человеческой практики. Превращение знаний в убеждения, поиск путей этого процесса - важная учебно-воспитательная задача обучения химии.
Мировоззренческие взгляды и убеждения невозможно создать без широкого использования межпредметных связей, отражающих идеи единства мира, выражаемого в его материальности.
Политехническая подготовка и профориентация на химические специальности
Политехническая подготовка и профориентация на химические специальности предполагают ознакомление с научными основами химического производства и важнейшими направлениями химизации народного хозяйства, диктуется обществом, потребностью материального производства в квалифицированных кадрах.
Проникновение химии во все отрасли народного хозяйства и в быт, развитие химической промышленности, усиление химизации народного хозяйства ставят перед школой конкретные задачи политехнического образования.
Задачи политехнического образования.
1. Раскрыть научные основы и принципы химических производств с учетом их специфики.
2. Сформировать систему технологических понятий.
3. Познакомить с конкретными химическими производствами и производствами, использующими химические процессы.
4. Дать представление о практическом применении веществ и материалов в быту, в народном хозяйстве.
5. Раскрыть основы химизации народного хозяйства и перспективы ее развития, показать взаимосвязи науки, производства и общества.
6. Выработать умения решать задачи с производственным содержанием, производить лабораторные операции, практически определять вещества.
7. Осуществить ориентацию учащихся на профессии, связанные с химией; трудовое воспитание школьников.