Формирование научного мировоззрения

Тема 4. Направления воспитания

План

1. Понятие содержания воспитания.

2. Нравственное воспитание.

3. Формирование научного мировоззрения

4. Гражданско-правовое воспитание.

5. Трудовое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

7. Физическое воспитание.

Понятие содержания воспитания

Содержание воспитания – это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.

Содержание воспитания необходимо структурировать, оформлять конструктивно, чтобы облегчить составление программ воспитания и определить пути и средства реализации этих программ.

Содержание воспитания определяется целью воспитания – всестороннее и гармоническое развитие личности – и конкретизируется в ряде задач, отражающихся в виде направлений: умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание. Подобное деление использовалось афинской системой воспитания еще в период античности, это разделение удобно как аналитическая, познавательная операция и как рациональная организационная форма для практики.

В советской педагогике преобладала ориентация содержания воспитания на интересы государства, слабо была представлена направленность воспитания на формирование своеобразие личности, имеющей свои интересы, потребности.

В постсоветской педагогике О.С. Газман предложил рассматривать содержание воспитания как элементы, составляющие базовую культуру личности, культуру ее жизненного самоопределения: интеллектуальную, трудовую, физическую, политическую и другую. В данном подходе не отрицаются традиционные направления воспитания, при этом подчеркивается ориентация на активность и самостоятельность личности в процессе воспитания.

Таком образом, направление воспитания можно рассматривать как ту или иную область содержания воспитания, ориентирующуюся на решение определенных задач, предполагающую усвоение воспитанником тех или иных компонентов социокультурного опыта (знаний, умений, норм, ценностей и т.д.). То или иное направление воспитания позволяет формировать соответствующие личностные качества, личностную культуру воспитанников (нравственную, эстетическую, политическую, физическую, трудовую, интеллектуальную).

Нравственное воспитание

Нравственное направление воспитания нацелено на усвоение ценностей и норм морали и формирование нравственности, гуманности.

Мораль представляет осознанную личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. Нравственность – это личностная характеристика, регулирующая индивидуальное поведение человека и объединяющая такие его качества как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Гуманность понимается как совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Механизмом формирования нравственности и гуманности является совесть. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» совесть определяется как нравственное самосознание личности, способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.

Нравственное воспитание происходит на уроках литературы, истории, через знакомство с этическими учениями, нравственными проблемами и способами их разрешения, с примерами реальных и исторических личностей-носителей этических идеалов. Воспитанники усваивают опыт нравственного самосовершенствования, умения самоанализа, методы самовоспитания. Важно научить детей нормам этического поведения с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах.

Вызывает интерес проведение дискуссий, связанных с нравственной проблематикой, например, о допустимости насилия во благо; о том, каким должно быть милосердие в современном обществе; о сущности гуманизма подлинного и абстрактного, о социальной справедливости и несправедливости и т.д.

Необходимо укрепление традиций школьного и классного коллектива, основанных на нравственных ценностях. При организации коллективной учебной, общественно полезной деятельности важно включение детей в ситуации взаимопомощи, проявления сочувствия, сопереживания и сорадования, приобретение опыта милосердия к тем, кто нуждается, защиты младшего, слабого.

В процессе нравственного воспитания следует формировать дисциплинированность как качество личности, которое проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям. Необходимо разъяснение школьникам важности соблюдения дисциплины в интересах самой личности, коллектива и общества, педагогам следует требовать внутренне осознанного соблюдения школьной дисциплины.

Пример гуманного отношения педагога как к воспитанникам, так и к остальным людям обладает особой воспитательной силой, он может убедительно подкрепить рассуждения, беседы и рассказы о гуманности. Воспитатель должен служить образцом дисциплинированности и нравственной ответственности.

Целями и результатом нравственного воспитания являются нравственная культура личности, в основе которой лежит гуманистическое мировоззрение, деятельная любовь к людям, рефлексия как понимание другого, эмпатия как способность к сопереживанию, толерантность; сознательная дисциплина, а также культура поведения, в которой органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура.

Формирование научного мировоззрения

Формирование научного (философского) мировоззрения направлено на развитие интеллектуальной культуры учащихся.

Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир, природу, общество, мышление.

Научное мировоззрение, будучи способом осмысления, понимания и оценки объективной реальности и воплощая в себе достижения мировой цивилизации, вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества

Интеллектуальное развитие в процессе формирования научного мировоззрения школьников осуществляется на уроках по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов и факультативных занятиях. Здесь происходит знакомство с историей научных идей и открытий, с примерами жизни выдающихся ученых, с аспектами научной методологии. Школьники овладевают основами исследовательской культуры, учатся применять различные методы познания, совершенствуют умения обработки различных видов информации, в том числе овладевают компьютерными технологиями.

Учащиеся участвуют в работе кружков по предмету, в предметных олимпиадах, в создании научно-исследовательских проектов. В старших классах организуются «круглые столы», конференции, семинары, диспуты по обсуждению современных проблем научных исследований.

Интерес вызывают встречи с исследователями в различных областях наук, экскурсии в научно-исследовательские учреждения: институты, лаборатории, центры, в этом направлении можно эффективно использовать ресурсы Интернета, возможности виртуальных контактов, дистанционного образования.

К результатам данного направления воспитания относится интеллектуальная культура, включающая целостную систему мировоззренческих убеждений, глубину научных знаний; способность диалектического осмысления действительности; исследовательскую культуру; социальную активность личности.

Наши рекомендации