Спрос и закономерности его изменения

Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения

Понятие и составляющие рыночного механизма

Сделки между покупателями и продавцами осуществляются на рынке. Первоначально рынок возник и определялся как физическое место встречи продавцов и покупателей, где совершались акты купли-продажи товаров. В таком понимании рынок существует и сегодня, однако, его роль в современной экономике незначительна. По мере развития и углубления общественного разделения труда и специализации границы рынка расширились, а вместе с ними изменились его содержание и функции. В настоящее время рынок выступает скорее как форма взаимосвязи между обособленными экономическими агентами, при которой происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой.

Объектом купли-продажи на рынках могут быть как потребительские товары, так и ресурсы, соответственно различают два вида рынка:

- рынок потребительских благ;

- рынок ресурсов (труда, земли, капитала).

На рынках экономические субъекты осуществляют связи друг с другом по поводу экономических благ. Движение благ образует своеобразный кругооборот. (рис. 5).

Внутренний круг описывает потоки благ и ресурсов в натуральном выражении. Домашние хозяйства продают принадлежащие им факторы производства фирмам через рынки ресурсов. Фирмы превращают эти факторы в готовую продукцию – товары, которые они затем продают домашним хозяйствам на рынках потребительских благ. Круг замыкается.

Внешний круг направлен в противоположную сторону и описывает эквивалентные денежные потоки. Приобретая у домашних хозяйств факторы производства, фирмы платят им деньги, которые являются доходами домашних. Эти деньги хозяйства расходуют на рынках товаров и услуг. Завершен второй круг.

И домохозяйства и предприятия выступают на обоих основных рынках, но в каждом случае на их противоположных сторонах. На ресурсном рынке предприятия выступают как покупатели, то есть на стороне спроса, а домохозяйства, как владельцы ресурсов, выступают продавцами, то есть на стороне предложения. На рынке потребительских благ они меняются позициями. Каждый из экономических субъектов и покупает и продает.

               
   
 
     
 
 
 
 
 
 
 

Модель кругооборота отражает постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос порождает предложение, а предложение развивает спрос.

Модель кругооборота можно представить как кругооборот спроса и предложения (рис. 14).

 
  Спрос и закономерности его изменения - student2.ru

Рис.14. Кругооборот спроса и предложения

Взаимодействие спроса и предложения происходит посредством механизма цен.

Цена – сигнал для покупателей и продавцов. Цены координируют решения производителей и потребителей на рынке. Более высокие цены снижают количество покупок потребителями и стимулируют производство. Низкие цены стимулируют потребление и сдерживают производство.

Таким образом, рынок – это отношения, возникающие между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг, в результате которых определяются цена и объемы реализации блага.

Составляющие рыночного механизма – спрос, предложение, цена.

Спрос и закономерности его изменения

Рыночный спрос – это то количество товаров и услуг, которое потребители хотят и в состоянии приобрести по любой из возможных цен за единицу времени в данных экономических условиях.

Взаимосвязь между ценой и количеством спрашиваемого продукта графически иллюстрируется кривой спроса и отражается в законе спроса.

       
 
Р
    Спрос и закономерности его изменения - student2.ru
 
 
 
  Спрос и закономерности его изменения - student2.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Q

Рис. 15. Зависимость величины спроса от цены

Нисходящий наклон кривой говорит об обратной зависимости между ценой на товар и спросом на него. Кривая спроса обозначается английской аббревиатурой - D.

Закон спроса гласит: При снижении цены количество спрашиваемого товара увеличивается и, наоборот.

Действие закона спроса объясняется:

1) Действием закона убывающей предельной полезности. В любой данный момент времени каждый покупатель получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей приобретаемой им единицы продукта. Следовательно, покупатели покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

2) Действием эффекта дохода. Снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

3) Действием эффекта замещения. При более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже.

Итак, при изменении цены изменяется количество спрашиваемого продукта, то есть наблюдается движение по кривой спроса (рис. 16).

Однако цена товара может оставаться неизменной, а спрос меняться. Происходит это под влиянием неценовых факторов спроса.

Неценовые факторы:

- Доход потребителя.Очевидно, что с ростом дохода спрос потребителя будет изменяться. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимости от измененияденежного дохода потребителя, называются товарами низшей категории.

- Вкусы и предпочтения покупателей.

- Инфляционные ожидания покупателей.

- Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Если при росте цены на один товар спрос на другой снижается, то данные товары – взаимодополняющие. Если же при росте цены на один товар спрос на другой растёт, то данные товары – взаимозаменяемые.

- Число покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке потребителей обуславливает повышение спроса, и наоборот.

Зависимость объема спроса от всех определяющих его факторов показывает функция спроса.

(1)
QD = f (P, Z1, Z2, …Zn),

где Р – цена;

Z1, Z2, …Zn – неценовые факторы.

Не следует смешивать понятия «изменение спроса» и «изменение величины спроса».

Изменение одной или более детерминант спроса (неценовых факторов: потребительских вкусов, числа покупателей на рынке, денежных доходов, цен на другие товары или потребительских ожиданий) – вызывает изменение спроса.

1) Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо (от D1 к D2).

2) Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево (от D1 к D3).

Изменение цены продукта вызывает изменение величины спроса, ведет к перемещению от одной точки к другой на постоянной кривой спроса (рис. 16).

     
  Спрос и закономерности его изменения - student2.ru
 
   
Q

Рис. 16. Изменение спроса и величины спроса

Существование закона спроса не означает, что он всегда и при любых условиях проявляет свою сущность. Существуют исключения, когда объем спроса и цена данного товара связаны положительной зависимостью.

1) Эффект Гиффена: рост спроса на товар происходит при повышении цены на него. Р. Гиффен (1837-1910) заметил, что в современной ему Англии «чем дороже становится хлеб, тем больше его покупали. Дело в том, что бедные слои населения в Англии имели очень низкий доход и жили в нищете. Повышение цен на хлеб – необходимый продукт питания – так сильно сказывалось на общей покупательной способности населения, что рабочие вынуждены были отказаться от покупки мяса и фруктов, которые были дороже хлеба. Хлеб стал почти единственным продуктом питания, поэтому его стали покупать в еще больших количествах. Эффект Гиффена имеет место при росте спроса на относительно дешевый товар, несмотря на то, что текущая цена на него повысилась.

2) Асимметричная информация, то есть ситуация, когда покупатели судят о качестве товара по его цене. Например, низкие цены «сигнализируют» покупателю о низком качестве товара или наоборот, высокие цены рассматриваются как сигнал высокого качества;

3) Эффект Веблена (престижное потребление). Товар в этом случае покупается не столько за его качество, сколько за высокую цену, сама цена становится потребительским благом.

4) Эффект ожидаемой инфляции. В период экономической нестабильности даже незначительное повышение цены товара инициирует инфляционные ожидания, что может привести к росту объема покупок.

Наши рекомендации