Идентификация пищевых продуктов
Слово «идентификация» происходит от латинского ideпtificare, что в переводе на русский язык означает «отождествлять», т.е. идентификация означает «сравнение», «выявление». Обычно под идентификацией понимают действия, направленные на подтверждение подлинности продукции по его происхождению и качеству, отражаемых в наименовании и указанных в маркировке и товаросопроводительных документах.
Идентификация продукции - установление соответствия конкретной продукции образцу или ее описанию.
Описание продукции - набор признаков, параметров, показателей и требований, характеризующих продукцию, установленных в соответствующих документах.
Идентификацию продукции проводят в целяхзащиты потребителя от недобросовестного изготовителя (поставщика, продавца); обеспечения безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья потребителя, его имущества и подтверждения соответствия продукции предъявленным к ней требованиям. Идентификацию проводят в случаях, когда в информации о конкретной продукции представлено неполное описание продукции, либо необходимо подтвердить его достоверность. Идентификацию продукции проводят органы сертификации - при обязательной или добровольной сертификации; уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти - при осуществлении контрольно-надзорных функций в пределах их компетенции; иные организации в случаях, предусмотренных Законам и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, а также в инициативном порядке.
Применительно к пищевым продуктам Федеральным законом рф «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено следующее определение: идентификация пищевых продуктов, материалов и изделий- деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов информации о пищевых продуктах, материалах и об прилагаемых к ним документах и на этикетках.
Это определение включает проверку на соответствие как предъявляемым требованиям, так и сопроводительной информации. Из этого описания исключено сравнение с образцом как способ идентификации, поскольку специфика идентификации пищевых продуктов такова, чтосравнение с описанием занимает в ней основное место. Сравнение пищевых продуктов с образцом используется редко и возможно лишь при проведении дегустационных испытаний по определенным схемам.
Виды идентификации
В зависимости от назначения различают следующие виды идентификации: видовую и партионную.
Видовая идентификация - это установление соответствия наименования продукции ее виду и наименованию, которые обуславливают предъявляемые к ней требования. Видовая идентификация одновременно служит мерой выявления несоответствия, которое определяется как фальсификация продукции.
В видовой идентификации принято выделять ассортиментную и качественную идентификацию.
Ассортиментная идентификация - это установление соответствия наименования продукции по ассортиментной принадлежности. Этот вид идентификации применяется для подтверждения соответствия продукции ее наименованию при всех видах оценочной деятельности, но особое значение имеет сертификация продукции.
Качественная идентификация - установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией. Этот вид идентификации позволяет выявить наличие допустимых и недопустимых дефектов, а также соответствие товарному сорту, указанному на маркировке и/или в сопроводительной документации.
При этой идентификации устанавливаются градации качества: стандартная (подразделяется на сорта, номера, марки и пр.) и не стандартная (условно пригодная на пищевые цели, отход или непригодная на пищевые цели) продукция. Если стандартная продукция подразделяется на товарные сорта, то устанавливается соответствие товарному сорту, указанному на маркировке или сопроводительных документах. При обнаружении несоответствия сорту отрицательный результат идентификации констатируется как особый вид фальсификации - nересортица.
Партионная (товарно-партионная) идентификация (идентификация товарной партии) - установление принадлежности представленной части продукции (объединенной пробы, среднего образца, единичных экземпляров) конкретной товарной партии. Сложность идентификации партии заключается в том, что в большинстве случаев отсутствуют или не очень надежны критерии для такой идентификации. Очень трудно установить принадлежность продукции определенного наименования, например, пшеничного хлеба из муки высшего сорта, произведенного одним хлебозаводом, но разными сменами и/или из муки разных поставщиков.
За рубежом делаются попытки наносить на упаковку или продукцию определенную информацию, позволяющую идентифицировать продукцию, в том числе и его принадлежность к конкретной товарной партии. В России маркировка, идентифицирующая конкретную товарную партию, применяется лишь для консервов путем нанесения на донышко банки сведений о наименовании консервов (ассортиментный номер по ОКП), сведений о предприятии – изготовителе (порядковый номер по ОКПО), индекса ведомства, которому принадлежит предприятие-изготовитель, номера смены, даты, месяца и последних цифр года изготовления (или срока годности). Вероятно, аналогичные способы товарно-партионной идентификации целесообразно разработать и для других продуктов.