Тема 4.10. Нормирование труда различных категорий работников
По функциям, выполняемым работниками предприятия, выделяют следующие группы работников: рабочие (основные, вспомогательные), руководители, специалисты, служащие и младший обслуживающий персонал.
К основным рабочим относят рабочих – станочников. Основное время на станочные работы нормируется исходя из режимов резания - глубины, подачи и скорости резания. Время вспомогательных приемов определяется исходя их времени на установку заготовки и снятия детали, время, связанное с выполнением операции (изменение режимов), время на контрольные измерения. Оперативное время определяется как сумма основного и вспомогательного времени :
Время подготовительно – заключительной работы , обслуживания и на отдых и личные надобности выбирается по соответствующим нормативам на станочные работы.
Время на изготовление одного изделия (штучное время) - определяется как сумма оперативного времени, времени на обслуживание и времени на отдых и личные надобности:
Если к штучному времени добавить время подготовительно – заключительное, приходящееся на одну штуку, то получим штучно – калькуляционное время .
где размер партии деталей.
Работы, выполняемые вспомогательными подразделениями предприятий (труд вспомогательных рабочих), могут быть подразделены на две основные группы: работы по подготовке производства и работы по его обслуживанию. Работы по подготовке производства (изготовление вспомогательных материалов, инструментов и другой оснастки) по содержанию аналогичны работам основного производства, поэтому нормирование труда рабочих, выполняющих эти работы, осуществляется теме же методами, что и труда основных рабочих. Работы по обслуживанию производства отличаются разнообразием по составу, условиям выполнения, нестабильностью по объему и степени повторяемости. Поэтому для нормирования труда вспомогательных рабочих используют такие группы методов как опытно – статистические, расчетно-аналитические, методы математической статистики.
Наиболее распространенным является расчетно-аналитический метод. В его основе лежат расчеты норм времени, обслуживания и численности.
ü Норма времени обслуживания определяется ( ):
где время выполнения основных функций на единицу измерения объёма работы;
число единиц объема работы;
коэффициент, учитывающий время на выполнение дополнительных функций (отдых, обслуживание).
ü Норма обслуживания ( .) для вспомогательных рабочих определяется:
ü Норма численности ( .) вспомогательных рабочих определяется исходя из норм времени обслуживания:
где объем работ;
– коэффициент сменности;
– продолжительность рабочей смены.
Основные категории вспомогательных рабочих предприятия: слесари, транспортировщики, контролеры, кладовщики, и т.д.
Нормы времени на ремонтные работы устанавливаются на одну ремонтную единицу по системе планово – предупредительного ремонта (ППР). При расчете норм учитывается метод выполнения ремонтных работ, тип производства, срок службы оборудования и т.д.
Расчет численности слесарей по ремонту и обслуживанию оборудования можно вести по формуле:
где – трудоемкость ремонтных работ за год;
– фонд времени одного рабочего за год;
– коэффициент выполнения норм.
Трудоемкость ремонтных работ определяется:
где - количество капитальных ремонтов, средних, малых и осмотров;
– продолжительность одного капитального ремонта, среднего, малого и осмотра.
Трудоемкость работ по обслуживанию оборудования может быть также определена на основе данных о ремонтной сложности оборудования ( ) (характеризует степень сложности ремонта; указана в паспортных данных оборудования), коэффициента, учитывающего возраст оборудования ( ) и коэффициента, показывающего долю машинного времени в общем фонде времени использования оборудования ( ).
Величины и устанавливаются по паспортным данным оборудования. Коэффициент, учитывающий долю машинного времени в общем фонде времени использования оборудования ( .) определяется:
где время работы оборудования;
время занятости рабочего обслуживанием оборудования;
время простоя оборудования.
При нормировании труда рабочих-транспортировщиков исходят из характера обслуживания, применяемого на предприятии. Оно может быть централизованным и децентрализованным.
Централизованное обслуживание предусматривает выполнение погрузочно-разгрузочных работ и транспортных операций специализированной транспортной службой. При децентрализованной системе эти работы выполняет каждое производственное подразделение самостоятельно.
Необходимым условием организации и нормирования труда транспортных рабочих является технологическая и организационная регламентация транспортного процесса. Технологическая регламентация означает, что регламент труда транспортных рабочих должен базироваться на рациональной технологии выполнения работ, а организационная регламентация предусматривает проектирование трудовых процессов транспортного обслуживания.
Для данных работ используют как прямые, так и косвенные методы нормирования, при которых численность соответствующей группы работников устанавливается не по трудоемкости, а косвенно, т.е. учитывает влияние ряда факторов.
Например, численность рабочих-транспортировщиков может быть установлена в зависимости от грузооборота. Для этого устанавливают зависимость численности от объема грузооборота. Норма времени на транспортирование груза по маршруту в расчете на один рейс определяется:
где – время на погрузку;
– время на транспортировку;
– время на разгрузку;
– время на возвращение порожняком;
– коэффициент, учитывающий время на выполнение дополнительных функций (отдых и личные надобности).
Норма выработки в тоннах на один рейс определяется:
где – средняя масса груза перевозимого за один рейс;
– норма времени на 1 тонну.
Норма времени на 1 тонну определяется:
где – нормативная численность рабочих, необходимая для выполнения работы.
Норма численности рабочих - транспортировщиков определяется:
где – число рейсов в смену (определяется отношением объема груза, перевозимого в смену к средней грузоподъемности транспорта);
– время на транспортирование груза;
Нормирование труда контролеров определяется с учетом следующих факторов: группы сложности деталей, вида заготовок, массы деталей, точности обработки и т.д. Техническому контролю подвергаются материалы, полуфабрикаты, детали, узлы, готовая продукция и т.д.
Норма времени обслуживания для контролеров определяется:
где – коэффициент выборочности контроля;
– норма времени на выполнении операции контроля по нормативам;
– коэффициент, учитывающий время на отдых и личные надобности.
где процент выборочности контроля.
коэффициент, учитывающий массу изделия.
Таблица 6.1
Данные коэффициента
Масса изделия с наибольшим выпуском, кг | До 1,0 | 1,0-10 | 10-20 | 20-60 | Св.60 |
Значение коэффициента | 1,3 | 1,1 | 1,0 | 0,8 | 0,7 |
Трудоемкость контроля по каждой операции можно определить:
где – программа выпуска деталей в сутки.
Численность контролеров определяется:
На предприятиях общественного питания мы сталкиваемся с такой категорией рабочих, как повар, официант; в торговле – продавец. Труд повара связан с производством и оформлением блюд; труд официанта направлен на обслуживание потребителей, оказание услуг по сервировке стола, получению блюд на кухне, доставке их в зал и т.д.; труд продавца - обслуживание покупателей.
Численность работников общественного питания определяется на основе плана товарооборота по предприятию, установленной нормы выработки в рублях и эффективного фонда рабочего времени:
где объем товарооборота;
- норма выработки в единицу времени;
- фонд рабочего времени на одного работника.
Например, численность официантов определяется исходя из количества посадочных мест, закрепленных за одним официантом, с учетом условий и разделения труда.
где количество рабочих мест;
число дней работы предприятия.
Численность барменов, буфетчиков определяется на основании установленного товарооборота для буфета и норм выработки на одного работника в день.
Среднедневная норма обслуживания , например, для продавцов в количестве отпусков покупателям определяется:
где – продолжительность смены в мин.;
– норма затрат времени на один отпуск, сек.
Эта норма обслуживания установлена исходя из того, что весь фонд рабочего времени будет затрачен на обслуживание покупателей. Но необходимо учесть время перерывов в работе из-за отсутствия покупателей.
Тогда норму обслуживания следует рассчитывать по формуле:
где доля основного времени.
Среднедневная норма для продавца в количестве обслуженных покупателей определяется:
где количество отпусков, приходящихся в среднем на одного обслуженного покупателя.
Месячная норма обслуживания определяется:
где сумма оборота, приходящаяся на одного обслуженного покупателя, руб.;
количество рабочих дней в месяце.
По укрупненным нормативным материалам (типовым нормам обслуживания и численности) определяется нормативная численность рабочих других профессий, занятых обслуживанием производства – кладовщики, лаборанты, уборщики помещений и т.д. Рабочие, занятые уборкой служебных и производственных помещений относятся к группе вспомогательных. Норма времени должна учитывать повторяемость уборки, которая устанавливается администрацией с учетом назначения объекта уборки, требований а качеству уборки, соответствующих санитарным нормам.
Оперативное время на уборку объектов одного назначения определяется:
где затраты времени на единицу объема работы по уборке одного объекта, мин.;
средняя повторяемость уборки в смену;
количество объектов уборки одного назначения в одном помещении.
Затраты времени на уборку пола должны учитывать заставленность помещения. Коэффициент заставленности определяется :
где площадь, занимаема предметами, расположенными в помещении;
площадь помещения.
Норма времени на уборку отдельного помещения рассчитывается:
где суммарное оперативное время на уборку объектов различного назначения одного помещения, мин.;
соответственно время на обслуживание рабочего места и на отдых и личные надобности, выраженное в процентах к оперативному;
количество объектов уборки одного назначения.
Суммарная норма времени на уборку различных помещений определяется:
где - норма времени на уборку i-го (1,2,3 и.т.д.) помещения, мин.;
количество различных помещений.
Численность рабочих , занятых уборкой служебных и производственных помещений определяется как отношение необходимых затрат времени на выполнение как основных так и дополнительных функций к фонду рабочего времени в планируемом периоде.
чел.
К служащим в настоящее время относятся руководители, специалисты и технические исполнители.
Методы нормирования труда служащих, как и методы нормирования труда рабочих, подразделяются на две группы:
1. Аналитически – расчетные
2. Аналитически – исследовательские
Аналитически – расчетные методы основываются на предварительной разработке нормативных материалов. В настоящее время они получили наибольшее распространение, так как менее трудоемки и позволяют проводить сопоставление напряженности труда различных коллективов и отдельных исполнителей.
Аналитически – исследовательские методы основаны на непосредственном изучении затрат времени в анализируемом подразделении.
При формировании структуры управления производством применяют нормы числа рабочих, подчиненных мастеру производственного участка:
где – численность основных рабочих в цехе;
– средний разряд работы;
– условный показатель типа производства (1 –единичное, 3 – серийное, 5 –массовое).
Общее нормативное количество специалистов и служащих на предприятии устанавливается исходя из количества основных рабочих ( ):
Среднесписочная численность служащих определяется:
где суммарная трудоемкость всех закрепленных за анализируемым подразделением работ, н-час;
полезный фонд времени одного работника, час.;
планируемый процент выполнения норм;
оптимальный коэффициент загрузки работой служащих.
В условиях равномерной загрузки и напряженности нормативов, обеспечивающих 100 %-ый уровень их выполнения, оба коэффициента ( ) равны единице, а численность определяется простым делением трудоемкости на полезный фонд времени одного работника.
В качестве ориентиров по нормам управляемости можно рекомендовать следующие интервалы:
- количество филиалов, замыкающихся на президенте компании должно быть от 3 до 5;
- число прямых объектов управления у вице-президента или директора филиала от 5 до 8;
- число подчиненных лиц у одного управляющего от 6 до8, но не более 10 чел;
- число рабочих в бригаде от 5 до 15 чел.1
На предприятии (в организации) соотношение численности между руководителями, специалистами и техническими исполнителями составляет 0,1: 0,6: 0,3, т.е. в структуре кадров служащих удельный вес руководителей – 10 %, специалистов – 60 %, технических исполнителей – 30 %. Таким образом, на каждого руководителя должно быть предусмотрено в среднем по предприятию (организации) шесть специалистов и три технических исполнителя.2
По разработанной в своё время методике НИИ труда, оптимальная численность делопроизводственного персонала по отношению к общему количеству работников учреждения составляет: для министерств, ведомств и других учреждений 12 – 15 %, для предприятий - 0,4 %. Например, если общая численность работников организации 100 человек, то 12 – 15 человек должны заниматься документационным обеспечением.
Нормы численности муниципальных служащих Администраций городов состоят из норм управляемости и норм соотношения численности муниципальных служащих по категориям должностей. Для целей формирования структуры Администрации города рекомендуется в качестве ориентиров применять следующие нормы управляемости: штатная численность не может быть менее:
а) в департаменте – 35 человек;
б) в комитете – 20 человек;
в) в управлении – 12 человек;
г) в отделе – 5 человек.
Рекомендуемые нормативы численности управленческого персонала на производственном предприятии следующие:
1. Для категории вспомогательных рабочих – 16-25 % от числа основных рабочих.
2. Для категории линейные руководители и функциональные специалисты – 10-13 % от общего числа рабочих.
В случае если на выполняемые работы не разработаны нормативы времени. То используют метод нормирования с помощью построения рациональных балансов.
Этапы метода:
1. По должностным инструкциям и квалификационным справочникам должностей производится группировка затрат времени и работ.
2. Определяется исходный фонд времени работников по каждой должности путем умножения числа работников данной должности на полезный месячный фонд времени (174,6 часа).[3]
3. Нормативный баланс проектируется путем определения необходимых затрат времени по каждому виду работ на основе фактического баланса.