Понятие и виды производственно-сбытовых издержек
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика организации»
На тему «Расчет и анализ себестоимости продукции»
Вариант № 11
Выполнил студент группы 1193
Хаустов А. В.
Руководитель:
Асс. Кузнецова О. А.
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….………………...3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СЕБЕСТОИОСТИ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………………………………………4
1.1 Понятие и виды производственно - сбытовых издержек………………………………...4
1.2 Себестоимость продукции: понятие, состав, структура и виды……………….………...6
1.3 Расчет себестоимости по статьям калькуляции…………………………………………..8
1.4 Методы отнесения косвенных затрат на единицу продукции………………………….12
1.5 Анализ структуры и рентабельности себестоимости единицы продукции……………13
2 РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ…………………………………15
2.1 Расчет прямых (переменных) затрат на единицу продукции……………………………15
2.2 Расчет косвенных затрат на единицу продукции ………………………………………..16
2.3 Расчет полной себестоимости единицы продукции……………………………………..17
3 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ……………………………………………….26
3.1 Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж……………………………..26
3.2 Анализ рентабельности видов продукции и разработка предложений по изменению состава и структуры выпускаемой и реализуемой продукции…………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..............................28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...…………………………………………29
Исходные данные
Показатель | Данные по видам изделий | ||
А | В | С | |
1. Объем производства, шт./год | |||
2. Стоимость сырья и материалов, р./шт. | |||
3. Стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, р./шт. | |||
4. Трудоемкость изделия, нормо-ч | |||
5. Средняя тарифная ставка, р./нормо-ч | |||
6. Процент дополнительной заработной платы производственных рабочих, % | |||
7. Затраты машинного времени на изделие, маш.-ч/шт. | |||
8. Средняя стоимость машино-часа, р./ маш.-ч | |||
9. Годовая смета общепроизводственных расходов, тыс. р. | |||
10. Годовая смета общехозяйственных расходов, тыс. р. | |||
11. Годовая смета коммерческих расходов, тыс. р. | |||
12. Годовой фонд основной заработной платы, тыс. р. | |||
13. Годовой фонд дополнительной заработной платы, тыс. р. | |||
14. Годовой объем товарной продукции, рассчитанный по производственной себестоимости, тыс. р. |
Норматив транспортно-заготовительных расходов 10%
Соц нужны 30%
Нормативная прибыль от полной себестоимости 20%
ВВЕДЕНИЕ.
Роль показателя себестоимости продукции в рыночных условиях занимает почетное место. Правильно спланировав себестоимость можно выявить и использовать имеющиеся снижения издержек производства, а также увеличить внутрихозяйственные накопления (ведущие к увеличению рентабельности производства). Анализ показателя, в свою очередь, дает понять темп роста объема производства и реализации продукции, интенсивность повышения качества. Осознанное владение понятием «себестоимость» дает возможность делать правильные решения в вопросах выбора метода распределения накладных расходов, выявлять причины излишних затрат. Все изложенное показывает и подчеркивает актуальность темы курсовой работы.
Тем самым, целью исследования данной работы является расчет и анализ себестоимости, определение анализа продукции для разработки предложений по изменению состава и структуры выпускаемой продукции с целью устранения проблем, связанных с управлением производственно-сбытовыми издержками. Для достижения поставленной цели были поставлены и выполнены задачи, включающие в себя теоретическую, расчетную части и анализ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.
Понятие и виды производственно-сбытовых издержек.
Производственно-сбытовые издержки представляют собой совокупность расходов организации (предприятия), выраженных в денежной форме, на производство и реализацию продукции (работ, услуг). К издержкам производства относят издержки на изготовление продукции. К издержкам обращения (реализации) – расходы организации (предприятия) на проведение маркетинговых исследований, продвижение продукции на рынок, рекламу продукции, затраты на сопровождение, гарантийный надзор и устранение недостатков, выявленных в процессе эксплуатации, а также расходы на подготовку и освоение производства, подготовку кадров и другие расходы, связанные с извлечением прибыли.
Снижение производственно-сбытовых издержек является существенным фактором роста конкурентоспособности организации (предприятия). Так, снижение удельных издержек ведет при прочих равных условиях к росту конкурентоспособности продукции и, как следствие, – к росту объемов продаж и прибыли. Это позволяет предприятию инвестировать больше средств для совершенствования продукции и технологического развития организации (предприятия), что, в свою очередь, создает предпосылки к росту производительности труда и дальнейшему снижению затрат.[1]
Классификация производственно-сбытовых издержек:
1. По объекту отнесения – издержки на изделие, процесс или структурное подразделение.
2. По способу отнесения затрат на единицу определенного вида продукции – прямые и косвенные издержки.
3. По характеру зависимости от объема производства – постоянные и переменные издержки.
4. По роли в производственном процессе – производственные и внепроизводственные издержки.
5. По периодичности возникновения – текущие и единовременные.
На основе учета редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования выделяются экономические или вмененные издержки производства. Они непосредственно связаны с отказом от возможности производства альтернативных товаров. Экономические издержки любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости при наилучшем из всех возможных вариантов использования.
В зависимости от собственности и системы учета экономические издержки производства могут быть внешними и внутренними.
Внешние издержки – те денежные выплаты поставщика трудовых услуг, сырьевых, материальных и других ресурсов. Они называются бухгалтерскими издержками производства и соответствуют затратам на наших предприятиях.
Внутренние издержки – денежные расходы на ресурсы, принадлежащие предприятию. В состав внутренних издержек включают нормальную прибыль предпринимателя, доход на собственный дополнительно используемый ресурс и т. п.
Кроме них, с 1923 года применяются постоянные и переменные издержки производства, которые в совокупности образуют полные и валовые.
Постоянные - это такие издержки производства, величина которых не меняется в данный период времени при увеличении или уменьшении объема производства. К ним относятся часть ежегодной амортизации зданий и оборудования, заработная плата высшего управленческого персонала и ведущих специалистов, рентные платежи, страховые взносы и т.д. Постоянные издержки обозначаются как «FC» (от англ.fixed costs).
Переменные - издержки производства, величина которых меняется в зависимости от объема производства. К ним относятся: заработная плата рабочих, расходы на сырье, материалы, топливо, энергию и т.п. переменные издержки обозначаются как «VC» (от англ. variable costs ). Переменные издержки в зависимости от динамики изменения делятся на три вида: пропорциональные, дегрессивные и прогрессивные.
Пропорциональные переменные - это такие издержки, которые изменяются в относительно той же пропорции, что и производство продукции
Дегрессивные переменные - издержки, которые изменяются в относительно меньшей пропорции, чем производство продукции.
Прогрессивные переменные - издержки, которые изменяются в относительно большей пропорции, чем производство продукции.
Важное значение в условиях рынка имеют и средние издержки производства – в расчете на единицу продукции.
Средние издержки обычно используются для сравнения с ценой, которая указывается в расчете на единицу продукции, и при этом можно рассчитывать прибыль на единицу продукции.
В экономическом анализе широко применяется исследование предельных издержек. Предельными - называются дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Предельные издержки имеют стратегическое значение, так как они представляют собой те из них, которые предприятию придется нести в случае производства последней единиц продукции или необходимости решать вопрос производить ли еще несколько единиц продукции или нет. [2]
Последние две категории производственно-сбытовых издержек – это прямые и косвенные (накладные) издержки.
Прямые издержки - это такие издержки, которые можно полностью отнести к товару или услуге. К ним относятся: стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг; заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров; иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).
Косвенные (накладные) издержки — это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом. Они включают:
• расходы на содержание административного аппарата;
• арендную плату;
• амортизацию;
• проценты за кредит и т.п. [3]