Понятие и виды производственно-сбытовых издержек

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика организации»

на тему «Расчет и анализ себестоимости продукции»

Вариант № 3

Выполнил: Бесстрахов А. А.

Факультет: ИБС

Группа: 1502

Руководитель: Лебедева Т. Н.

Санкт-Петербург

Содержание

Введение

1. Теоретические основы расчета и анализа себестоимости продукции. 3

1.1. Понятие и виды производственно-сбытовых издержек. 4

1.2. Себестоимость продукции: понятие, состав, структура и виды.. 6

1.3. Расчет себестоимости по статьям калькуляции. 10

1.4. Методы отнесения косвенных затрат на единицу продукции. 13

1.5. Анализ структуры и рентабельности себестоимости единицы продукции. 13

2. Расчет себестоимости единицы продукции. 16

2.1. Расчет прямых (переменных) затрат на единицу продукции. 17

2.2. Расчет косвенных затрат на единицу продукции. 18

2.3. Расчет полной себестоимости единицы продукции. 20

3. 3. Анализ себестоимости продукции. 25

3.1. Анализ структуры себестоимости и расчет объема продаж.. 25

3.2. Анализ рентабельности видов продукции и разработка предложений по изменению состава и структур выпускаемой и реализуемой продукции. 28

3.3 Заключение. 32

3.4. Список литературы.. 34


Введение

Целью данной курсовой работы по предмету «экономика организации» для студентов технического профиля является повторение, закрепление и углубление знаний по теме «расчет и анализ себестоимости продукции», а также приобретение навыков в практическом применении этих знаний, т.е. выполнение расчетов и анализ экономических показателей. Более того, представленные в данной курсовой работе выводы могут быть использованы при разработке программ по снижению издержек на предприятии.

Актуальность и применимость данного механизма на практике объясняется тем, что в рыночных условиях есть потребность в расчете дохода предприятия в зависимости от себестоимости продукции.

Главная цель деятельности любой организации в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой цели всегда ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки - это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек на производство и их величины на перспективу

Грамотная организация внутреннего контроля за себестоимостью продукции (товаров, работ, услуг) организации позволяет не только объективно и своевременно определять издержки на производство, вести контроль за выпуском продукции (товаров, работ, услуг), выполнением плана и соблюдением сметы издержек на производство, но и выявлять резервы снижения, определять пути оптимизации себестоимости, что даст возможность существенно повысить рентабельность и конкурентоспособность продукции (товаров, работ, услуг).

В ходе данной работы нам предстоит: изучить механизм формирования себестоимости продукции, научиться определять цену выпускаемых изделий и понять механизм ценообразования. Также нам предстоит научиться анализировать данные о затратах предприятия на производство и реализацию товара для того, чтобы выяснить какое производство принесет наибольшую прибыль предприятию.

Теоретические основы расчета и анализа себестоимости продукции

Понятие и виды производственно-сбытовых издержек

Для производства качественной и конкурентоспособной детали (продукции) предприятие (организация) вынуждено вкладывать средства в производственные факторы. Затраты на эту сферу являются расходами (издержками) предприятия.

Производственно-сбытовые издержки представляют собой совокупность расходов организации (предприятия), выраженных в денежной форме, на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Издержки производства - издержки на сырье и материалы, зарплату, средства труда и амортизацию, а также другие расходы. Издержки производства - затраты на производство, которые должно понести организация с целью производства продукции (товаров, работ, услуг) и последующего получения прибыли. В цене единицы продукции (товаров, работ, услуг) издержки производства составляют одну из двух ее частей. [3]

К издержкам обращения (реализации) относят расходы организации (предприятия) на проведение маркетинговых исследований, продвижение продукции на рынок, рекламу продукции; затраты на сопровождение, гарантийный надзор и устранение недостатков, выявленных в процессе эксплуатации, а также расходы на подготовку кадров и другие расходы, связанные с извлечением прибыли.

Производственно-сбытовые издержки в зависимости от целей и задач экономического анализа могут быть классифицированы по ряду признаков (табл. 1).

Таблица 1.

Признак классификации Вид затрат (издержек)
по объекту отнесения (месту возникновения) на изделие (группу изделий); на процесс; на структурное подразделение
по способу отнесения затрат на единицу определённого вида продукции прямые; косвенные
по характеру зависимости от объёма производства постоянные; переменные
по роли в производственном процессе производственные; непроизводственные
по периодичности возникновения текущие; единовременные

В зависимости от избранного объекта отнесения все издержки могут быть разделены на прямые и косвенные.

Прямые - это затраты, связанные с изготовлением только данного вида продукции и относимые непосредственно на себестоимость данного вида продукции. Величина их может быть непосредственно рассчитана на объект отнесения на основе первичных документов (конструкторской и технологической документаций, накладных, счётов-фактур и т.п.)

Косвенные затраты - при наличии нескольких видов продукции не могут быть отнесены непосредственно ни на один из них и подлежат распределению косвенным путем. К косвенным издержкам относятся общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы.

С учётом характера влияния объёма производства (сбыта) продукции на величину затрат они делятся на постоянные и переменные.

Под постоянными затратами понимают такие затраты, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от объема и структуры производства и реализации. К постоянным издержкам относятся отчисления на амортизацию, арендная плата, заработная плата управленческого персонала и прочие затраты, которые имеют место, даже если предприятие не производит продукцию. В определенном диапазоне выпуска общая сумма этих издержек остается практически неизменной

К переменным обычно относят затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, часть трудовых ресурсов, т.е. те издержки, уровень которых изменяется с изменением объема производства. К переменным обычно относят затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, часть трудовых ресурсов, т.е. те издержки, уровень которых изменяется с изменением объема производства

К переменным относят издержки, величина которых в расчёте на единицу продукции практически не зависит от объёма выпуска (объёма продаж).

Деление издержек на постоянные и переменные является условным, поскольку подобная классификация распространяется лишь на краткосрочный период.

По отношению издержек к производственному процессу они делятся на производственные и непроизводственные. К производственным относят издержки, возникающие в процессе производства (на заготовительной, обрабатывающей или сборочной стадиях производства). К непроизводственным относят издержки, непосредственно не связанные с производственным процессом (сбытовые затраты, административно-хозяйственные расходы организации (предприятия)).

1.2. Себестоимость продукции: понятие, состав, структура и виды

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции и складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) экономических ресурсов (природных, материальных, трудовых и т.д.).

Себестоимость продукции – это обобщающий показатель, характеризующий все стороны хозяйственной деятельности. Является качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.

Себестоимость продукции является не только экономической категорией, но и качественным показателем, т.к. она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. По величине и динамике данного показателя можно судить об уровне управления, планирования, организации труда, техническом уровне производства и т.д.

Основным документом, которым руководствуются при формировании себестоимости продукции на предприятии является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

• учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

• база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и

рентабельности;

• экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

• определение оптимальных размеров предприятия;

• экономическое обоснование и принятие

• управленческих решений и др.

Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей), а методы калькулирования определяются самими предприятиями [9, с. 56].

Расходы по обычным видам деятельности группируют по месту их возникновения, видам продукции (работ, услуг) и видам расходов.

По месту возникновения расходы группируют по производствам, цехам и участкам и другим структурным подразделениям организации. Такая группировка затрат необходима для организации внутризаводского хозрасчета и определения производственной себестоимости продукции.

По видам продукции (работ, услуг) расходы группируют для расчета их себестоимости.

По видам расходов затраты группируют по элементам затрат и статьям калькуляции.

Расходы организации на производство продукции складываются из следующих элементов:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных расходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме расходов. При этом по элементам материальных затрат показывают только покупные материалы, изделия, топливо и энергию. Оплату труда и отчисления на социальные нужды отражают только применительно к персоналу основного производства.

Для расчета себестоимости отдельных видов продукции расходы организации группируют и учитывают по статьям калькуляции в следующем виде:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного харак-тера сторонних организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Общепроизводственные расходы.

9. Потери от брака.

10. Прочие производственные расходы.

11. Коммерческие расходы.

Итог первых 10 статей составляет производственную себестоимость продукции. А итог всех 11 статей – полную себестоимость продукции.

Помимо вышеуказанной систематизации затраты на производство классифицируют по ряду других признаков

1. По экономической роли в процессе производства:

- основные - Основными называют затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: расходы, обусловленные приобретением сырья и основных материалов, вспомогательных материалов, и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных;

- накладные - Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием и управлением производством. К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

2. По составу (однородности):

- одноэлементные - Одноэлементными именуют затраты, состоящие из одного элемента: заработная плата, амортизация и др. ;

- комплексные - Комплексными представляются затраты, состоящие из нескольких элементов, например цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входят заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.

3. По способу включения в себестоимость продукции:

- прямые - Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на себестоимость: сырье и основные материалы, потери от брака и некоторые другие;

- косвенные - Косвенные затраты одновременно относятся ко всем видам работ, услуг, продукции (освещение, отопление и др.). Это общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие и другие расходы.

4. По отношению к объему производства:

- переменные - К переменным относят затраты, размер которых изменяется пропорционально объему производства продукции: затраты на приобретение сырья и основных материалов, заработная плата производственных рабочих;

- условно-переменные - Условно-переменные расходы нормируются на единицу продукции, их размер изменяется не прямопропорционально объему производства (например, затраты на основные материалы, сдельная заработная плата производственных рабочих и т.п.);

- условно-постоянные - Величина условно-постоянных расходов лимитируется по цеху или организации в целом и не находится в прямой зависимости от объема производства продукции (например, расходы на освещение и отопление помещений, заработная плата управленческого персонала и т.п.); указанные расходы входят в состав общехозяйственных расходов.

5. По периодичности возникновения:

- текущие - К текущим расходам относятся расходы, имеющие частую периодичность, например расходы на приобретение сырья и материалов,;

- единовременные - расходы на подготовку освоения новых видов продукции и др..

6. По участию в процессе производства:

- производственные - К производственным принадлежат все расходы, обусловленные изготовлением товарной продукции и образующие ее производственную себестоимость;

- коммерческие - Внепроизводственные (коммерческие) расходы связаны с реализацией продукции покупателем. Производственные и внепроизводственные расходы образуют полную себестоимость товарной продукции.

7. По эффективности:

- производительные - Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства. Производительные расходы планируются, поэтому они еще называются планируемыми;

- непроизводительные - Непроизводительные расходы являются следствием недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных работ и др.).

Наши рекомендации