Слово «синтетическое» на канистре теперь не означает способ получения, а является лишь термином, описывающим потребительские свойства масла
Полусинтетические масла
Полусинтетическиемасла изготавливают на основе высококачественных минеральных масел с добавлением синтетических компонентов. При этом синтетические компоненты могут быть как ПАО, так и гидрокрекинговыми. Полусинтетические масла обладают улучшенными вязкостно-температурными характеристиками по сравнению с минеральными маслами, более эффективной защитой деталей и узлов двигателей от износа, нагара, коррозии.
Отличить синтетическое масло на базе ПАО от масла, полученного по технологии гидрокрекинга, без химического анализа практически невозможно. По своим потребительским свойствам они очень похожи, и синтетическое масло на основе ПАО выделяет лишь указание об этом на упаковке, если производитель пожелает это сделать.
Для большинства покупателей происхождение масла также не важно, за исключением очень взыскательных потребителей. Наиболее значительной нишей, в рамках которой маслам гидрокрекинга трудно выдерживать конкуренцию с маслами ПAO, является производство низкотемпературных веществ, таких как масла и смазки для арктических условий, которые должны иметь исключительно низкую температуру предела текучести.
Принятые обозначения на упаковках моторных масел:
Более 30% ПАО:Fully Synthetic, Full Synthetic, Полностью синтетическое.
Менее 30% ПАО или полностью гидрокрекинговая основа:Semi-Synthetic, Synthetic Based, Synthetic Engineering, Synthetic, Synthetic Technologies, with Synthetic components, Синтетическое, Полусинтетическое, На синтетической основе, С синтетическими компонентами.
5. Классификация моторных масел по вязкости
Наиболее полно вязкостно-температурные характеристики масел, т. е. их свойства при пуске двигателей при отрицательных температурах и возможность обеспечения надежного смазывания деталей при высоких температурах, описывается классификацией Общества автомобильных инженеров(Society of Automotive Engineers)США SAE J 300.Классификация моторных масел по вязкости SAE J 300 общепринята в мировой практике и также используется в России.
Согласно классификации SAE масло классифицируется на
Шесть зимних классов: OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W и
пять летних классов 20, 30, 40, 50, 60.
В этих рядах большим числам соответствует большая вязкость.
Индекс "W" (Winter) - означает возможность применения масла в зимний период.
Сдвоенное обозначение указывает на всесезонное назначение масла, (например: OW-40,
1OW-30).
Цифры в обозначении указывают класс вязкости масла.
Первая цифра в обозначении всесезонных масел – это зимний класс вязкости, или показатель вязкости холодного масла, чем он меньше, тем при более низкой температуре можно применять масло. На работу масла в прогретом двигателе этот параметр никакого влияния не оказывает. Например, двигатель с маслом 0W-30холодной зимойбудет заводиться легче, чем с 10W-30.
Вторая цифра – летний класс вязкости, или показатель вязкости разогретого до 100 оС масла,показывает степень сохранения густоты масла при нагреве. Чем больше это число, тем больше вязкость моторного масла при высоких температурах.
Проворачиваемость- способность стартера проворачивать двигатель при минимальной температуре, т.е. возможность эксплуатации автомобиля при указанных значениях температуры.
Прокачиваемость - способность масляного насоса прокачать масло при минимальной температуре. Это предельная минимальная температура, при которой возможен безопасный пуск двигателя. Завести двигатель при этой температуре можно, но с трудом.
В литературе часто прокачиваемость называют температурой застывания или потери текучести масла, хотя фактическая температура застывания примерно на 5 градусов ниже температуры прокачиваемости. Температурой застывания считается температура, при которой невозможно перелить масло из канистры.
Ориентировочный рабочий диапазон температуры для различных классов моторных масел по требованиям стандарта SAE см. на рис.8.
Указанные в таблице значения следует рассматривать как приблизительные, так как для двигателей различной конструкции температурные диапазоны работоспособности масла одного и того же класса существенно различаются. Они зависят от мощности стартера, минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала, требуемой для пуска двигателя, от производительности масляного насоса, гидравлического сопротивления маслоприемного тракта, наконец, от технического состояния автомобиля, качества топлива, квалификации водителя и т.д.
6. Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам API
Эта классификация разработана API (American Petroleum Institute, Американским институтом нефти) совместно с ASTM (American Society for Testing and Materials, Американским советом по тестированию материалов) и SAE.
Классификация моторных масел API разделена на 2 группы по типу двигателей:
· Моторные масла для бензиновых двигателей (классы SE, SF, SG,SH, SJ , SL, SМ)
· Моторные масла для дизельных двигателей (классы CC, CD, CE, CF, CG, CH и CI, CJ)