Процесс контроля и система показателей логистической деятельности. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации
Контроль в логистической системе обеспечивает соответствие логистических показателей запланированным, что является условием достижения целей системы.
Процесс контроля состоит из установления нормативов и целей, измерения показателей логистической деятельности,сравнения показателей с целями или нормативами и обеспечение корректирующих действий.
Цели устанавливаются как результат планирования способов и методов заказа, транспортировки и хранения товаров.Нормативы могут определяться по отношению к конкурирующим фирмам, особенно для замещаемых товаров (продуктов и услуг). сравнение со стандартами конкурентов Бенчмаркинг – метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной компании, отдельных специалистов для повышения эффективности управления и производства, совершенствования бизнес-процессов. Метод основан на анализе конкретных результатов и их применении в собственной деятельности. Выделяют следующие виды бенчмаркинга: конкурентный – сравнение своей продукции, с аналогами прямых конкурентов; функциональный – сравнение эффективности отдельных функций (например, логистики, управления персоналом) компаний одной отрасли, не обязательно прямых конкурентов; общий – анализ и восприятие передового опыта компаний, действующих в других отраслях.
Так же, нормативы могут устанавливаться на основе показателей предыдущих периодов.
Измерение показателей логистической деятельности происходит на основе отчетов различных отделов о состоянии логистической деятельности, а так же разного рода проверок.
Отчеты создаются по состоянию запасов, использованию транспорта, стоимости транспортировки, расценкам поставщиков, использованию складов, обработке заказов, с целью выявить существующие тенденции. Инвентаризация запасов товаров проводится минимум ежегодно фирмами, держащими запасы материалов, товаров в процессе производства и конечных продуктов. Дополнительные ревизии могут проводиться с ограниченными целями, например, по уровню обслуживания потребителей, эффективности управления материалами, использованию транспорта, складских площадей, по показателям работы поставщиков. Такие нерегулярные проверки являются важным дополнением к регулярным отчетам, подготовленным для контроля логистических операций.
Одной из составляющих современного контроллинга является серьезная поддержка со стороны (корпоративной информационной системы). Информационные системы позволяют увеличить скорость передачи информации, быстро производить ее обработку-вычисление, выдавать информацию в наиболее приемлемом для пользователя виде (числовом, текстовом, графическом, в виде диаграмм и т.д.), что позволяют руководителям и менеджерам оперативно принимать взвешенные решения.
Показатели логистической деятельности помогают менеджерам:понять, насколько хорошо достигаются установленные цели;сравнивать текущие показатели логистики с прошлыми;сравнивать логистику в разных организациях;сравнивать показатели работы различных частей ЛЦ; принимать решения об инвестициях и предлагаемых изменениях;измерять влияние изменений на цепь поставок;выявлять участки, требующие усовершенствования
Применение корректирующих действий зависит от степени выхода логистической деятельности за предопределенные пределы. Даже при хорошем управлении, логистические показатели часто не соответствуют запланированным, всегда существуют их колебания вследствие постоянно изменяющихся внешних условий. На транспортные затраты, например, может влиять цена топлива, экономические условия и маршруты перевозок.
Измерение показателей работы логистической деятельности является необходимым компонентом управления.Прямые : мощность элементов логистической системы, производительность, вес доставленных грузов, скорость оборачиваемости запасов, расстояние перевозки груза, количество невыполненных заявок, количество нарушений условий поставки и т.п.Прямые показатели больше подходят для анализа причин сложившейся ситуации в логистической системе или цепи и поиска управленческих решений Косвенные:прибыль, рентабельность, период окупаемости, издержки, которые отражают деятельность предприятия в целом. С их помощью невозможно измерить влияние логистики на результат.
За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся: производительность /ресурсоотдача; производительность оборудования: число рейсов фургона; вес груза, перевезенного грузоподъемником; расстояние, которое пролетел самолет;производительность труда: число обработанных заказов в единицу времени, число доставок продукции на одного сотрудника; число перевезенных тонн за одну смену; число заказов, отгруженных за час работы;
Мощность ЛЦ показывает эффективность организации использования ресурсов. Помимо абсолютного значения мощности для анализа эффективности логистической деятельности используется коэффициент использования мощности КИМ, показывающий отношение фактической мощности к проектной.
К показателям ресурсоотдачи в денежном выражении относятся :• Отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала • Отношение общих логистических издержек на единицу производимой продукции • Затраты в дистрибьюции на единицу объема продаж и др.
• продолжительность логистических циклов;Время выполнения заказа Продолжительность составляющих цикла заказа Продолжительность обработки заказов потребителям Время доставки заказа потребителю Продолжительность подготовки и комплектации заказа
общие и операционные логистические издержки;• Затраты на логистическую поддержку производства
• Затраты на внутреннюю и внешнюю транспортировку • Затраты на грузопереработку и складирование
• Затраты, связанные с процедурами заказов • Затраты на управление запасами • Ущербы от низкого качества логистического сервиса (потери продаж, возврат товаров и т.п.)
Ø качество логистического сервиса;• Выполнение заказа точно к указанному сроку • Полнота удовлетворения заказа • Точность соблюдения параметров заказа •Информационная и коммуникационная надежность, точность и своевременность • Число возвратов товаров, отсутствия запасов, повышения тарифов • Наличие жалоб потребителей • Доступность запасо
Методы анализа логистических затрат
1. Бенчмаркинг структуры логистических затрат, который еще называют стратегическим анализом логистических затрат.2. Стоимостной анализ, который основан на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат.3. Функционально-стоимостной анализ, который основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснении возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.
Пути снижения уровня логистических затратУлучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в ЛЦ, например, в области своевременной доставки продукции, что уменьшает затраты на управление запасами, хранение, складирование, доставку.Компенсация роста затрат в одном звене ЛЦ за счет сокращения затрат в другом звене.Поиск и сокращение тех видов деятельности (процедур, работ, операций), которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок.Интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами.
Поиск более дешевых заменителей ресурсов.Использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников.Обновление наиболее затратных звеньев ЛЦ при осуществлении инвестиций в бизнес.
Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) — система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии.KPI позволяют производить контроль деловой активности сотрудников, подразделений и компании в целом.
Управление по целям — метод управленческой деятельности, предусматривающий:предвидение возможных результатов деятельности, планирование путей их достижения