Рассмотрим методы оценки логистической деятельности более подробно.

1) Метод затрат базируетсяна том, что организация определяет стоимостной критерий для каждой отдельной функции логистики, используемый ею. Установление стоимостного критерия может быть проведено на единицу веса, покупаемого либо отгружаемого сырья, поставку в совокупности, а также на конкретный заказ.

С помощью проведения сравнения затрат в комплексе и по различным направлениям с учетом стоимостных критериев и поставленных целей устанавливается несогласие с конечными результатами, что позволяет внести необходимые поправки и дополнения в работу логистической службы.

2) Метод продуктивности основан на том, что проведение оценки эффективности деятельности логистической службы при его использовании имеет количественный характер и обнаруживает себя в выражении физических единиц измерения.

3) Метод сервиса, согласно которому критерием проведения оценки является анализ оказываемых услуг, по следующему перечню параметров:

- времени (временная продолжительность оказания услуг);

- точности исполнения услуги, заказа, производства новой продукции;

-последовательности, подразумевающей следование графику технологического процесса;

- уровнем убытков, выраженных в количестве повреждений готовой продукции, по результатам погрузочно-разгрузочных работ, транспортировки и хранения на складе.

4) Контроль за управлением проведения ежедневных операций и реализации намеченных целей, поставленных предприятием по производительности, финансированию проектов, и прочим аспектам деятельности логистической службы.

5) Метод решения проблем подразумевает наличие навыка менеджера проводить диагностику возникающих вопросов и отыскивать оптимальные управленческие решения, непрерывно улучшая сервис и повышая окупаемость затрат как по времени, так и по абсолютной величине.

6) Метод осуществления проектов основан на потенциалеменеджера воплощать в жизнь запланированные проекты, при этом проводить оперативную коррекцию действия по ним, способствуя росту производительности труда как в целом по предприятию, так и по некоторым направлениям логистики [11, с.61].

Управление логистическим потоком лучше осуществлять на основании управления затратами. Для оценки логистики затрат также применяют ряд методов.

Для лучшего контроля затраты в компании необходимо правильно классифицировать и оценивать. Ниже приведена структура формирования логистических издержек для современных компаний.

Таблица 1 - Порядок формирования общих логистических затрат [12, с.33]

Затраты Порядок расчета Периодичность расчета
Затраты на транспортировку продукции от поставщика Сумма затрат на доставку партии товара По мере поставки партии товара
Затраты на погрузочные работы Сумма затрат энергии, трудовых ресурсов и амортизации складского оборудования распределяется на общий грузооборот компании (как объем поставленной и отгруженной продукции) Ежемесячно
Затраты на хранение Сумма затрат энергии, амортизации складской недвижимости и заработной платы складского персонала распределяется на объем запасов Ежемесячно
Затраты на доставку продукции покупателю Сумма затрат на доставку партии товара По мере поставки партии товара
Вынужденные потери при транспортировке и хранении товаров Сумма вынужденных потерь распределяется на общий грузооборот компании (как объем поставленной и отгруженной продукции) Ежемесячно
Общие логистические затраты Общая сумма всех перечисленных выше затрат Ежемесячно

Логистические затраты – как фактор оценки эффективности логистической деятельности, могут быть оценены следующими способами;

- Посредством удельных затрат на единицу веса реализованной продукции.

- Путем сопоставления общих и удельных затрат на логистику за разные периоды времени.

За последние 10 лет во многих компаниях существенно возросли общие затраты на логистику. Применение научных методов управления (на базе теории ограничения, систем адресного складирования запасов и оптимизации путей транспортировки) не приводят к ощутимому снижению затрат. Поэтому компаниям необходимо следить за основными факторами, влияющими на рост логистических затрат:

- сравнивая показатели общих и удельных логистических затрат с показателями других предприятий отрасли;

- выделяя долю затрат на логистику в общих издержках компании;

- взвешивая фактические и прогнозируемые затраты;

Оценка качества логистического сервиса - пожалуй, наиболее сложный критерий, ввиду того, что не всегда есть возможность проконтролировать, на сколько качество услуги соответствовало ожиданиям клиента. Не исключены так же субъективность и недобросовестность в работе менеджеров компании по оценке качества услуг. Поэтому более приемлемыми критериями оценки логистического сервиса являются:

- Качество продукции.

- Совершенный заказ. Этот показатель определяет, как равномерно и своевременно исполняется заказ на всех этапах, согласно логистическому планированию. Вспомогательными критериями качества совершённого заказа могут быть полно-объёмная доставка всей продукции по всем товарным позициям, соблюдение сроков и условий поставок, а также четкое ведение сопроводительной документации.

- Удовлетворение потребителя.Степень удовлетворенности потребителя, на ряду с вышеизложенными показателями, неизбежно связанно с качественным обслуживанием на всех этапах работы [13, с. 68].

Общие время обслуживания заказа покупателя является полным логистическим циклом, продолжительность которого оценивается как элемент логистической системы. В конкурентной среде для любого поставщика ключевыми факторами в его работе остаются цена, качество и график поставок.

Производительность, - как комплексный показатель результативности логистической деятельности, так же важен для анализа работы компании. Он определяется количеством предоставленных логистических услуг с использованием имеющихся технических средств, транспорта и оборудования. Производительность логистической составляющей оценивается с помощью следующих показателей:

- число удовлетворенных заказов на единицу времени

- усредненный показатель загрузки транспорта по доставке товаров потребителю

- объем затрат на логистику в общей сумме инвестиций

Основными направлениями инвестирования в логистике предприятий являются:

- склады для хранения товаров (длительного и временного)

- транспорт включая инфраструктуру (железнодорожные и автомобильные подъездные пути, объекты сервиса и ремонта транспорта)

- средства телекоммуникации

Эффект от работы логистического центра компании определяется снижением удельных затрат на логистику. Поэтому важна оценка уровня затрат на логистику до и после инвестирования. Срок окупаемости инвестиций в логистику определяется улучшением логистической инфраструктуры.

Таким образом, исходя из вышесказанного, логистика (логистическая деятельность) является необходимым атрибутом современных организаций, занимающихся продажей товаров, их поставкой и прочими видами деятельности.

Большая роль в деле определения использования резервов, повышения эффективности производства отводится поступлению и расходованию средств. Таким образом, необходимо постоянно проводить контроль работы логистики, используя различные методы оценки, в том числе, путем анализа затрат на поставку, хранение и реализацию продукции и товаров. Эффективность логистической деятельности, при этом, можно повышать с помощью основных методических подходов.

Наши рекомендации