Стратегия складирования
Совершенно естественно, что многие фирмы одновременно пользуются услугами всех трех видов складов — и частных, и общественных, и контрактных4. Частный или контрактный склад можно использовать для покрытия основных потребностей компании в течение всего года, прибегая к услугам складов общего пользования только в периоды сезонного увеличения деловой активности. Либо центральный склад может быть частным, а в качестве территориальных складов и торговых баз можно использовать склады общего пользования. В обоих случаях может быть привлечен и контрактный склад. Рассмотрим подробнее возможные комбинации.
Полная загрузка складских мощностей в течение всего года — дело маловероятное. Как правило, склад бывает полностью загружен только 75—85% времени. Таким образом, от 15 до 25% времени часть складских площадей, нужных для обслуживания максимального спроса, простаивает. Видимо, в таких случаях эффективнее держать частные склады, закрывающие потребности компании на 75%, а в периоды пикового спроса обращаться к услугам складов общего пользования. Подобная ситуация показана на рисунке 13.4.
К привлечению складов общего пользования порой подталкивают и требования конкретных рынков. Фирма может счесть, что в том или ином географическом районе целесообразные объемы операций распределения диктуют необходимость использования частных складов. На других рынках выгоднее могут оказаться склады общего пользования. При проектировании логистической системы следует стремиться к выбору такой комбинации стратегий складирования, которая обеспечивает удовлетворение потребителей с наименьшими затратами ресурсов.
Интегрированная стратегия складирования определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, сколько складов нужно компании? Во-вторых, какими должны быть эти склады? Для многих фирм ответом на эти вопросы является комбинация, соответствующая характеристикам заказчиков и продуктов. Некоторые группы потребителей лучше обслуживать через частный склад, другие — через склад общего пользования.
На рисунке 13.5 отражены некоторые качественные факторы, влияющие на решения о выборе стратегии складирования. В верхней части рисунка обозначен весь спектр возможных альтернатив — частный, контрактный и общественный склады. По вертикали перечислены подлежащие учету качественные факторы: (1) эффект присутствия; (2) отраслевой эффект совместной деятельности; (3) гибкость операций; (4) гибкость смены местоположения; (5) экономия за счет масштабов операций. Рассмотрим подробнее каждый из этих факторов.
Эффект присутствия создает маркетинговые преимущества благодаря наличию на местном рынке склада, отчетливо ассоциирующегося с компанией-владельцем (на здании склада имеется вывеска с названием компании). Многие считают, что потребители больше доверяют тем поставщикам, которые пользуются собственными складами. Когда продукты или потребители таковы, что эффект присутствия оказывает на них благоприятное влияние, следует отдавать предпочтение частным или контрактным складам.
Отраслевой эффект совместной деятельности (синергический эффект) проявляется в выгодах, возникающих, когда компании одной отрасли используют общее складское хозяйство. Такое нередко случается, например, в производстве и сбыте бакалейных товаров. При этом главной выгодой является сокращение транспортных расходов, поскольку склад общего пользования имеет возможность часто отправлять смешанные партии грузов, содержащие продукцию многих поставщиков. Положительному синергическому эффекту в большей степени способствуют контрактные и общественные склады.
Гибкость операций — это способность приспосабливать методы и процедуры работы к требованиям, диктуемым особенностями продуктов или потребителей. Поскольку частные склады находятся под полным контролем компании, их обычно считают более гибкими. С другой стороны, склады общего пользования зачастую применяют такие методы и процедуры, которые с незначительными видоизменениями отвечают требованиям разных клиентов. Вопреки распространенному мнению многие контрактные и общественные склады демонстрируют немалую гибкость и отзывчивость к запросам пользователей.
Гибкость смены местоположения — это возможность быстро изменить число и местонахождение складов в ответ на сезонные или структурные изменения спроса. Например, сезонный спрос на агрохимические продукты требует, чтобы склады располагались вблизи рынков сбыта, то есть в сельскохозяйственных районах. Но когда сезон выращивания урожая закончен, эти местные склады больше не нужны. Так что в данном случае подходящая стратегия должна позволять «открывать» складские мощности в начале сезона и «закрывать» в конце. Такие возможности предоставляют контрактные и общественные склады.
Рисунок 13.5. Качественные факторы | принятия решений о складировании |
Эффект присутствия Эффект совместной деятельности Гибкость операций Гибкость смены местоположения Экономия за счет масштабов операций | Частный склад Контрактный склад Склад общего пользования |
Экономия за счет масштабов операций — это способность сокращать расходы на грузопереработку и на хранение запасов благодаря широкому применению передовых технологий. Такими преимуществами, как правило, обладают склады с большим грузооборотом, потому что их капиталовложения в технологии распределяются на большое число единиц хранения. К тому же расходы на механизацию и автоматизацию складского хозяйства часто ведут к сокращению прямых переменных издержек. Принято считать, что контрактные и общественные склады лучше приспособлены для обеспечения экономии за счет масштабов, ибо они по определению предназначены для работы с крупными объемами запасов, поступающих от многочисленных клиентов.
В последние годы традиционная роль складов общего пользования как вспомогательных и резервных хранилищ решительно изменилась. Характер современного бизнеса требует быстрого оборота складских запасов и быстрого исполнения заказов. Для соблюдения этих двух требований логистическая система должна отличаться гибкостью. Многие склады общего пользования объединились в партнерства или ассоциации, дающие их клиентам возможность получать полный набор услуг — от обработки заказов до их исполнения и окончательной поставки продукции — в ряде городов на территории США. В дополнение к стандартным складским услугам подобные ассоциации предоставляют и такие, как управление запасами и ведение перевозочной и финансовой документации.
Некоторые крупные фирмы, управляющие контрактными и общественными складами, расширяют круг своих операций и создают складские сети, ориентированные на ключевые рынки. Это даетимвозможность предлагать производителям полный спектр логистических услуг. В подобной системе все функции по обслуживанию конечных потребителей компаний, являющихся клиентами общественных складов, выполняют работающие там специалисты по логистике. Таким образом, все услуги — транспортировка, обработка заказов, управление запасами, складирование и некоторые административные функции — предоставляются комплексно в рамках интегрированного логистического сервиса. Есть основания считать, что в дальнейшем число таких сетей складов общего пользования, их возможности и географический размах операций будут расти.
Для дифференциации своей деятельности операторы складов осваивают другие услуги с добавленной стоимостью. Традиционным основанием для использования складов общего пользования служили экономия расходов на хранение и гибкость операций. В будущем к контрактным и общественным складам все больше станут обращаться потому, что они смогут оказывать логистические услуги дешевле и эффективнее, чем частные системы.
С аналитической точки зрения выбор между частным, контрактным или общественным складом аналогичен принятию снабженческих решений (следует ли самостоятельно изготавливать те или иные производственные компоненты или лучше закупать их на стороне) или решений об организации транспортировки (применять ли собственный транспорт или нанять коммерческого перевозчика). В создание собственного складского хозяйства нужно вкладывать немалые средства, и эти вложения должны обладать такой же доходностью, как и все прочие инвестиции.
Наконец, когда решается вопрос об использовании услуг складских ассоциаций общего пользования или сети частных складов, у руководства компаний возникает естественная боязнь отдать в чужие руки всю полноту контроля над столь важной сферой деятельности, как логистика. Компании не решаются предоставлять все права на выполнение логистических операций контрактным и общественным складам прежде всего из-за следующих рисков: возможность утратить контроль за ходом дел, опасность потерять доверие заказчиков и неспособность быстро изменить ситуацию, если выяснится, что логистический посредник не справляется с работой. Хотя многие организации пользуются исключительно услугами контрактных и общественных складов, обычное условие заключается в том, чтобы каждый отдельный склад имел отдельного собственника, а управление логистической сетью оставалось в руках клиента — производителя, предприятия оптовой или розничной торговли. В последние годы все больше компаний полагается на склады общего пользования и контрактные склады. Причинами этого служат их гибкость, экономичность и эффект от совместной деятельности.
Планирование строительства распределительного склада
Решение о создании склада требует предварительного планирования. Прежде чем определить размер, тип и форму складских помещений, нужен детальный анализ операций грузопереработки, которые будут осуществлять на складе. Но часто бывает так, что проект здания и даже само его строительство завершаются до окончательного проектирования системы грузопереработки. Начинать надо с выбора места для размещения склада и с определения технологических требований к грузопереработке и использованию складского пространства. Эти решения предопределяют будущие возможности складского комплекса и эффективность грузопереработки.
Выбор местоположения. Существует несколько методов выбора местоположения склада, которые подробно рассматриваются в главе 18. Когда определен район размещения складских мощностей, нужно выбрать конкретное место застройки. Различают три типа участков для размещения складов: коммерческая (торгово-промышленная) зона; внешняя зона, куда имеет доступ только автотранспорт;
центральная зона (внутригородские районы).
Главными факторами при выборе местоположения являются доступность услуг и издержки. Важнейший фактор — величина затрат на пополнение запасов. Не обязательно размещать склад в основной промышленной зоне. Во многих городах склады расположены в окружении промышленных предприятий и в районах концентрации тяжелой и легкой промышленности. Любопытно, что с точки зрения законов о зонировании городской застройки в этом нет необходимости, потому что размещение складов регулируется теми же правилами, которые распространяются на любую коммерческую недвижимость.
Помимо затрат на пополнение запасов следует оценить также строительные и эксплуатационные расходы на создание автомобильных и железнодорожных подъездных путей, на подключение к энергоснабжению, водоснабжению и канализации, расходы на уплату налогов и страховку. Например, недавно компания, занимающаяся сбытом продуктов питания, отказалась от очень удобного места под склад только из-за стоимости страховки. Дело в том, что участок располагался на самом конце водопроводной линии. Большую часть суток воды было вполне достаточно для эксплуатационных нужд и для соблюдения правил безопасности. Перебои в водоснабжении могли возникнуть только с 6:30 до 8:30 утра и с 5 до 7 часов вечера, когда из-за большого расхода воды давление в трубах падало, и в случае пожара могли появиться проблемы. Этот, казалось бы, незначительный риск предопределил столь высокий уровень страховых платежей, что компании пришлось отвергнуть во всех других' отношениях выгодный вариант.
Прежде чем покупать земельный участок, нужно учесть еще ряд требований. Вокруг должно быть достаточно места для возможного расширения мощностей. Нужен доступ к линиям энерго-, водоснабжения и канализации. Почва должна выдержать вес сооружений, а место застройки должно быть достаточно высоким, чтобы можно было соорудить систему дренажа. В зависимости от особенностей конструкции могут возникнуть и другие требования. Словом, выбирать место для строительства следует на основе тщательного и детального анализа.
Ассортиментный набор продуктов. Второй и совершенно независимый объект количественного анализа — это состав продуктов, подлежащих распределению через проектируемый склад. Планировка склада и его операционные характеристики напрямую зависят от ассортиментного набора складируемых продуктов. Каждый вид продуктов следует проанализировать, исходя из годового объема продаж, стабильности спроса, веса, габаритов и упаковки. Желательно также оценить размеры и вес среднего заказа, который будет отгружаться с проектируемого склада. Эти данные необходимы для определения требований к площади и конструкции складских помещений, их планировке, к составу и характеристикам погрузочно-разгрузочного оборудования, к процедурам грузопереработки и управления запасами.
Расширение складских мощностей. Когда планируют строительство первой очереди складского комплекса, очень часто забывают о будущем расширении. При включении склада в логистическую систему следует учитывать потребности будущей деятельности. Организации с хорошо налаженными системами управления нередко строят свою работу на основе долгосрочных планов развития, охватывающих срок от 5 до 10 лет. В преддверии последующего расширения мощностей может потребоваться сразу купить участок земли, в 3—5 раз превосходящий первоначальную площадь складов (или заранее предусмотреть такую покупку в будущем).
Чтобы расширение складских помещений не слишком мешало нормальной текущей работе, зачастую используют специальные строительные материалы и конструкции. Некоторые стенки собирают из легких панелей, легко поддающихся демонтажу. Напольные покрытия, которые должны выдерживать большую нагрузку, расширяют до этих сборных стен.
Выбор системы грузопереработки. Выбор системы грузопереработки — это очень важное и ответственное решение. Одна из главных функций склада — перемещение грузов. В силу этого склад можно рассматривать как структуру, которая должна обеспечивать максимальный грузопоток. Следует подчеркнуть, что систему грузопереработки нужно выбирать на как можно более раннем этапе проектирования склада.
Планировка складской площади. Планировка склада должна повышать эффективность грузопотока и определяется выбором системы грузопереработки. По этому поводу трудно давать какие-либо обобщенные рекомендации, поскольку планировка должна отвечать конкретным потребностям и особенностям склада. Если предусматривается использование поддонов, в первую очередь нужно установить их габариты. Для некоторых видов продукции могут потребоваться нестандартные поддоны, но если есть возможность, лучше использовать стандартные, потому что они дешевле. Обычные размеры поддонов (паллетов) 40х48 дюймов и 32х40 дюймов (это стандарт паллетов, принятый в США; европейский стандарт — так называемые европаллеты размером 800х1200 мм или 1000х1200 мм с высотой бортов 150 мм. — Примеч. научного редактора). Вообще говоря, чем больше нагружен поддон, тем дешевле обходится перемещение фунта (килограмма) или одной упаковки груза на данное расстояние. Вилочный автопогрузчик перемещает на заданное расстояние поддон и с большим, и с малым грузом за одно и то же время. Габариты поддона в общем случае следует выбирать с учетом количества и характеристик грузовых упаковок, которые предполагается на нем размещать. Но независимо от того, какие габариты будут сочтены самыми целесообразными, все используемые на складе поддоны должны быть одного размера.
Далее нужно выбрать схему размещения поддонов. На механизированных складах используют главным образом квадратную схему, поскольку она самая простая и естественная. Эта схема предполагает, что поддоны размещают перпендикулярно к проходу (см. рис. 13.6).
После того как все детали определены, нужно обеспечить соответствие между системой грузопереработки и планировкой складских площадей. Движение грузопотока зависит от избранной системы грузопереработки. Для выявления взаимосвязи между грузопереработкой и планировкой склада рассмотрим две системы грузопереработки и соответствующие им планировки. Но нужно иметь в виду, что это только два из множества возможных вариантов.
Планировка А, показанная на рис. 13.7, соответствует системе грузопереработки, в которой для разгрузки и складирования грузов используют вилочные автопогрузчики, а для комплектования заказа и формирования отправок — тягачи с прицепом и ручные вилочные гидравлические тележки. Предполагается, что грузы приспособлены для размещения на поддонах. Это сильно упрощенное описание планировки, потому что мы ничего не говорим о расположении конторских помещений, особых зон и т.п.
Для планировки А лучше всего подходит квадратное помещение. Сторонники такой схемы складского пространства утверждают, что квадратное размещение обеспечивает наибольшую эффективность складских операций. Как мы уже отмечали в этой главе, при формировании заказов для отправки грузы доставляют в определенную зону, что и предусматривает планировка А. Эту зону называют зоной подборки/комплектования заказов и размещают так, чтобы максимально сократить маршруты из зоны хранения запасов.
Рядом с зоной комплектования заказов располагается зона хранения. Когда вагоны или грузовики доставляют продукцию на склад, ее грузят на поддоны и размещают в зоне хранения. Отсюда грузы отбирают и перемещают в зону комплектования заказов. При этом продукцию размещают в соответствии с весом, габаритами и скоростью пополнения запасов, чтобы свести к минимуму проблемы при отгрузке. Партии отправки под конкретный заказ формирует водитель тягача с прицепом или погрузчика, который объезжает по фиксированному маршруту зону комплектования заказов. Стрелками на рисунке показаны направления грузопотоков.
Планировка Б, представленная на рисунке 13.8, соответствует системе грузопереработки, в которой для разгрузки и складирования используют вилочные автопогрузчики, а для формирования (подборки) отправок — непрерывно движущиеся бугельные буксировщики, перемещающие по фиксированному маршруту четырехколесные платформы. Как и в случае с планировкой А, предполагается, что все грузы размещены на поддонах, и планировка сильно упрощена. Здесь используется прямоугольное помещение. В системе с непрерывно движущимися грузовыми платформами особая зона комплектования заказов отсутствует. Грузы для отправки выбирают прямо из зоны хранения. Поступающие на склад грузы выгружают из вагонов или грузовиков и размещают в зоне хранения, вдоль которой движется бугельная линия погрузки. Продукцию выбирают из зоны хранения и помещают на четырехколесные платформы, которые приводятся в движение бугельной линией. Грузы в зоне хранения располагают так, чтобы минимизировать перемещения при загрузке складируемой продукции. Недостаток бугельных линий заключается в том, что они с равной скоростью и частотой передвигают грузовые платформы вдоль всех запасов складированных запасов, вне зависимости от того, что нужно выбрать для отгрузки в данный момент и без учета скорости складского оборота разных продуктов. Стрелками на рисунке показаны основные направления грузопотоков. Стрелка в центре схемы изображает траекторию движения бугельной линии.
Обе планировки, как уже отмечено, сильно упрощены. Они отражают только взаимосвязь между системой грузопереработки и планировкой склада. Обе планировки приспособлены для механизированных складов и не пригодны для автоматизированных или компьютеризованных операций.
Определение потребности в складском пространстве. Есть несколько методов предварительной оценки размеров требуемого складского помещения. Исходными данными для каждого служит прогноз продаж или прогнозный тоннаж загрузки склада за определенный период времени. Исходя из общего тоннажа (общей загрузки), затем выводят размеры текущего и страхового запасов. Некоторые методы принимают в расчет коэффициенты постоянной и максимальной загрузки. Если не учитывать коэффициент загрузки, то легко обзавестись избыточными складскими площадями, что повысит уровень издержек. Но важно отметить, что гораздо чаще управляющие складами страдают от недооценки потребности в складском пространстве. Разумный подход заключается в том, чтобы держать 20% избыточных площадей — на случай роста складской загрузки, появления новой продукции и т.п.
Проектирование склада. Обычно для разработки проекта нанимают специалистов-архитекторов. Важно, чтобы планировка внутреннего помещения и архитектура здания не препятствовали грузопотоку. Руководство компании должно довести до сведения архитектора свои требования. Архитектору нужны спецификации на размер, планировку складских зон и предусмотренные маршруты грузоперерабатывающего оборудования. А это значит, что необходимо тесное сотрудничество между специалистом по грузопереработке и архитектором.
Следует внимательно отнестись к размещению навесного оборудования — светильников, труб и батарей парового отопления, разбрызгивателей системы автоматического пожаротушения и антенн. Все это оборудование следует размещать на такой высоте, чтобы оно не мешало работе погрузочно-разгрузочного оборудования. Важно продумать расположение несущих колон. В общем случае их размещение зависит от расположения опорных стен здания. Несущие опоры следует разместить так, чтобы они в наименьшей степени мешали складированию грузов. Особое внимание следует уделять прочности напольного покрытия тех зон, где предусмотрены маршруты движения грузоперерабатывающего оборудования.
Мы указали только несколько свойств, благодаря которым проектировка склада должна облегчать грузопоток. Архитектурный проект современного склада должен обеспечивать эффективное использование каждого кубического фута объема помещения и каждой единицы грузоперерабатывающего оборудования.