Анализ финансовых результатов от продажи продукции, работ и услуг
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: обьем реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
П=
Обьем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на суммы прибыли. Увеличение объем продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на суммы прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Индеек объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукции неоднородна по своему составу). На данном предприятии его величина составляет:
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:
Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
Установление изменения суммы прибыли за счет каждого фактора:
объема реализации продукции Пvрп=Пусл1-П0
структуры товарной продукции Пстр=Пусл2-Пусл1
отпускных цен Пц=Пусл3-Пусл2
себестоимости реализованной продукции: Пс=П1-Пусл3
Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:
Пvрп=(VРП1-VРП0)*(Ц0-С0)
Пц=(Ц1-Ц0)*VРП1
Пс= -(С1-С0)*VРП1
Аналогичные расчеты приводятся по каждому виду продукции.