Организация использования машинно-тракторного парка и внутрихозяйственного транспорта
Система машин. Наиболее активная часть основных средств и один из решающих факторов успешной работы сельскохозяйственных предприятий — это техника. Ее высокопроизводительное использование достигается на основе применения системы машин, которая представляет собой совокупность разнородных, но дополняющих друг друга технических средств (тракторов, сельскохозяйственных машин, транспортных и погрузочных средств), обеспечивающих комплексную механизацию основных и вспомогательных процессов как в отдельных отраслях, так и на предприятиях в целом. Она включает технику для растениеводства, животноводства, мелиорации, лесного хозяйства и полезащитного лесоразведения.
В систему машин для растениеводства входят машины общего назначения (тракторы, автомобили, другие энергетические, транспортные и погрузочные средства, машины для сплошной обработки почвы, рядового посева, хранения, транспортирования и внесения удобрений, химической защиты растений) и технологические комплексы увязанных между собой специальных машин для возделывания, уборки, послеуборочной обработки, хранения и реализации продукции одной или нескольких культур с учетом зональных особенностей.
Эта система разработана в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями: учет особенностей биологии и агротехники сельскохозяйственных культур по зонам страны; внедрение технологий и комплексов машин, обеспечивающих перевод производства продукции на индустриальные методы и позволяющих получать гарантированные урожаи; универсализация и унификация технических средств; значительное облегчение условий труда и повышение его производительности; снижение материально-денежных затрат на единицу работы и продукции.
Системе машин для растениеводства присущи также повышение единичной мощности энергетических и транспортных средств; расширение номенклатуры самоходных и комбинированных машин; комплексная механизация в едином технологическом цикле наиболее трудоемких работ по уборке, послеуборочной обработке, подготовке к закладке на хранение, хранению, предреализационной обработке и реализации плодоовощной продукции; применение комбайновой технологии в виноградарстве на ровной поверхности и склонах.
Организация использования тракторов и сельскохозяйственных машин включает: определение состава машинно-тракторного парка, планирование объема механизированных работ по периодам года, распределение их по маркам машин, комплектование агрегатов, выполнение механизированных процессов, определение организационных форм использования техники.
Состав машинно-тракторного парка определяют в такой последовательности. Рассчитывают объем работ, который будет выполняться тем или иным агрегатом в соответствии со структурой посевов и многолетних насаждений, технологическими картами возделывания и уборки урожая культур. Устанавливают сезонную норму выработки на каждый агрегат путем умножения дневной нормы выработки на агротехнический срок выполнения работ. Находят необходимое количество агрегатов путем деления объема работ на сезонную выработку. Умножая полученный результат на число машин в агрегате, получают величину потребности в них. При этом необходимое количество тракторов и некоторых сельскохозяйственных машин определяют по напряженному периоду одновременно выполняемых ими работ.
Для тракторов общего назначения (ДТ-75М, Т-150К и др.) таким периодом является время обработки почвы, совпадающее по срокам с уборкой урожая. При расчете потребности в тракторах устанавливают объем осенней пахоты и сопутствующих ей работ (уборка урожая, лущение стерни, внесение удобрений, сплошная культивация, сев озимых культур, мелиоративные, культуртехнические и другие работы), которые должны выполняться тракторами общего назначения. Делением объема каждого вида этих работ на технически обоснованные нормы выработки и сложением полученных результатов находят количество нормо-смен.
Далее определяют суммарный объем работ. В качестве единицы измерения суммарной выработки тракторных агрегатов применяют условный эталонный гектар, который представляет собой объем работ, соответствующий вспашке 1 га в следующих, принимаемых за эталонные условия: удельное сопротивление — 0,50 кг/см2 при скорости движения агрегата 5 км/ч; глубина обработки почвы — 20—22 см (средняя 21 см); агрофон — стерня зерновых на почвах средней прочности по несущей поверхности (средние суглинки) с влажностью почвы до 20—22 %; рельеф ровный (угол склона до Г); конфигурация правильная (прямоугольная); длина гона — 800 м; высота над уровнем моря — до 200 м; каменистость и препятствия отсутствуют.
Выработку трактора данной марки в этих условиях называют эталонной. Она установлена за 1 ч сменного времени в размерах, равных коэффициенту перевода тракторов в условные эталонные, и за 7-часовую смену. Умножив эталонную выработку эталонного трактора за 7-часовую смену на количество нормо-смен, определяют суммарный объем работ.
Затем рассчитывают сезонную норму выработки эталонного трактора за напряженный период путем умножения часовой нормы выработки на продолжительность рабочего дня и агротехнического срока проведения осенней пахоты. Разделив суммарный объем работ на сезонную выработку, находят потребность в тракторах общего назначения.
Для универсально-пропашных тракторов напряженный период — междурядная обработка и совпадающие с ней защита растений от вредителей и болезней, заготовка сена, обслуживание животноводческих ферм и перевозка грузов. Потребность в них определяют делением объема работ на сезонную выработку, а для защиты растений и обслуживания животных — делением соответственно площади или поголовья на нормативную нагрузку, установленную на один трактор. Суммируя необходимое количество универсально-пропашных тракторов по указанным группам работ, находят общую потребность в них.
Объем механизированных работ по периодам года намечают в рабочих планах предприятия и его подразделений (см. параграф 3.5).
Распределение механизированных работ по маркам машин осуществляют с таким расчетом, чтобы каждая из них была равномерно загружена в напряженные периоды. При этом учитывают мощности, производительность и особенности использования техники на тех или иных процессах. В менее напряженные периоды целесообразно применение более экономичных тракторов.
Основное условие рационального комплектования агрегатов — это соответствие между тракторами, навесными и прицепными машинами по характеризующим их показателям (мощность трактора, тяговое сопротивление и количество сельскохозяйственных машин, ширина захвата отдельных машин и агрегата, допустимая скорость, возможная маневренность, численность персонала, производительность, расход топлива и т. д.). Принимают во внимание также размеры, конфигурацию и рельеф полей и отдельных участков, ширину междурядий, колеи и размеры колес трактора, состояние почвы, форму кроны плодовых деревьев. Там, где возможно, применяют скоростные и широкозахватные агрегаты.
Механизированные процессы выполняют в соответствии с технологическими картами возделывания и уборки культур (соблюдение последовательности и сроков проведения работ, агротехнических требований и т. д.) и на основе внедрения рациональной организации труда (рациональная расстановка техники на полях, при посадке и уходе за многолетними насаждениями, разбивка оптимальных загонов, определение способов движения машин, подготовка рабочих мест, доведение до механизаторов часовых графиков и планов-маршрутов каждого агрегата, введение двухсменной работы и др.). Организация основных трудовых процессов по отраслям изложена в главах 12—15.
Организационные формы использования тракторов и сельскохозяйственных машин — это механизированные полеводческие, овощеводческие, садоводческие, виноградарские и другие бригады, а также тракторные, обслуживающие немеханизированные бригады. На крупных специализированных предприятиях успешно работают механизированные отряды плодородия, по защите растений и уборочно-транспортные комплексы. Для возделывания и уборки урожая отдельных культур (льна-долгунца, картофеля и др.) организуют самостоятельные механизированные звенья. Эффективной работе машинно-тракторного парка способствуют создание диспетчерской службы, усиление материальной заинтересованности и ответственности механизаторов на основе применения хозрасчета, подряда и аренды, организация производственного соревнования.
Для характеристики уровня использования тракторов и сельскохозяйственных машин применяют систему показателей, которая будет рассмотрена в главе 11.
Организация использования транспортных и погрузочных средств. Основные транспортные средства на сельскохозяйственных предприятиях — это автомобили, тракторы и прицепы. Практика показывает, что автомобили эффективнее использовать при перевозке грузов на дальние расстояния, тракторы — на коротких дистанциях и при отсутствии хороших дорог. В овощеводстве, садоводстве и некоторых других отраслях применяют, кроме того, живую тягловую силу; в защищенном грунте — платформы-стремянки и электрокары; в овоще- и фруктохранилищах — транспортеры; в животноводстве — трубопроводы, подвесные дороги и др. В напряженные периоды (уборка, строительство и т. д.) хозяйства дополнительно привлекают автотранспорт других предприятий и организаций.
Основную долю грузоперевозок выполняют автомобили. Для расчета потребности в них вначале на основе технологических карт возделывания и уборки культур определяют перечень транспортных работ, сроки их выполнения и объемы перевозок грузов, устанавливают по плану землепользования средние расстояния перевозок, рассчитывают объем грузооборота по каждой транспортной операции путем умножения объема перевозок на среднее расстояние, составляют основные маршруты с указанием расстояний и дорожных условий. Учитывают также внехозяйственные перевозки (вывоз продукции для реализации, завоз строительных материалов, минеральных удобрений и т.д.).
Для каждого вида перевозок указывают количество грузов и грузооборот и определяют среднее расстояние делением грузооборота данного вида на их объем. Общий объем грузоперевозок и грузооборот распределяют по месяцам и видам транспорта (автомобили, тракторы, живая тягловая сила) с учетом возможности привлечения его из других предприятий и организаций.
Для определения потребности в собственном автотранспорте рассчитывают среднегодовую производительность одной среднесуточной автомобиле-тонны (W в т-км) по формуле:
где ТН — время пребывания автомобиля в наряде (с момента выхода из гаража и до возвращения, исключая перерыв на обед и отдых во время работы), ч; Vt — техническая скорость, км/ч; l—среднее расстояние перевозки груза, км; Дк — количество дней в планируемом периоде; а — коэффициент выпуска автомобилей на линию (отношение автомобиле-дней работы к автомобиле-дням пребывания в хозяйстве); — коэффициент использования пробега (отношение пробега с грузом к общему пробегу); q — грузоподъемность автомобиля (в данных расчетах q = 1, т; — коэффициент использования грузоподъемности (отношение количества перевезенного груза за одну ездку к номинальной грузоподъемности); tпр — время на погрузочно-разгрузочные работы за одну ездку, включая время на маневрирование, оформление документов и т. д.
Перечисленные показатели устанавливают, исходя из достигнутого уровня с учетом их относительного увеличения, кроме среднего расстояния.
Делением грузооборота автомобилей за год (т-км) на производительность среднесуточной автомобиле-тонны находят среднегодовую потребность в автомобиле-тоннах, а делением полученного результата на принятую грузоподъемность среднесуточного автомобиля получают среднегодовое количество автомобилей. Завершают расчет подбором марочного состава автомобилей с учетом вида грузов и минимальных эксплуатационных затрат на перевозку 1 т.
Потребность в прицепах определяют по количеству автомобилей, работающих с ними, и числу прицепов в составе автопоездов, а в тракторных прицепах — по графику загрузки трактора каждой марки на транспортных работах.
Потребность в транспортных средствах (грузовых автомобилях или тракторах с тележками) в период уборки урожая на отдельных полях (в садоводстве и виноградарстве — кварталах) рассчитывают в такой последовательности. Определяют ожидаемую урожайность с 1 га и площадь, подлежащую уборке (в течение рабочего дня) в соответствии с агротехническим сроком. Перемножая эти показатели, находят валовой сбор продукции для ежедневной вывозки. Устанавливают время одного рейса. Делением продолжительности рабочего дня (за минусом обеденного перерыва) на время одного рейса определяют количество рейсов. Затем валовой сбор делят на среднюю грузоподъемность автомобиля (тракторной тележки) и на количество рейсов и получают ежедневную потребность в транспортных средствах.
Эффективность использования транспортных средств зависит от уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ. Потребность в погрузчиках-экскаваторах большой грузоподъемности рассчитывают, исходя из объема работ в целом по предприятию, а остальных (типа Э-153) — в соответствии с объемом работ по каждому крупному подразделению (отделению, цеху и т. д.).
Для оценки работы автотранспортных средств используют систему показателей, которая будет рассмотрена в главе 11.