Организация использования машинно-тракторного парка и внутрихозяйственного транспорта

Система машин. Наиболее активная часть основных средств и один из решающих факторов успешной работы сельскохозяй­ственных предприятий — это техника. Ее высокопроизводитель­ное использование достигается на основе применения системы машин, которая представляет собой совокупность разнородных, но дополняющих друг друга технических средств (тракторов, сель­скохозяйственных машин, транспортных и погрузочных средств), обеспечивающих комплексную механизацию основных и вспомо­гательных процессов как в отдельных отраслях, так и на предпри­ятиях в целом. Она включает технику для растениеводства, животноводства, мелиорации, лесного хозяйства и полезащитного лесо­разведения.

В систему машин для растениеводства входят машины общего назначения (тракторы, автомобили, другие энергетические, транс­портные и погрузочные средства, машины для сплошной обработ­ки почвы, рядового посева, хранения, транспортирования и вне­сения удобрений, химической защиты растений) и технологичес­кие комплексы увязанных между собой специальных машин для воз­делывания, уборки, послеуборочной обработки, хранения и реализации продукции одной или нескольких культур с учетом зо­нальных особенностей.

Эта система разработана в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями: учет особенностей биологии и агротехники сельскохозяйственных культур по зонам страны; внедрение техно­логий и комплексов машин, обеспечивающих перевод производ­ства продукции на индустриальные методы и позволяющих полу­чать гарантированные урожаи; универсализация и унификация технических средств; значительное облегчение условий труда и повышение его производительности; снижение материально-де­нежных затрат на единицу работы и продукции.

Системе машин для растениеводства присущи также повыше­ние единичной мощности энергетических и транспортных средств; расширение номенклатуры самоходных и комбинирован­ных машин; комплексная механизация в едином технологическом цикле наиболее трудоемких работ по уборке, послеуборочной об­работке, подготовке к закладке на хранение, хранению, предреализационной обработке и реализации плодоовощной продукции; применение комбайновой технологии в виноградарстве на ровной поверхности и склонах.

Организация использования тракторов и сельскохозяйственных машин включает: определение состава машинно-тракторного пар­ка, планирование объема механизированных работ по периодам года, распределение их по маркам машин, комплектование агрега­тов, выполнение механизированных процессов, определение организационных форм использования техники.

Состав машинно-тракторного парка определяют в такой последовательности. Рассчитывают объем работ, который будет выполняться тем или иным агрегатом в соответствии со структурой по­севов и многолетних насаждений, технологическими картами воз­делывания и уборки урожая культур. Устанавливают сезонную норму выработки на каждый агрегат путем умножения дневной нормы выработки на агротехнический срок выполнения работ. Находят необходимое количество агрегатов путем деления объема работ на сезонную выработку. Умножая полученный результат на число машин в агрегате, получают величину потребности в них. При этом необходимое количество тракторов и некоторых сельс­кохозяйственных машин определяют по напряженному периоду одновременно выполняемых ими работ.

Для тракторов общего назначения (ДТ-75М, Т-150К и др.) та­ким периодом является время обработки почвы, совпадающее по срокам с уборкой урожая. При расчете потребности в тракторах устанавливают объем осенней пахоты и сопутствующих ей работ (уборка урожая, лущение стерни, внесение удобрений, сплошная культивация, сев озимых культур, мелиоративные, культуртехнические и другие работы), которые должны выполняться трактора­ми общего назначения. Делением объема каждого вида этих работ на технически обоснованные нормы выработки и сложением по­лученных результатов находят количество нормо-смен.

Далее определяют суммарный объем работ. В качестве единицы измерения суммарной выработки тракторных агрегатов применя­ют условный эталонный гектар, который представляет собой объем работ, соответствующий вспашке 1 га в следующих, принимаемых за эталонные условия: удельное сопротивление — 0,50 кг/см2 при скорости движения агрегата 5 км/ч; глубина обработки почвы — 20—22 см (средняя 21 см); агрофон — стерня зерновых на почвах средней прочности по несущей поверхности (средние суглинки) с влажностью почвы до 20—22 %; рельеф ровный (угол склона до Г); конфигурация правильная (прямоугольная); длина гона — 800 м; высота над уровнем моря — до 200 м; каменистость и пре­пятствия отсутствуют.

Выработку трактора данной марки в этих условиях называют эталонной. Она установлена за 1 ч сменного времени в размерах, равных коэффициенту перевода тракторов в условные эталонные, и за 7-часовую смену. Умножив эталонную выработку эталонного трактора за 7-часовую смену на количество нормо-смен, опреде­ляют суммарный объем работ.

Затем рассчитывают сезонную норму выработки эталонного трактора за напряженный период путем умножения часовой нор­мы выработки на продолжительность рабочего дня и агротехни­ческого срока проведения осенней пахоты. Разделив суммарный объем работ на сезонную выработку, находят потребность в трак­торах общего назначения.

Для универсально-пропашных тракторов напряженный пери­од — междурядная обработка и совпадающие с ней защита расте­ний от вредителей и болезней, заготовка сена, обслуживание жи­вотноводческих ферм и перевозка грузов. Потребность в них оп­ределяют делением объема работ на сезонную выработку, а для за­щиты растений и обслуживания животных — делением соответственно площади или поголовья на нормативную нагрузку, установленную на один трактор. Суммируя необходимое количе­ство универсально-пропашных тракторов по указанным группам работ, находят общую потребность в них.

Объем механизированных работ по периодам года намечают в ра­бочих планах предприятия и его подразделений (см. параграф 3.5).

Распределение механизированных работ по маркам машин осуще­ствляют с таким расчетом, чтобы каждая из них была равномерно загружена в напряженные периоды. При этом учитывают мощнос­ти, производительность и особенности использования техники на тех или иных процессах. В менее напряженные периоды целесо­образно применение более экономичных тракторов.

Основное условие рационального комплектования агрегатов — это соответствие между тракторами, навесными и прицепными машинами по характеризующим их показателям (мощность трак­тора, тяговое сопротивление и количество сельскохозяйственных машин, ширина захвата отдельных машин и агрегата, допустимая скорость, возможная маневренность, численность персонала, про­изводительность, расход топлива и т. д.). Принимают во внимание также размеры, конфигурацию и рельеф полей и отдельных участ­ков, ширину междурядий, колеи и размеры колес трактора, состо­яние почвы, форму кроны плодовых деревьев. Там, где возможно, применяют скоростные и широкозахватные агрегаты.

Механизированные процессы выполняют в соответствии с технологическими картами возделывания и уборки культур (соблюде­ние последовательности и сроков проведения работ, агротехни­ческих требований и т. д.) и на основе внедрения рациональной организации труда (рациональная расстановка техники на полях, при посадке и уходе за многолетними насаждениями, разбивка оптимальных загонов, определение способов движения машин, подготовка рабочих мест, доведение до механизаторов часовых графиков и планов-маршрутов каждого агрегата, введение двух­сменной работы и др.). Организация основных трудовых процес­сов по отраслям изложена в главах 12—15.

Организационные формы использования тракторов и сельскохозяйственных машин — это механизированные полеводческие, овощеводческие, садоводческие, виноградарские и другие бригады, а также тракторные, обслуживающие немеханизированные брига­ды. На крупных специализированных предприятиях успешно ра­ботают механизированные отряды плодородия, по защите расте­ний и уборочно-транспортные комплексы. Для возделывания и уборки урожая отдельных культур (льна-долгунца, картофеля и др.) организуют самостоятельные механизированные звенья. Эф­фективной работе машинно-тракторного парка способствуют со­здание диспетчерской службы, усиление материальной заинтере­сованности и ответственности механизаторов на основе примене­ния хозрасчета, подряда и аренды, организация производственно­го соревнования.

Для характеристики уровня использования тракторов и сельскохозяйственных машин применяют систему показателей, кото­рая будет рассмотрена в главе 11.

Организация использования транспортных и погрузочных средств. Основные транспортные средства на сельскохозяйственных пред­приятиях — это автомобили, тракторы и прицепы. Практика по­казывает, что автомобили эффективнее использовать при перевоз­ке грузов на дальние расстояния, тракторы — на коротких дистан­циях и при отсутствии хороших дорог. В овощеводстве, садовод­стве и некоторых других отраслях применяют, кроме того, живую тягловую силу; в защищенном грунте — платформы-стремянки и электрокары; в овоще- и фруктохранилищах — транспортеры; в животноводстве — трубопроводы, подвесные дороги и др. В на­пряженные периоды (уборка, строительство и т. д.) хозяйства до­полнительно привлекают автотранспорт других предприятий и организаций.

Основную долю грузоперевозок выполняют автомобили. Для расчета потребности в них вначале на основе технологических карт возделывания и уборки культур определяют перечень транс­портных работ, сроки их выполнения и объемы перевозок грузов, устанавливают по плану землепользования средние расстояния перевозок, рассчитывают объем грузооборота по каждой транс­портной операции путем умножения объема перевозок на среднее расстояние, составляют основные маршруты с указанием расстоя­ний и дорожных условий. Учитывают также внехозяйственные пе­ревозки (вывоз продукции для реализации, завоз строительных материалов, минеральных удобрений и т.д.).

Для каждого вида перевозок указывают количество грузов и грузооборот и определяют среднее расстояние делением грузооборота данного вида на их объем. Общий объем грузоперевозок и грузооборот распределяют по месяцам и видам транспорта (авто­мобили, тракторы, живая тягловая сила) с учетом возможности привлечения его из других предприятий и организаций.

Для определения потребности в собственном автотранспорте рассчитывают среднегодовую производительность одной средне­суточной автомобиле-тонны (W в т-км) по формуле:

организация использования машинно-тракторного парка и внутрихозяйственного транспорта - student2.ru

где ТН — время пребывания автомобиля в наряде (с момента выхода из гаража и до возвращения, исключая перерыв на обед и отдых во время работы), ч; Vt — техни­ческая скорость, км/ч; l—среднее расстояние перевозки груза, км; Дк — количе­ство дней в планируемом периоде; а — коэффициент выпуска автомобилей на ли­нию (отношение автомобиле-дней работы к автомобиле-дням пребывания в хо­зяйстве); организация использования машинно-тракторного парка и внутрихозяйственного транспорта - student2.ru — коэффициент использования пробега (отношение пробега с грузом к общему пробегу); q — грузоподъемность автомобиля (в данных расчетах q = 1, т; организация использования машинно-тракторного парка и внутрихозяйственного транспорта - student2.ru — коэффициент использования грузоподъемности (отношение количества перевезенного груза за одну ездку к номинальной грузоподъемности); tпр — время на погрузочно-разгрузочные работы за одну ездку, включая время на маневрирова­ние, оформление документов и т. д.

Перечисленные показатели устанавливают, исходя из достиг­нутого уровня с учетом их относительного увеличения, кроме среднего расстояния.

Делением грузооборота автомобилей за год (т-км) на производительность среднесуточной автомобиле-тонны находят среднегодовую потребность в автомобиле-тоннах, а делением полученного результата на принятую грузоподъемность среднесуточного авто­мобиля получают среднегодовое количество автомобилей. Завер­шают расчет подбором марочного состава автомобилей с учетом вида грузов и минимальных эксплуатационных затрат на перевоз­ку 1 т.

Потребность в прицепах определяют по количеству автомоби­лей, работающих с ними, и числу прицепов в составе автопоездов, а в тракторных прицепах — по графику загрузки трактора каждой марки на транспортных работах.

Потребность в транспортных средствах (грузовых автомобилях или тракторах с тележками) в период уборки урожая на отдельных полях (в садоводстве и виноградарстве — кварталах) рассчитывают в такой последовательности. Определяют ожидаемую урожайность с 1 га и площадь, подлежащую уборке (в течение рабочего дня) в соответствии с агротехническим сроком. Перемножая эти показа­тели, находят валовой сбор продукции для ежедневной вывозки. Устанавливают время одного рейса. Делением продолжительности рабочего дня (за минусом обеденного перерыва) на время одного рейса определяют количество рейсов. Затем валовой сбор делят на среднюю грузоподъемность автомобиля (тракторной тележки) и на количество рейсов и получают ежедневную потребность в транспортных средствах.

Эффективность использования транспортных средств зависит от уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ. Потреб­ность в погрузчиках-экскаваторах большой грузоподъемности рассчитывают, исходя из объема работ в целом по предприятию, а остальных (типа Э-153) — в соответствии с объемом работ по каж­дому крупному подразделению (отделению, цеху и т. д.).

Для оценки работы автотранспортных средств используют сис­тему показателей, которая будет рассмотрена в главе 11.

Наши рекомендации