Нормативы трудоемкости работ
Норматив | Нормативное значение | Скорректированное значение | ||
Трудоемкость ЕО | 0,30 | 0,315 | ||
Трудоемкость ТО-1 | 2,3 | 2,415 | ||
Трудоемкость ТО-2 | 9,2 | 9,66 | ||
Трудоемкость ТР | 2,8 | 3,969 |
2. Расчет цикловой производственной программы предприятия по обслуживанию и ремонту
Под производственной программой АТП понимается количество и трудоёмкость работ по техническому обслуживанию и ремонту (ТО и ТР) подвижного состава, приходящиеся на определённый период времени: год, квартал, месяц, сутки, смену. Объем работ по текущему ремонту, выполняемому не в плановом порядке, а по потребности, определяется только трудоёмкостью операций.
Поскольку возрастная структура подвижного состава принята как 0,5-0,75, количество единиц подвижного состава, не прошедшего и прошедшего капитальный ремонт равно
, где
Lкр – пробег до капитального ремонта,
Lмр – межремонтный пробег
ωн и ωст – доля новых и старых автомобилей в парке
; .
Соответственно цикловой пробег равен
Lц=0,555*135000 + 0,445*125000 = 130550 для автомобиля ВАЗ-2109
Цикловая программа АТП по ТО и ТР.
Программа по ТО за цикл эксплуатации определяется отношением циклового пробега к периодичности обслуживаний. Расчёт ведётся на один списочный автомобиль по следующим формулам:
a) программа по ТО-2
,
b) программа по ТО-1
,
c) программа по ЕО
, где
lс – суточный пробег
Таблица 4
Программа по ТО и ЕО за цикл эксплуатации
Марка | ВАЗ-2109 |
NТО-2 | |
NТО-1 | |
NЕО |
Преобразование цикловой программы в годовую. Если предположить, что возрастная структура парка АТС остаётся неизменной, то справедливо линейное преобразование
, где
- годовая программа по j-му виду обслуживания, приходящаяся на один автомобиль;
hг – коэффициент линейного преобразования цикловой программы в годовую.
Поскольку программа по ТО пропорциональна пробегу АТС, то справедливы соотношения
,
где Dэц, Dэг – соответственно количество эксплуатационных дней в цикле и в году.
Количество эксплуатационных дней в цикле находится по формуле:
.=653
Значение Dэг =247 определяется произведением установленного количества рабочих дней в году подвижного состава АТП Dрг на коэффициент выпуска парка.
,
aГ=aВ, где
aВ – коэффициент выпуска ТС на линию
, где
Дэц – количество дней эксплуатации в цикле,
Дрц – плановое количество дней в цикле.
, где
dкр – количество дней простоя в кап. ремонте (15-25 дней),
ωн – доля новых автомобилей.
, откуда dтр=dто,р-dто
mто-2 – количество дней на выполнение ТО-2 (1 день)
Таблица 5
Нормы простоя в ТО и ТР, дней/1000 км
Марка | |
dТОР | 0,4 |
dТО | 0,07 |
dТР | 0,33 |
Коэффициенты сменности kто,тр=1, т.к. все работы выполняются в эксплуатационное время.
Коэффициент готовности равен
0,9 для автомобиля ВАЗ-2109
Коэффициент перехода от цикла к году
0,3 для автомобиля ВАЗ-2109
3. Расчет объемов работ и выбор способа производства
Годовая программа предприятия по ТО. Годовая программа АТП по каждому из видов технических обслуживаний находится произведением преобразованной цикловой программы одного условного автомобиля на списочное количество АТС в парке Nсп
.
Исходя из этого:
- годовая программа по ТО-1
,
- годовая программа по ТО-2
,
- годовая программа по капитальным ремонтам
,
- годовая программа по ежедневному обслуживанию
,
где Lг=Lцhг – годовой пробег автомобиля.
Расчёт годовой программы по диагностике обычно производится по приближённым зависимостям:
- годовая программа по Д-1
;
- годовая программа по Д-2
.
Таблица 6
Годовая программа предприятия
Вид | ВАЗ-2109 |
NТО-1г | |
NТО-2г | |
NКРг | |
NЕОг | |
NД1г | |
NД2г |
Суточная программа предприятия по ТО. Суточная программа по ТО является критерием выбора метода обслуживания.
,
где Dj –количество рабочих дней в году j-ой зоны обслуживания.
Имеем:
- суточная программа по ТО-1
;
- суточная программа по ТО-2
.
Годовой фонд рабочего времени зон ТО-1 (DТО-2) и ТО-2 (DТО-2) обычно равен DТО-2=DТО-2 (250 дней)
Суточная программа по ЕО вычисляется через коэффициент технической готовности
.
Таблица 7
Суточная программа предприятия по ТО и ЕО
NТО-1с | |
NТО-2с | |
NЕОс |
При полученных значениях, на основании данных таблицы 3.2 методических указаний, суточной программы целесообразно проводить ТО на универсальных тупиковых постах, а ЕО - на поточной линии.
Трудоёмкость работ по обслуживанию и ремонту. Годовой объём работ по обслуживанию и ремонту в человеко-часах определяется через действующие нормативы трудоёмкости. Годовая трудоёмкость ТО и ЕО вычисляется по общей формуле
,
где tj – откорректированная нормативная трудоёмкость j-го вида обслуживания (чел.ч);
kт(j) – коэффициент технологичности, учитывающий способ выполнения ТО.
Поскольку ТО проводится на универсальных тупиковых постах, kт=1. Для зоны ЕО коэффициент kт имеет смысл коэффициента механизации уборочно-моечных работ kм=kт. В данном случае механизируются только моечные работы, и коэффициент механизации принимает значение kм=0,55
Из общей формулы годовой трудоемкости имеем:
- годовая трудоёмкость ТО-1
;
- годовая трудоёмкость ТО-2
;
- годовая трудоёмкость ЕО
.
Годовая трудоёмкость ТР (чел.ч) вычисляется через удельную трудоёмкость работ по текущему ремонту и годовой пробег АТС
, где
Lг=63750км
kД – коэффициент снижения объёмов работ по ТР за счёт внедрения диагностики (kД=0,85).
Поскольку диагностика не выделяется в самостоятельный вид обслуживания, то при организации постов Д-1 и Д-2 объёмы соответствующих видов работ находятся следующим образом. Сначала вычисляется общий объём диагностических работ по формуле
,
где p(..) – доля диагностических работ вместе с сопутствующими контрольно-регулировочными операциями в общем объёме работ соответствующего вида (ТО-1, ТО-2 и ТР соответственно).
Из найденного общего объёма диагностических работ на операции Д-1 отводится (50-60) %, а остальное - на Д-2. То есть:
- годовая трудоёмкость Д-1
,
- годовая трудоёмкость Д-2
.
После вычисления объёмов работ по диагностике корректируются объёмы работ по ТО и ТР путём исключения трудоёмкости работ, перенесённых на посты Д-1 и Д-2. по формуле
,
где pj – доля работ j-го вида, перенесённых на посты диагностики.
Окончательно для последующих технологических расчётов с учётом организации диагностики на выделенных постах имеем:
;
;
.
Трудоёмкость вспомогательных работ и работ по самообслуживанию предприятия. Кроме основных работ по ТО и ремонту подвижного состава в АТП выполняются дополнительные работы, называемые вспомогательными, составляющие по объёму до (20-30) % от общего объёма основных работ
,
где kвсп=0,2.
Объём работ по самообслуживанию составляет 50 % от объёма вспомогательных работ
.
Таблица 8
Объем работ по обслуживанию и ремонту
TЕОг | |
TДг | |
TД1г | |
TД2г | |
TТО-1г | |
TТО-2г | |
TТРг | |
Tвспг | |
Tсамг |
Объёмы работ по самообслуживанию меньше нормативных значений (8-10 тыс. чел.ч.). Отдел главного механика (ОГМ) не создается, и работы распределяются по вспомогательным производственным участкам и добавляются к объёмам основных ремонтных работ.