И несовершенной конкуренции
Чистая (совершенная) конкуренция представляет собой рыночную структуру, при которой большое количество продавцов и покупателей взаимодействуют друг с другом, предлагая и запрашивая однородный продукт. Чистая конкуренция как абстрактная рыночная структура обладает следующими признаками:
1. Большое количество производителей и продавцов в отрасли. Это основная черта любого конкурентного рынка. При этом все фирмы действуют независимо друг от друга и не могут оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками.
2. Абсолютная однородность одноименных товаров. Этот признак означает, что покупатели воспринимают экономические блага как совершенные заменители.
3. Наличие у всех участников полной информации о рыночных условиях.
4. Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде.
5. Свободное вступление в отрасль новых фирм и выход из нее действующих.
В таких условиях ни одна из множества фирм не в состоянии влиять на уровень цены, график спроса на продукцию чисто конкурентной фирмы является совершенно эластичным.
Любое количество однородной продукции фирма продает по одной и той же рыночной цене, которая сложилась в конкурентной отрасли. Кривая спроса на продукцию конкурентной отрасли, к которой принадлежит данная фирма, имеет снижающийся вид. Отрасль может продать больше продукции при условии снижения ее цены, и наоборот. В этих случаях любой фирме, функционирующей в отрасли, придется продавать свою продукцию по новой цене, сложившейся в изменившихся условиях.
И предельная, и средняя выручка в условиях чистой конкуренции равны равновесной рыночной
AR = MR = P. (5.1)
Поэтому условие равновесия конкурентной фирмы состоит в равенстве предельных издержек рыночной цене продукта:
MC = Р. (5.2)
Использование маргинального (предельного) анализа определения фирмой оптимального объема производства, основанного на сравнении предельной выручки с предельными издержками, позволяет выяснить взаимосвязь кривой предельных издержек с предложением конкурентной фирмы при различных рыночных ценах.
Какая бы цена, превышающая минимум средних переменных издержек, ни сложилась на конкурентном отраслевом рынке, оптимальный объем производства всегда определяется точкой на кривой предельных издержек. Это количество продукции и будет определять в краткосрочном периоде предложение рационально действующей конкурентной фирмы, нацеленной на достижение наибольшей выгоды. Таким образом, отрезок кривой предельных издержек фирмы МС, который расположен выше точки пересечения с кривой средних переменных издержек, и будет кривой предложения конкурентной фирмы.
Таким образом, фирма будет продолжать свою деятельность в двух случаях:
1) если она получит валовую экономическую прибыль;
2) если она будет нести валовой убыток, но в меньшем размере, чем величина ее постоянных издержек.
В долгосрочном периоде рыночная цена в результате изменения количества фирм и конкурентной борьбы будет стремиться к уровню, равному минимуму средних валовых издержек. В результате долговременных изменений положение долгосрочного равновесия в отрасли и на отдельных фирмах установится при производстве оптимального количества продукции, соответствующего цене Р = minАТС. При этом экономическая прибыль действующих в отрасли фирм станет равной 0.
В положении долгосрочного равновесия конкурентной фирмы равны друг другу цена, предельная выручка (предельный доход), предельные издержки и минимальные средние валовые издержки:
МR(Р) = МС = min АТС. (5.3)
Рынки несовершенной конкуренции – это такие рынки, на которых не действует хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. В реальной экономике практически любой рынок является рынком несовершенной конкуренции, где производители имеют хотя бы минимальную возможность воздействовать на цену путем регулирования объема выпуска продукции. Графически эта возможность отражается убывающей кривой спроса на товар отдельной фирмы.
Чем большей долей отраслевого предложения располагает фирма-производитель, тем более чувствителен рынок к изменению объема выпуска этой фирмой, тем сильнее ее влияние на рыночную цену.
Монопольная (рыночная) власть производителя – это обусловленная особенностями рыночной организации его способность оказывать воздействие на рыночную цену блага посредством регулирования объема его предложения.
В роли монополии не обязательно выступает крупная фирма, главное – удельный вес фирмы (фирм) в производстве и сбыте конкретного вида продукции. Чем более значительной долей отраслевого предложения располагает фирма, тем более чувствителен рынок к изменению ее объема выпуска, и тем сильнее влияние этой фирмы на цену. Иными словами, более важен относительный, а не абсолютный размер фирмы, хотя эти показатели, как правило, взаимосвязаны.
Другим источником рыночной власти может служить эластичность рыночного спроса. Чем менее эластичным является спрос на продукцию фирмы, тем она более свободна в выборе цены, так как может не опасаться отрицательной реакции потребителей на повышение цены. Низкой эластичности спроса на товар конкретной фирмы способствует отсутствие у ее продукции товаров – заменителей (у потребителей просто нет выбора, и они вынуждены приобретать товары конкретного производителя).
Наличие монопольной власти, тем не менее, не означает, что производитель может произвольно устанавливать цену на свою продукцию. Изменить цену на свой товар фирма может, лишь соответственным образом изменив предложение. Изменение общей выручки в этом случае будет зависеть от изменения цены P и количества Q.
Δ TR = P(ΔQ) + Q(ΔP). (5.4)
Разделив обе части уравнения на ΔQ, получим:
MR = P + Q(ΔP)/ ΔQ . (5.5)
Если и числитель, и знаменатель выражения Q(ΔP)/ ΔQ умножить на Р, мы получим Р/ ЕdР , тогда:
MR = P + Р/ ЕdР = Р ( 1 + 1/ ЕdР). (5.6)
При оценке предельной выручки фирмы нельзя забывать, что ЕdР здесь представляет собой эластичность кривой спроса фирмы, а не рыночной кривой спроса. Анализ полученной функции предельной выручки позволяет сделать вывод, что для убывающей кривой спроса предельная выручка меньше цены товара, так как эластичность спроса по цене для нормальных товаров - величина отрицательная.
Для оценки степени монополизации рынка может использоваться несколько показателей. Наиболее известными и применяемыми являются индекс Херфиндаля - Хиршмана и индекс Лернера.
Индекс Лернера (IL) – показатель монопольной власти.
Если для конкурентной фирмы цена равняется предельным издержкам, то фирмы, обладающие монопольной властью, имеют возможность продавать товары по ценам, превышающим предельные издержки. Следовательно, монопольная власть может быть измерена через превышение цены, обеспечивающей максимизацию прибыли, над предельными издержками производства. Индекс Лернера определяется как отношение разности цены (Р) и предельных издержек (МС) к цене товара.
IL = (Р – МС)/Р. (5.7)
Этот индекс всегда имеет значение в пределах от 0 до 1. Для фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции он равен 0. Чем ближе значение индекса к 1, тем больше степень монопольной власти.
Используя условие максимизации прибыли MR = MC, а также формулу предельной выручки 6.3 (MR = Р (1 + 1/ ЕdР)), получим следующую формулу индекса Лернера:
IL = - 1/ ЕdР. (5.8)
Рыночная власть фирмы находится, таким образом, в обратной зависимости от эластичности спроса на ее продукцию.
Индекс Херфиндаля – Хиршмана (IHH) – это показатель распределения «рыночной власти» между всеми участниками рынка. Он рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех продавцов на рынке:
n
IHH = Σ Si2, (5.9)
i=1
где Si2 – удельный вес i – той фирмы, действующей на анализируемом рынке.
Если в отрасли действует 1000 одинаковых фирм, то Si каждой фирм будет 0,1%, а IHH = 1000 х 0,1 х 0,1 = 10. Если количество фирм уменьшится до 100, IHH станет равным 100 (100 х 1 х 1). Если же в отрасли останется лишь одна фирма, выпускающая 100% продукции, IHH будет равен 10000 (1002). На примере этих несложных расчетов нетрудно убедиться, что чем больше значение IHH, тем выше степень концентрации производства в отрасли и степень ее монополизации.
Наличие монопольной власти дает возможность вмешиваться в механизм установления рыночного равновесия, нарушая соответствие интересов производителей и потребителей. В условиях монополизации отрасли потребители получат меньше продукции Qм, чем в условиях совершенной конкуренции Qе, а цена за единицу продукции возрастет. При этом в производство будет вовлекаться меньше факторов производства, чем при производстве продукции конкурентными фирмами, то есть общество будет нести потери от неполного использования экономических ресурсов. Оптимум Парето при этом не соблюдается, монополия вызывает перераспределение богатства в свою пользу таким образом, что происходит снижение общественного благосостояния.
Одной из форм поведения фирмы, обладающей монопольной властью, является осуществление политики ценовой дискриминации. Под ценовой дискриминацией понимается продажа одного и того же товара по разным ценам разным покупателям или группам покупателей, причем различия в ценах обусловлены не различиями в издержках производства, а различиями в оценке товара покупателями и их платежеспособности.
Смысл проведения такой политики ценообразования состоит в стремлении присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. Ее применение возможно при следующих условиях:
- продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;
- наличие возможности сегментировать рынок – разбить покупателей на группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;
- невозможность для покупателя, приобретающего товар дешевле, повлиять на равновесную рыночную цену путем перепродажи;
- издержки проведения фирмой дискриминационной политики не должны превышать выгод от данной деятельности.
Цены могут различаться в зависимости от объема потребления, дохода покупателя, времени покупки и т.д. Таким образом, на один и тот же товар существует множество цен.
Экономические последствия применения ценовой дискриминации:
- увеличение прибылей применяющих такую политику фирм;
- расширение объема выпуска и, следовательно, более эффективное использование ресурсов, чем при моноценовой монополии.
Т Е С Т Ы
1. Какие из перечисленных свойств присущи совершенно конкурентному рынку:
а) в отрасли присутствуют 2-3 крупные и несколько мелких фирм, крупные фирмы влияют на цену товара;
б) спрос на товар отдельной фирмы абсолютно неэластичен;
в) предельная выручка фирмы всегда меньше средней выручки, т.е. MR<AR;
г) кривая спроса отдельной фирмы горизонтальна.
2. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде представляет собой:
а) часть кривой средних переменных издержек, лежащую над кривой предельных издержек;
б) кривую предельных издержек, лежащую выше кривой средних переменных издержек;
в) часть кривой предельных издержек, лежащую выше кривой средних издержек;
г) кривую предельных издержек.
3. Понятие «совершенно конкурентная фирма» подразумевает, что:
а) эта фирма использует только методы легальной конкуренции в борьбе со своими соперниками;
б) эта фирма не оказывает влияния на формирование рыночной цены;
в) эта фирма использует любые формы конкуренции для захвата рынка;
г) эта фирма добивается установления желаемой цены в конкурентной борьбе.
4. Если фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, сократит предложение своей продукции, то это:
а) приведет к снижению рыночной цены продукта;
б) не окажет никакого влияния на рынок;
в) приведет к повышению рыночной цены продукта;
г) сократит предложение и повысит рыночную цену продукта.
5. Если на рынке выполняются условия совершенной конкуренции, то в точке краткосрочного равновесия:
а) цена товара (Р) равна предельным издержкам (МС) его производства;
б) цена товара (Р) равна средним издержкам (АС) его производства;
в) цена блага равна предельной полезности;
г) верны ответы а и б.
6.Спрос на продукцию конкурентной отрасли Qd - 55-Р, а предложение Qs = 2P-5. Если у одной из фирм отрасли восходящий участок кривой предельных издержек МС = 3q + 5, то при какой цене и объеме производства фирма максимизирует прибыль?
а) Р = 10, q = 15
б) Р = 20, q = 5
в) Р = 15, q = 2
г) Р=10, q = 20.
7. Совершенно конкурентная фирма производит 20 тыс. телефонов в год при средних переменных издержках в 1750 руб. и средних общих издержках производства в 2150руб. При рыночной цене одного телефона - 2500 руб. фирма получает прибыль равную:
а) 15 млн руб.
б) 9 млн руб.
в) 7 млн руб.
г) 4,3 млн руб.
8.Функция общих издержек фирмы задана формулой: ТС = 6q+2q2. Осуществляя производство 25 единиц товара и реализуя их на совершенно конкурентном рынке по цене 36 руб. за единицу, фирма получит прибыль (+) или убытки (-):
а) 250, б) -375, в) 450, г) -500.
9. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы:
а) имеет отрицательный наклон;
б) горизонтальная линия при данном уровне цены;
в) вертикальная линия при данном объеме предложения;
г) имеет положительный наклон.
10. Экономическая прибыль:
а) не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде;
б) эквивалентна нормальной бухгалтерской прибыли;
в) имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают общий доход фирмы;
г) существует всегда, когда предельный доход превышает предельные издержки;
д) все предыдущие ответы неверны.
11. В каком случае фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, должна прекратить производство?
а ) если Р< АТС
б) если P<AFC
в) если при установившейся рыночной цене она не получает прибыли.
г) если цена меньше средних переменных издержек Р < AVC.
12.Можно ли при определении объема производства, максимизирующего прибыль, ориентироваться и на средние, и на предельные издержки?
а) да; б) нет.
13. Предположим, предприятие находится в условиях совершенной конкуренции. Ниже приведены данные о зависимости общих затрат от выпуска:
Выпуск (Q) в ед. времени, шт. 0 1 2 3 4 5
Общие затраты (ТС), руб. 100 140 200 300 410 600
На рынке установилась цена 110р. Сколько продукции нужно производить, чтобы достичь максимума прибыли?
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5.
14.Кривая предложения конкурентного продавца в краткосрочном интервале - это:
а) кривая предельных издержек;
б) линия цены товара;
в) снижающаяся часть кривой средних издержек;
г) возрастающая часть кривой средних издержек;
д) часть кривой предельных издержек, расположенная выше средних переменных издержек.
15.Кривая предложения на долгосрочных временных интервалах для:
а) отрасли с возрастающими издержками - вертикальная линия;
б) отрасли с постоянными издержками имеет отрицательный наклон;
в) отрасли с убывающими издержками - горизонтальная линия;
г) все предыдущие ответы неверны.
16. В отличие от конкурентной фирмы монополист:
а) может назначать любую цену на свой продукт;
б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;
в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;
г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, дающую максимум прибыли;
д) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.
17. В качестве «барьера» для проникновения в отрасль новых производителей могут служить:
а) патенты и лицензии;
б) более низкие издержки крупного производства;
в) законодательное оформление исключительных прав;
г) все, что перечислено, верно.
18. В условиях монополии верно следующее утверждение:
а) при максимизации прибыли максимизируется и общий рыночный излишек;
б) прибыль максимальна, если цена равна предельным издержкам;
в) в точке максимума прибыли предельная выручка больше цены;
г) прибыль максимальна, если предельные издержки равны предельной выручке.
19. Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что:
а) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;
б) для фирм характерно стратегическое поведение;
в) действует незначительное количество продавцов;
г) фирмы обладают рыночной властью.
20. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает, что:
а) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;
б) цены уравниваются с предельными издержками;
в) фирмы не получают экономической прибыли;
г) все имеющиеся производственные мощности задействованы.
21. Допустим, что монополист может продать 10 ед. товара по цене 100 долл. за единицу, но продажа 11 (единиц вызывает снижение цены до 99,5 долл. Предельный доход при увеличении объема продаж с 10 до 11 единиц равен:
а) 100 долл., б) 99,5 долл.,
в) 94,5 долл., г) 94,0 долл.,
д) 1099,5 долл.
22. Примером естественной монополии является:
а) ОПЕК - международный нефтяной картель;
б) компания IBM;
в) московский банк "Гермес";
г) издательство "Известия";
д) городской метрополитен.
23. Картельное соглашение окажется нестабильным, если:
а) фирмы, входящие в картель достаточно «терпеливы»;
б) фирмы не в состоянии определить нарушителя;
в) члены картеля имеют одинаковые издержки;
г) картель регулирует производство однородного продукта.
24. Монополист — производитель электронного оборудования выпускает и продает такой объем продукции, при котором: MR = 180 долл.; МС = 100 долл.; АТС = 200 долл. Чтобы получить максимум прибыли, фирма должна:
а) повысить цену и увеличить объем выпуска;
б) повысить цену и уменьшить объем выпуска;
в) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска;
г) снизить цену и увеличить объем выпуска;
д) снизить цену и уменьшить объем выпуска.
25.Монополист, максимизирующий прибыль будет снижать цену на свой продукт, если:
а) средние издержки падают;
б) затраты на рекламу растут;
в) предельный доход выше предельных издержек;
г) предельный доход равен предельным издержкам;
д) все предыдущие ответы неверны.
26. У монополиста предельные издержки обычно меньше цены продукта потому, что:
а) цена меньше предельного дохода;
б) цена больше предельного дохода;
в) предельные издержки меньше средних издержек;
г) предельные издержки больше средних издержек;
д) все предыдущие ответы неверны.
27. В 1992 г. отрасль А функционировала в условиях совершенной конкуренции и находилась в долгосрочном равновесии. В 1993г. фирмы, оперирующие в отрасли, образовали картель. В результате, все участники отраслевого картеля получили в 1993 г. экономическую прибыль на 10 млн долл. больше, чем в 1992 г. Экономическая прибыль картеля в 1993г. составляла:
а) 0;
б) меньше 10 млн долл.;
в) 10 млн долл.;
г) больше 10 млн долл.;
д) для ответа недостаточно информации.
28. На долгосрочном временном интервале:
а) фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;
б) фирмы, оперирующие в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;
в) высокие входные барьеры для вступления на рынок делают возможным получение функционирующими фирмами положительной экономической прибыли;
г) олигополисты и монополисты, оперирующие на неконкурентных рынках, могут получать экономическую прибыль;
д) все предыдущие утверждения верны.
29. Олигополия - это рыночная структура, где оперирует:
а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;
б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;
в) небольшое количество конкурирующих фирм;
г) только одна крупная фирма;
д) только один крупный покупатель.
30.Совершенно конкурентный рынок с равновесным объемом продукции 100 тыс. автомобилей в год захватили две фирмы. Каким будет объем выпуска каждой из них в случае получения ими нулевой экономической прибыли, при условии равенства средних и предельных издержек при любом объеме выпуска?
а) 25 тыс. и 50 тыс.
б) 50 тыс. и 50 тыс.
в) 25 тыс. и 75 тыс.
г) 75 тыс. и 25 тыс.
31. Ценовая дискриминация - это:
а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;
б) различия в оплате труда по национальному признаку или по полу;
в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары;
г) повышение цены на товар более высокого качества;
д) все предыдущие ответы неверны.
32. Что из названного не приведет к монополии:
а) лицензии;
б) авторские права;
в) контроль над единственным источником сырья;
г) производство и сбыт товара, имеющего много близких субститутов.
33. Как можно объяснить, что в условиях монополистической конкуренции фирмы часто предпочитают неценовую конкуренцию:
а) наличие большого количества фирм не дает возможности вступить в тайный сговор;
б) многие фирмы активизируют объемы продаж с помощью творческой и агрессивной рекламы, новых товарных знаков;
в) другим фирмам трудно вступить в данную отрасль.