Принцип всеобщего равенства перед законом и судом

Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед зако­ном и судом. В ч. 2 указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и сво­бод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, на­циональности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным организациям, других обстоятельств.

В такой интерпретации рассматриваемый общеправовой принцип в пол­ной мере распространяется на правосудие и уголовное судопроизводство, действуя во всех стадиях уголовного процесса. Следовательно, равенство граждан распространяется не только на отношения гражданина с судом, но и с дознавателем, следователем, прокурором. Процессуальное положение гражданина определяется не имущественными, социальными или иными факторами, а тем, субъектом каких прав он является: гражданского истца,

потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, защитника, свидетеля и т. п. В границах установленных законом процессуальных прав и обязанностей для того или иного субъекта каждый гражданин, вовлеченный в сферу уго­ловного судопроизводства, вступает в различные процессуальные отноше­ния, реализуя принадлежащие ему субъективные права и выполняя субъек­тивные обязанности.

Принцип равенства граждан перед законом и судом одновременно свя­зан с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином су­де означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии оп­ределенным лицам либо основанных на дискриминации. Установленная Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной сис­теме Российской Федерации» судебная система является единой: для всех граждан имеются одни и те же суды.

Положение о единстве права также представляет собой одно из требо­ваний подлинного демократизма. Оно означает единство законодательства, применение единой системы права в правосудии.

Установленное ст. 19 Конституции РФ положение о равенстве всех пе­ред законом и судом базируется на рекомендациях, содержащихся в ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека. Но ст. 8 названной декларации ока­зала влияние на формулировку не только ст. 19, но и ст. 46 Конституции. РФ, гарантирующей каждому судебную защиту своих прав и свобод. Со­поставляя содержание ст. 19 и ст. 46 Конституции, нетрудно заметить меж­ду ними связь, так как первая из этих статей провозглашает равенство, а вторая представляет собой важнейшее правовое средство обеспечения того, что устанавливает первая из упомянутых статей.

Надо признать, что в отступление от общих правил в действующем за­конодательстве установлен ряд положений, которыми предусмотрен осо­бый порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей, прокурорских работников и некоторых других должностных лиц. Он пре­следует цель не установления привилегий для этих лиц, а создание гаран­тий для успешного осуществления их деятельности (депутатской, судей­ской и т. п.), ограждения их от искусственного создания препятствий к ис­полнению служебных обязанностей. В случае привлечения указанных лиц к ответственности они наделяются обычными процессуальными правами того или иного субъекта (обвиняемого, подсудимого и т. п.).

§ 7. Неприкосновенность личности

Неприкосновенность личности, являясь принципом уголов­ного процесса, базируется на положениях ст. 22 Конституции РФ.

Сформулированная в соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 5 Конвенции о защите прав чело-

Раздел I. Общие положения

века и основных свобод, ст. 22 Конституции Российской Федерации уста­навливает, что:

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу допускается только по судебному ре­шению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержа­нию на срок более 48 часов.

Смысл ч. 2 ст. 22 Конституции состоит в том, что только суду вверяется право на ограничение личной неприкосновенности человека и гражданина.

Мера пресечения в виде заключения под стражу по действующему УПК может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого не иначе как по судебному решению (ст. 10, 108 УПК). При этом применена она, как правило, может быть лишь по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрена мера наказания в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет, а в исключительных случаях - до 2 лет лишения свободы. В законе прямо указано, что собой представляют эти «исключительные случаи»: 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории России; 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда (ч. 1 ст. 1-8 УПК). А в отно­шении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется, как правило, только в том случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

В УПК жестко установлено, что никто не может быть задержан по по­дозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсут­ствии оснований, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 97 УПК).

Устанавливая традиционные для российского уголовно-процессуаль­ного законодательства основания задержания (ст. 91 УПК), действующий УПК несколько расширил условия задержания лица при наличии иных данных для подозрения лица в совершении преступления (ч. 2 ст. 91 УПК). Кроме того, законом предусмотрено, что по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражей либо суд не отложил окончательное принятие решения. В этих случаях судья по ходатайству стороны не более чем на 72 часа может продлить срок задер­жания (п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК).

Предусматривая основания, условия и порядок задержания и заключе­ния лица под стражей, законодатель однозначно обязывает суд, прокурора и органы расследования немедленно освободить всякого незаконно задер­жанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицин­ский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК (ч. 2 ст. 10).

Глава V. Конституционные принципы уголовного процесса________________________83

Наши рекомендации