Мероприятия по научной организации труда

Организация труда является составной частью организации производства.

Для правильной работы предприятия или учреждения необходимо в первую очередь расставить работников на определенные рабочие места и поручить каждому конкретные трудовые функции. Это достигается путем выбора наилучших форм разделения труда или расчленения всего объема работ на отдельные составные части, каждая из которых выполняется определенным работником.

Разделение труда предполагает также отделение основных работ, направленных непосредственно на обработку изделия или детали, от вспомогательных — подготовительных и подсобных работ, которые предназначены для уборки отходов, доставки материалов, инструментов и т. д. Это помогает улучшить использование рабочего времени квалифицированных работников.

Однако разделение труда предполагает и его кооперацию, т. е. объединение совместных усилий работников, выполняющих отдельные части работы, для выполнения всего объема работ. На предприятиях кооперация труда осуществляется между цехами (межцеховая), различными участками внутри цехов (внутрицеховая) и между исполнителями (внутриучастковая, внутрибригадная).

Чтобы трудовой процесс протекал успешно, необходима определенная организация рабочих мест, т. е. их правильная планировка и оснащение в соответствии с характером работы, а также организация обслуживания рабочих мест (обеспечение их сырьем, материалами, инструментом). Чем рациональнее организовано рабочее место, чем оно удобнее, чем лучше обеспечено всем необходимым для бесперебойной и ритмичной работы, тем менее утомителен и более привлекателен труд, тем выше уровень производительности труда рабочего.

Большое значение для организации труда имеет установление наилучших приемов и методов, с помощью которых может быть выполнена определенная работа. Это позволяет в значительной степени повысить производительность труда и его эффективность. Этому способствуют и хорошие условия труда внешняя среда, в которой трудится работник, производственная обстановка, которая его окружает на производстве), они делают работу привлекательной, а также оказывают хорошее влияние на здоровье человека, его работоспособность. Неблагоприятные условия труда приводят к быстрой утомляемости, снижают производительность.

Неотъемлемой частью процесса организации труда является правильный распорядок, регламентирующий определенное чередование времени работы и отдыха на протяжении рабочей смены, недели, месяца, года. Установление наиболее рациональных режимов труда и отдыха с учетом достижений науки и практики — одна из главных задач совершенствования организации труда. Невнимание к ней влечет за собой снижение производительности труда, ухудшение качества продукции, вызывает такие явления, как повышенная заболеваемость и травматизм, текучесть кадров.

Улучшение организации работы во многом зависит от правильного нормирования труда, от подготовки кадров (обучение рабочих, в ходе которого они приобретают профессию), от повышения их квалификации, соблюдения работниками трудовой дисциплины.

Когда речь идет об организации труда, то имеется в виду труд работников, который непосредственно затрачивается ими при производстве продукции, и система мероприятий, обеспечивающая повышение его производительности. Научная организация труда (НОТ)— это такая организация труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические мероприятия основываются на достижениях науки и практики. Научная организация труда на любом предприятии должна обеспечить наиболее рациональное использование рабочей силы и оборудования при данном уровне развития техники и технологии производства.

Во многих случаях внедрение НОТ сокращает, а иногда вовсе устраняет потребность в капитальных вложениях, так как обеспечивает рост производительности труда в результате применения наиболее совершенных организационных методов трудовых процессов.

Мероприятия по охране труда, технике безопасности и охране

Окружающей среды.

Работники железнодорожного транспорта выполняют свои служебные обязанности зачастую в сложных метеорологических и производственных условиях. Они трудятся круглосуточно при любой погоде, в основном на открытом воздухе. У многих рабочих места работы находятся на путях, среди двигающегося подвижного состава. В связи с этим, особое значение приобретает четкая организация техники безопасности по предупреждению производственного травматизма, безусловное выполнение действующих правил охраны труда и создании безопасности его условий непосредственно на рабочем месте. Правильное содержание территории станции, служебных и производственных помещений, мест прохода через станционные пути и проходов к ним, а также ограждений, препятствующих проникновению крупнорогатого скота на станционные пути – одно из важнейших условий предупреждения травматизма и безопасности движения поездов. На станциях для прохода работников, до и после смены вдоль путей выделены более широкие междупутья в местах, удаленных от проходящих поездов и районов с интенсивными маневрами, для перехода через пути установлены специальные настилы. Станционные пути для обеспечения безопасности лиц, связанных с движением поездов, содержат в чистоте, водоотводные устройства накрыты специальными листами, междупутья, и пути соответственно своевременно очищаются от снега и грязи, льда, материалов верхнего строения пути.

Ящики, стеллажи для тормозных башмаков и запасных частей для вагонов и другие устройства располагают на более широких междупутьях и таким образом, чтобы они не ухудшали условий безопасности труда. Стеллажи и ящики в летнее время окрашивают в белый цвет, а зимой – в черный.

На путях, где постоянно расцепляют вагоны, ящики засыпают балластом на уровне с поверхностью шпал или вдоль путей устраивают настилы, Водопоглащающие колодцы, водоотводящие желоба, а также желоба гибких тяг устройств СЦБ должны быть закрыты.

Места работ составительских бригад и регулировщиков скорости движения в первую очередь в районе вытяжных путей в гололед посыпают песком или мелким шлаком, для хранения которых устанавливают специальные ящики. Территория станции должна быть достаточно освещена, что повышает производительность труда и улучшает условия техники безопасности для работающих, предотвращает травматизм и несчастные случаи. В связи с этим выбирают наиболее рациональные способы освещения, экономные источники света, осветительные приборы и организуют их правильную эксплуатацию.

Наиболее высокое качество освещения дают светильники, подвешенные над междупутьями на высоте6,5 – 7 метров, а также хорошо применяются и прожектора.

На станциях производится инструктаж об особенностях пользования устройствами сигнализации и централизации в зимнее время, о порядке выполнения работ по очистке от снега централизованных стрелок, Своевременная очистка станционных путей и уборка снега с территории станций имеет решающее значение для бесперебойной работы в зимних условиях.

Также на станциях имеется путь для отстоя вагонов с разрядными и опасными грузами, а также разработан комплекс мероприятий для ликвидации розлива, просыпания, недопущения возгорания груза и загрязнения окружающей среды.

Охрана окружающей среды.

Мероприятиями по охране окружающей среды предусмотрено решение следующих вопросов:

- защита почвенно-растительного покрова, водных ресурсов и атмосферного воздуха;

- сохранение эстетического качества ландшафта, охрана памятников истории, культуры и природы;

- нейтрализация воздействия шума и электромагнитных колебаний.

В данном проекте дана технико-эксплуатационная характеристика станции «Н». Приведена схема оперативного руководства участковой стации и схема оперативного планирования данной станции. Разработаны графики обработки поездов и вагонов различных категорий; рассчитаны нормы времени на расформирование и формирование поездов. На основании этих норм разработан суточный план-график участковой станции и определены следующие показатели:

- средний простой транзитного вагона без переработки – 0,58 час;

- средний простой транзитного вагона с переработкой – 10.17 час;

- коэффициент использования локомотивов -0,30;

- коэффициент сдвоенных операций – 2;

- простой вагона под одной грузовой операцией – 3.89 час;

- коэффициент использования приемоотправочных путей – 0.26

Также разработаны мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов, охране труда и защите окружающей среды.

Наши рекомендации