Организация реализации продукции растениеводства
В условиях рыночных отношений сельскохозяйственные предприятия сами выбирают каналы реализации производимой продукции: государству, магазинам, потребительской кооперации, другим предприятиям и организациям, населению. Основной из них — поставка продукции для государственных нужд, которую организуют на основе Федерального закона РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 г.
Закон устанавливает два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее «продукция»): для федеральных государственных нужд (федеральный фонд) и региональных государственных нужд (региональные фонды). При этом закупка продукции по заключенным договорам гарантируется, а предложенные хозяйствами зерно, сахарная свекла, семена масличных культур и лен-долгунец закупаются в полном объеме. Поставляемая продукция должна соответствовать государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам, особым условиям, устанавливаемым договором.
Правительство РФ определяет государственных заказчиков для формирования федерального фонда, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — для формирования региональных фондов. Ими могут быть федеральные и региональные органы исполнительной власти, коммерческие и некоммерческие предприятия и организации, продовольственные корпорации. Государственные заказчики выбирают товаропроизводителей (поставщиков) продукции и гарантируют ее оплату по ценам и в сроки, установленные договорами, определяют конкретных потребителей (покупателей) этой продукции и согласовывают с ними ассортимент, объемы и сроки поставок.
В целях формирования федерального и региональных фондов Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют объемы закупок и поставок по видам продукции на предстоящие пять лет с ежегодным уточнением не позднее чем за 6 мес. до начала года и доводят их до государственных заказчиков, а они не позднее чем за 6 мес. до начала года сообщают об этом товаропроизводителям (поставщикам). Предприятия и организации независимо от форм собственности могут осуществлять функции по закупке и поставке продукции на конкурсной основе с последующим заключением договоров.
Правительство РФ ежегодно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей (поставщиков) и потребителей (покупателей), устанавливают на продукцию для государственных нужд гарантированные закупочные цены, обеспечивающие возмещение материальных затрат и получение дохода, достаточного для расширенного воспроизводства. Определяют квоты (нормы) для товаропроизводителей (поставщиков) на закупку продукции для государственных нужд по гарантированным ценам.
В целях защиты потребителей (покупателей) Правительство РФ устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в федеральный фонд, с учетом ее безубыточной реализации. Правом соответствующего регулирования цен на продукцию, поступающую в региональные фонды, наделяются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства, поставляющим ее для государственных нужд, авансовую оплату в размере не менее 50 % от стоимости объема поставок, определенных договором, в том числе 25 % после заключения договора и 25 % после завершения сева.
Расчеты потребителей (покупателей) продукции для государственных нужд с товаропроизводителями (поставщиками) производятся посредством инкассовой формы расчетов, если другой порядок расчетов не предусмотрен в договорах. Срок оплаты при инкассовой форме расчетов — 10 дней, а за скоропортящуюся продукцию — до 5 дней после поступления расчетных документов в банк плательщика. При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за продукцию для государственных нужд осуществляются путем обязательных платежей не реже трех раз в месяц.
Основным документом, определяющим объемы, ассортимент, качество, порядок закупки и поставки, цены, сроки и порядок расчетов за продукцию для государственных нужд, а также имущественную ответственность, является договор, регулирующий экономические, правовые и организационно-технические отношения товаропроизводителя (поставщика) и потребителя (покупателя). Его заключают до начала года. Договор считается действующим по тем ценам, которые были определены на момент его заключения и не может быть расторгнут одной из сторон на основании несогласия с установленной ценой. Определенные в договоре цены на закупаемую и поставляемую продукцию индексируются с учетом инфляции. Изменение или расторжение договора осуществляется по соглашению сторон и оформляется дополнительным соглашением.
В целях экономического стимулирования закупок и поставок продукции для государственных нужд товаропроизводителям (поставщикам) могут предоставляться: льготы по налогообложению; целевые дотации и субсидии; кредиты на льготных условиях; валютные средства, оставляемые на льготных условиях в их распоряжении при реализации продукции на экспорт; ассигнования из федерального бюджета, необходимые для обеспечения прироста объемов производства и поставок продукции, а также материальные и финансовые (включая валютные) ресурсы для приобретения средств защиты растений, высококачественного семенного и посадочного материала, технических средств, технологического оборудования, современных технологий, строительства хранилищ и цехов по переработке сельскохозяйственной продукции, проведения соответствующих научно-исследовательских работ.
Предусмотрена также имущественная ответственность сторон. Так, при неисполнении или ненадлежащем исполнении Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантий по выделению государственным заказчикам финансовых средств вызванные этим штрафные санкции и убытки возмещаются товаропроизводителям (поставщикам) и потребителям (покупателям) из средств соответствующих бюджетов. Сторона, не исполнившая или исполнившая ненадлежащим образом обязательства, предусмотренные договором, возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки и уплачивает неустойку (штраф, пеню).
Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают виновную сторону от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено договором. Размер неустойки (штрафа) составляет 50 % стоимости недопоставленной или непринятой продукции. Кроме того, виновная сторона возмещает причиненные убытки в части, не покрытой неустойкой. За невыполнение договорных обязательств товаропроизводитель (поставщик) может быть лишен полностью или частично права на получение льгот.
Государственный заказчик вправе отказаться полностью или частично от закупки продукции в случаях, когда необходимость в ней отпала, но при условии полного возмещения товаропроизводителю (поставщику) причиненных убытков, если иное не предусмотрено договором.
За несвоевременную оплату закупленной и поставленной продукции для государственных нужд, а также за несвоевременное авансирование продукции растениеводства потребители (покупатели) уплачивают пеню в пользу товаропроизводителей (поставщиков) в размере 2 %.от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней — в размере 3 %.
Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по договору в случае непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвычайного характера (засуха, наводнение, градобитие и др.).
Однако не везде и не всегда выполняется установленный порядок при закупках и поставках продукции для государственных нужд, особенно по определению гарантированного уровня закупочных цен, необходимого для обеспечения в хозяйствах расширенного воспроизводства, выплате аванса в размере 50 % стоимости поставок Продукции растениеводства и окончательному расчету за нее в установленные договорами сроки. Кроме того, квоты (нормы) па закупку некоторых видов продукции (картофеля, овощей, фруктов и др.) меньше ее товарного объема, произведенного в хозяйствах. Поэтому сельскохозяйственные предприятия используют и другие каналы реализации.
Часть продукции растениеводства, в том числе и переработки, хозяйства реализуют по прямым связям с предприятиями торговли и общественного питания, с которыми они заключают договоры о продаже этой продукции, минуя лишние звенья посредников и перевалочные базы. При этом устанавливаются более тесные контакты поставщика и покупателя, ускоряется реализация продукции населению, сокращаются потери картофеля, овощей и фруктов, а также затраты труда и средств. Хозяйства получают дополнительную прибыль за счет сохранности и повышения качества реализуемой продукции.
Практика показывает, что прямые связи эффективны при определенных условиях. Поставщиками должны быть специализированные предприятия, достигшие высокого уровня развития и располагающие необходимой материально-технической базой для товарной обработки и хранения продукции, а также переработки нестандартных овощей и фруктов. Особенно это важно при реализации их в торговую сеть, где предъявляются более высокие требования к качеству, ассортименту и равномерности поступления товара.
На предприятиях рекомендуется создавать приемо-сдаточные пункты с оборудованием для сортировки и упаковки продукции, оснащенные погрузочно-разгрузочными средствами, стационарными и передвижными автовесами, бытовыми помещениями, телефоном. Пункт обслуживают заведующий, весовщик и 2— 3 лаборанта. Численность работников, занятых на товарной обработке и погрузке продукции, устанавливают с учетом объема работ. В ряде хозяйств овощи и фрукты во время уборки целесообразно сортировать и упаковывать непосредственно в бригадах, а на пункте лишь комплектовать из них партии и сдавать покупателю.
Лучших результатов достигают те специализированные хозяйства, которые заключают договоры с крупными плодоовощными магазинами и предприятиями общественного питания, так как мелкие торговые точки и другие потребители предъявляют разные требования к ассортименту и качеству продукции, создают трудности при реализации. Постоянное партнерство позволяет создать в хозяйстве материально-техническую базу для заготовки картофеля, овощей и фруктов с учетом определенных требований.
Многие хозяйства из-за отсутствия денежных средств на счетах в банках вынуждены осуществлять бартерные сделки, при которых расчеты за приобретаемые материально-технические ресурсы производятся продукцией, в том числе и растениеводческой. Для таких сделок чаще всего используют продукты переработки (сахар, подсолнечное масло, консервированные овощи и др.). Поэтому в последние годы сельскохозяйственные предприятия стали расширять посевы сахарной свеклы и подсолнечника и поставлять продукцию сахарным и маслобойным заводам на давальческих условиях. Полученную продукцию хозяйства используют для последующей реализации по бартеру и своим работникам.
Сельскохозяйственные предприятия расширяют также продажу продукции населению. С этой целью они сооружают в городах и промышленных центрах фирменные магазины, оснащенные современным оборудованием, инвентарем и техническими средства ми холодильными камерами для хранения скоропортящейся продукции, строят или арендуют ларьки и складские помещения на оптово-розничных рынках, участвуют в выставках-продажах, комиссионной торговле через потребительскую кооперацию и т. п.
Контрольные вопросы
1.Каковы организационно-экономические предпосылки хранения и переработки продукции растениеводства на сельскохозяйственных предприятиях.
2.Назовите способы хранения продукции растениеводства и дайте им оценку.
3.Какие хранилища применяют для хранения продукции растениеводства? Как рассчитать потребность в этих сооружениях?
4.Расскажите об основных трудовых процессах при хранении продукции растениеводства?
5.Для чего организуют переработку овощей и фруктов на сельскохозяйственных предприятиях?
6 По каким каналам реализуют продукцию растениеводства?
7 На каких условиях хозяйства реализуют продукцию растениеводства для государственных нужд? Какие еще каналы реализации продукции вы знаете?
Раздел III