Военная стандартизация
5.1. Нормативно-правовые основы
обеспечения качества выполнения государственного оборонного заказа
Пользуйтесь, но не злоупотребляйте — таково правило мудрости.
Вольтер
К числу важнейших задач государства относится задача по обеспечению национальной целостности и безопасности России. Необходимым условием решения данной задачи является поддержание оборонного потенциала страны на современном уровне. Одним из основных направлений создания данного условия является организация исследований, разработок и производства образцов вооружения и военной техники (ВВТ) на основе новейших достижений науки и техники, перспективных технологий, в том числе технологий двойного применения. По своему содержанию данные работы определяют содержание технической составляющей оборонного потенциала России. Для поддержание данной технической составляющей на требуемом уровне создан оборонно — промышленный комплекс (ОПК) России.
Техническое регулирования в ОПК имеет ряд особенностей, которые проявляются прежде всего в следующем:
—отнесение вопросов обеспечения обороноспособности страны исключительно к федеральному ведению;
—обязательность требований в отношении оборонной продукции, которая поставляется только по государственному оборонному заказу (ГОЗ);
—необходимость обеспечения защиты сведений об оборонной пРодукции, составляющих государственную и военную тайну, а также информации ограниченного доступа;
— постоянное и непрерывное присутствие представителя головного заказчика в ходе выполнения ГОЗ, который выполняет свои функции в условиях сложившейся в отечественном ОПК системы военных представительств (ВП), осуществляющих контроль и приемку ВВТ;
—участие в выполнении ГОЗ предприятий и организаций любой формы собственности только на конкурсной основе при условии выполнения ими установленных на федеральном уровне требований;
—отсутствие в ряде случаев рыночных механизмов и конкурентной среды для продукции двойного назначения и ВВТ;
—науко- и техноемкий характер разработки и производства оборонной продукции, специальным характером предъявляемых к ней требований (устойчивость к поражающим факторам и специальным воздействиям, требования по живучести и т.п.);
—строгое нормирование государством технико-экономических показателей выполнения ГОЗ.
Для обеспечения заданного уровня качества размещения, финансирования, выполнения и контроля выполнения ГОЗ создана соответствующая нормативно-правовая основа, содержащая:
— Федеральное законодательство;
— Постановления Правительства Российской Федерации;
Федеральное законодательство:
—Федеральный закон № 60-ФЗ от 13.12.1994 "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
—Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05 1996 "Об обороне";
—Федеральный закон № 97-ФЗ от 6.05.1999 "О государственном оборонном заказе" с изменениями от 01.12.2007;
—Федеральный закон № 184-ФЗ от 28.12.2002 "О техническом регулировании" с изменениями и дополнениями;
—Федеральный закон N 5485-1 от21.07.1993 "О государственной тайне" с изменениями от 6.10.1997,11.11.2003, 22.08.2004;
—Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг дли государственных и муниципальных нужд" с изменениями of 25.11.2009.
Федеральный закон "О техническом регулировании" регламентирует порядок формирования требований к оборонной продукции. Так, в ст. 5 данного закона речь идет о том, что особенности технического регулирования в отношении:
— оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу;
— продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской федерации иной информации ограниченного доступа;
— продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну;
— продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии;
— процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, ре&аизации, утилизации, захоронения соответственно указанной продукции и указанных объектов.
Обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).
Особенности технического регулирования в части разработки И установления обязательных требований государственными заказчиками, ФОИВ, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании
атомной энергии, в отношении продукции (работ, услуг), а также соответственно процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Президентом РФ, Правительством РФ в соответствии с их полномочиями.
Особенности стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), а также соответственно процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Правительством РФ.
Особенности оценки соответствия продукции (работ, услуг), а также соответственно процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Правительством РФ.
Постановления Правительства РФ:
— Постановление правительства РФ от 17.10.2009 "Обутверждении Положения об особенностях стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции";
— Постановление правительства РФ от 08.12.2005 "О стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), продукции (работ, услуг), используемой в целях зашиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну ";
—Постановление правительства РФ от 17.08.2010 "О внесении изменений в некоторые Постановления правительства Российской федерации по вопросам обеспечения качества продукции военного назначения, производимой в рамках государственного оборонного заказа и на экспорт";
—Постановление правительства РФ от 26.11.2010 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности".
Согласно постановлению Правительства РФ от 8.12.2005 "О стандартизации оборонной продукции".