Военная и полицейская реформы

Развитие капиталистических отношений и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны. Военная реформа была проведена во многом благодаря усилиям Д.А. Милютина, занимавшего должность военного министра в 1861 – 1881 гг.

Прежде всего была создана система центрального военного управления и организованы 15 территориальных военных округов (1864 г.), что намного улучшило организацию взаимодействия различных армейских служб. Главному начальника округа (командующему) подчинялись интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское управления, инспектор военных госпиталей. Планированием операций занимался окружной штаб.

Изменилась система подготовки офицерских кадров. Вместо кадетских корпусов, учиться в которых могли только дети дворян, были образованы всесословные военные училища. Младших офицеров готовили в юнкерских училищах. Несмотря на то, что стать офицером теперь могли представители разных сословий, командный состав российской армии по-прежнему в основном пополнялся за счет дворян.

Наиболее важным элементом военной реформы стал опубликованный 1 января 1874 г. «Устав о воинской повинности». Старая сословная армия, комплектовавшаяся за счет рекрутских наборов, заменялась новой, созданной на основе всеобщей воинской повинности и бессословного призыва. Все лица, достигшие 20-летнего возраста, призывались на действительную службу по жребию. Призывники, вытянувшие отрицательный жребий, зачислялись в ополчение. В сухопутных войсках действительная служба продолжалась 6 лет (и 9 лет в запасе), а на флоте – 7 лет (и 3 года в запасе). Система призыва отличалась гибкостью, предусматривала льготы, отсрочку призыва, а также освобождение от службы для различных социальных и профессиональных категорий населения. Например, не призывали на действительную службу единственных в семье сыновей. Устанавливались сокращенные сроки службы для лиц, имевших образование (высшее – шесть месяцев, среднее – полтора года, начальное – четыре года).

Одновременно с реорганизацией и укреплением армии осуществлялась перестройка полицейского аппарата. В связи с тем, что после освобождения крестьян была упразднена вотчинная полиция, на первый план выдвигалась задача реорганизации и укрепление полиции на уездном уровне. В 1862 г., согласно «Временным правилам об устройстве полиции», в каждом уезде вся полиция (в сельской местности и уездных городах) была объединена в единую систему. Управы благочиния упразднялись. Создавались уездные полицейские управления, в которые входили градоначальник со своей канцелярией (руководство полиции уездного города) и земский исправник с земским судом (руководство полиции уезда). В более мелких территориальных единицах – станах – увеличивался штат служащих полиции: в помощь становому приставу вводилась должность полицейского урядника. Значительно были усилены полицейские подразделения в губернских городах, действовавшие под руководством полицмейстеров. Города делились на участки и околотки во главе с участковыми и околоточными надзирателями. Полиция использовала в своей деятельности различные меры пресечения: от передачи на поруки, домашнего ареста до взятия под стражу.

Была проведена централизация управления полицией. Все полицейские органы подчинялись Министерству внутренних дел. В июле 1880 г. после упразднения 3-го отделения в систему МВД были включены Отдельный корпус жандармов и губернские жандармские управления. Министр внутренних дел стал шефом жандармов. В августе 1880 г. при МВД создается департамент полиции. В составе департамента полиции функционировали семь структурных подразделений (делопроизводств). В 1898 г. образован Особый отдел Департамента полиции, который занимался агентурной разработкой членов нелегальных революционных организаций.

Наши рекомендации