Особенности сертификации услуг
У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают.
Аристотель
Актуальность сертификации услуг во всех странах обуславливается Павным образом ростом объемов национальной и международной торговли. Все большее распространение получают традиционные виды услуг, связанные с торговлей, коммунальным и техническим обслуживанием, охраной здоровья и спортом, транспортом и связью, учреждениями культуры и зрелищных мероприятий, гостиничным и туристическим обслуживанием.
В последние годы актуальным стало предоставление услуг и в сфере производства. К данным услугам относят, как правило, информационные, образовательные, юридические, транспортные, коммуналь-
ные, сертификационные и другие услуги. Услуги, как правило предоставляются самостоятельными юридическими лицами, специализирующимися в области предоставления данных услуг. В соответствии с последней версией международных стандартов ИСО цр0. цедуру передачи отдельных видов хозяйственной деятельности предприятиями сторонним организациям называют аутсорсингом.
Особенность современного рынка услуг заключается в увеличении числа организаций, предоставляющих аналогичные по характеру и стоимости услуги, что привело к зарождению конкуренции в сфере услуг. У предприятий появилось желание и возможность выбирать те организации, которые способны предоставлять данные услуги на наиболее качественном уровне.
Услуги разделяют на три характерных вида:
—собственно услуги, для оказания которых создаются самостоятельные юридические лица;
—дополнительные услуги, обеспечивающие комфортность обслуживания (интернет, автоответчики, доставка заказываемых сырья, материалов и комплектующих и т. д.);
—специфические слуги организации, предоставляющей данные услуги и отличающие ее от конкурентов, но дающие определенные преимущества при сохранении качества и стоимости (не только обеспечение испытательным оборудованием, но и его установка, настройка и аттестация).
"Качество услуг" рассматривается как наиболее полное удовлетворение требований потребителя в сфере предоставления услуг.
Условно качество услуг делят на пять категорий с точки зрения их значимости для потребителя:
—"внутреннее" качество незаметное для потребителя (техническое обслуживание);
—"материальное" качество, заметное для потребителя (качество сырья и материалов, своевременность и полнота перевозки);
—"нематериальное" качество, заметное для потребителя (достоверность и отсутствие ошибок в информации, достоверность и точность измерений);
—продолжительность времени обслуживания;
—"психологическое" качество (внимательность, корректность, объективность, порядочность).
Актуальным является разработка и внедрение единых критериев, позволяющих оценить качество предоставляемой услуги, что возможно осуществить путем разработки соответствующих стандартов. В них отражают требования, на которые необходимо обратить внимание в процессе планирования и непосредственно оказания услуги. Наличие нормированных требований позволяет Проводить оценку соответствия выполняемых услуг данным требованиям.
В национальных стандартах и стандартах организации отражают основные понятия, принципы и показатели результативности процесса предоставления соответствующей услуги:
— способ предоставления услуги и требования по подтвержде
нию возможности предоставления данной услуги;
— требования к способу предоставления данной услуги;
— количественные показатели для измерения степени выпол
нения данной услуги и допустимые нормы на данные показатели;
— этапы предоставления услуги;
— методы (технические и контрольные) реализации услуги;
— требования к материальному обеспечению процесса предоставления услуги, включая тип и количество оборудования, оснащение помещения;
— требования к квалификации персонапа организации, предоставляющей услуги;
— результаты внедрения услуги в практику предприятия;
— порядок внесения изменений в способ предоставления услуги.
К. показателям, позволяющим измерить степень выполнения того или иного требования, предъявляемого к услуге, относят:
а) количественные характеристики:
~ время ожидания (от момента подачи заявки на предоставление услуги до момента начала ее выполнения);
— продолжительность предоставления услуги;
— своевременность ее выполнения;
— численность привлекаемого для выполнения услуги персонала;
— количество оборудования различного назначения, привлекаемого для выполнения услуги;
^^^ш^^^^вшш
— количество единиц средств измерения;
— количество информационной техники и т. д.; б) качественные характеристики:
— степень доверия;
— степень риска;
— степень безопасности;
— степень удобства;
— степень эстетичности и т. д.
В зависимости от функционального назначения при сертификации услуг учитывают следующие особенности:
—объектом услуги выступает человек или принадлежащий ему предмет;
—непосредственное взаимодействие в процессе оказания услуги исполнителя услуги и потребителя результатов данной услуги;
— воздействие на потребителя условий обслуживания
(санитарно-гигиенические, юридические, информационные, эсте
тические, временные и др.);
—совпадение во времени процессов производства и потребления ряда услуг;
—региональный характер оказания услуг (по месту расположения предприятия, по месту i федоставления услуги, по месту решения хозяйственных задач предприятием как заказчиком услуг и др.).
Осуществляя обязательную сертификацию работ и услуг, необходимо учитывать требования к безопасности услуг, выполнение которых сопровождается наибольшей степенью риска для жизни и здоровья людей. К таким услугам необходимо отнести транспортные услуги, услуги в области здравоохранения и общественного питания и т. д.
Выполнение ряда услуг требует обеспечения сохранности имущества предприятия-заказчика данной услуги (техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования, поверка средств измерения, настройка и аттестация испытательного оборудования и др.), точности и своевременности выполнения (доставка сырья и материалов, ремонт, испытание грузоподъемных машин и т. Д.)-
Важным направлением сертификационной деятельности в сфере услуг является сертификация систем менеджмента качества организаций, предоставляющих услуги. Для осуществления сертИ-
фикации группы однородных услуг разрабатывается специальное положение, содержащее:
—область применения;
—организационную структуру;
—перечень нормативных документов, на соответствие требованиям которых будет выполняться процедура сертификации;
—методики испытаний услуг (проверок, оценок);
—схемы сертификации;
—порядок проведения сертификации и инспекционного контроля. Организационная структура Системы сертификации услуг РФ состоит из следующих органов управления и участников:
—Росстандарта (управление стандартизацией и сертификацией в сфере услуг);
—центрального органа по сертификации;
—органа сертификации по соответствующим видам услуг, аккредитованного в соответствующей системе сертификации;
—аккредитованную испытательную лабораторию, социологический центр;
— предприятия исполнители соответствующих услуг.
Росстандарт осуществляет функции национального органа по
стандартизации, определяет порядок сертификации услуг и осуществляет аккредитацию органов сертификации услуг. Сеть органов по сертификации услуг формируется по региональному принципу на базе организаций, подготовленных для данной деятельности (территориальные органы Росстандарта, научно-технические и испытательные центры).
Органы сертификации и испытательные лаборатории (центры), проводящие и участвующие в проведении обязательной сертификации конкретных видов услуг, должны быть аккредитованы в Системе сертификации. Для обеспечения функционирования системы сертификации создаются методологические центры по сертификации конкретных видов услуг на базе научно-исследовательских организаций, ведущих предприятий, объединений и т. д.
Методологические центры проводят, как правило, следующие Работы:
— разработку Систем сертификации конкретных видов услуг;
— формирование и ведение фонда нормативной документации для целей сертификации;
—обеспечение всех участников Системы сертификации всей необходимой документацией;
—разработка и выбор схем сертификации для конкретных видов услуг;
—разработку методик проведения оценки соответствия качества услуг.
Центральные органы Систем сертификации совместно с методологическими центрами формируют в регионах локальную сеть органов сертификации по видам услуг, сеть испытательных лабораторий (центров) и социологических центров, которые осуществляют:
—аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий (центров) в соответствии с требованиями, определенными Федеральной службой аккредитации;
—сертификацию систем менеджмента качества организаций, основным видом деятельности которых является предоставление услуг;
—сертификацию услуг;
—инспекционный контроль.
В перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, включены следующие группы бытовых услуг:
—ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов;
—техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
—химическая чистка и крашение;
—транспортные услуги (услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом);
—жилишно-коммупальные услуги;
—туристические и экскурсионные услуги;
—услуги торговли и общественного питания;
—услуги парикмахерских;
—услуги розничной торговли.
Вне сферы обязательной сертификации остаются по причине отсутствия нормативной базы пока такие потенциально опасные услуги, как медицинские услуги, услуги рынков.
Помимо традиционных нормативных документов (ГОСТ, ГОСТ Р, СНиП, СанПиН) при проведении сертификации работ и услуг, вошедших в перечень, используются федеральные правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, к которым относятся:
—"Правила оказания услуг общественного питания";
—"Основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения";
—"Правила продажи отдельных видов товаров".
Сертификация работ и услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает следующие этапы:
—подача заявки на сертификацию услуги;
—рассмотрение и принятие решения органом сертификации по заявке;
—оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;
—принятие решения о возможности выдачи сертификата;
—выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
—инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
Итоги первой процедуры отражаются в актах, второй — в протоколах испытаний. В процессе сертификации работ и услуг используется семь схем сертификации (табл. 12).
Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя. При оценке и контроле мастерства применяют прежде всего специфический вид стандарта на услугу — требования к обслуживающему персоналу.
По схеме 2оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, опираясь на следующие критерии:
—полноту и актуализацию (своевременное обновление) документации, устанавливающей требования к процессу (нормативные и технические документы);
—метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, правовое и другое обеспечение процесса выполнения работ, оказания услуг;
со
а s ч ю то
| | |||||||
ОЛЬ (услуг | - | га | X | ||||
СО | з; | со 1- | «о ч | то | то | ||
н | К | о | са | те | (~ | ||
S | о | а | я | я | |||
О, (- | I | Л 1 | о | X | со | ш | 1) |
н о | ^Ч | ipouecca выполн* шия услуг | то | СО | |||
екционный кон [ированных раб | О С о S га ЕР н о о t-о . 3 >. | остояния прои: | оответствия уст 1ЭНИЯМ | истемы менедж | качества выполн зания услуг | ч «0 со 2 3 2 со О я | |
с 5 | "= Ч | U „ | о | ольс | о | о | |
о 5 | ■° У | J3 ТО | л | л | А ТО | ч то | |
х -а- | 5 -" | 5 * | 3 га | 5 Я | |||
Ci, | о а | о о | о | О О | о о | о ра | |
Контр работ | Контр работ, | В н | &5 | &*? | &5 | ||
о | Я Q | a 3 с - * а | Кон каче | Кон рабо | Кон каче | ||
i -0 | .0 | i | л | s | я | ||
■ | ч | ч | Е^ | с? | |||
.—. с- | 5? | >. | >-» | >i | >. | ||
испытания работ (услу | СО | сч | М | О | |||
Щ | «0 | аз | СО | л | л | ||
О. | О. | о. | а | О. | |||
—V | f""N | ^-^ | ^—^ | в | со | ||
'К | те | R | те | "те" | *ЯВКИ- рилага | ние заявки-и (с прилага ми) | |
S | s | а | я | а | |||
I! | В ч | !>■ | '-Z Ч | ||||
М о | Л о | з и | ■а о | ■а о | й С | ||
Проверка езультатон | (исп тиу | (исп тиу | (исп тиу | (исп тиу | (исп тиу | я •— s я я 2 | |
ерка рабо | ерка рабо | II | «0 S ТО | мотре араци мента | |||
а ш | 23 X | ее е: | £ гз | — — | ■£ TO 2 | ||
а | О С | а§ | as | О О о, н | а г | Расе декл доку | о Ч г? о 2 ^ |
г Э | С 5 | с £ | с е | с р | то со О С Ч Ч | ||
1 Р, 1 1 | то | то | то | ||||
га н | з! | S я | ств | ств | ств | ||
23 О о ч ТО СО 55 S | из состояния зводства | зац | з! | СО 3 S | со л ТО | ||
ка вы пс оказан | процес ения ра 1Я услуг | органи >ИЯТИЯ) | систем мента к | систем мента к | систем] мента к | ||
со О | •3 life; ^ | g % х | га "■ | то ^ ¥ ч X и | то « * а | то ¥ ч S | |
а ю | Я 3 ч | X о 2 | Анал прои | at | Я со | Я со | |
О g | О я я | Oue вып соз/ | а х 3 u О 2 | « Я Я «0 о s | 2> X О 2 | ||
«1 X о | - | (N | ГО | ЧГ | 1/4 | \С | г- |
—безопасность и стабильность процесса;
—профессионализм обслуживающего и рабочего персонала;
—безопасность реализуемых товаров.
Схему 3применяют при сертификации производственных услуг.
По с х е м е4 оценивают организацию (предприятие) — исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям национальных стандартов. При этом оценивают не только процесс выполнения работ и оказания услуг по критериям схемы 2, но и правильность присвоения предприятию определенной категории (статус производственному предприятию, звездность гостиницы, разряд ателье, тип предприятия торговли и т.д.), используя второй специфический вид стандарта на услуги — классификацию предприятий.
По данной схеме проводят так же аттестацию предприятия (организации) на соответствие материально-технической базы, условий обслуживания требованиям нормативной документации по безопасности.
Схему4рекомендуется применять при сертификации крупных предприятий сферы услуг.
Схему 5рекомендуется применять при сертификации наиболее опасныхуслуг, работ (медицинских, по перевозке пассажиров). Оценка систем менеджмента качества предприятий (организаций), предоставляющих услуги по схеме 5 (так же по схеме 7) производится по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем менеджмента качества.
Схемы 6 и 7основаны на использовании заявки— декларации с прилагаемыми в ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям. Как и при сертификации продукции по схеме 9 и 10, руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель заявляет, что объ-ект обязательной сертификации соответствует установленным требованиям.
Схему 6применяют при сертификации работ и услуг небольших предприятий, зарекомендовавших себя в нашей стране и за Рубежом как исполнителей работ и услуг- высокого уровня качества.
Схему 7применяют при наличии у исполнителя системы Менеджмента качества. Оценка выполнения работ, оказания услуг
будет состоять в обследовании предприятия с целью подтверждения соответствия работ и услуг требованиям стандартов системы менеджмента качества.
При добровольной сертификации применяются схемы l-s. Схемы 6 и 7 при добровольной сертификации не применяются.
Как и при сертификации продукции, во всех схемах могут быть использованы дополнительные документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученные вне самой процедуры сертификации. Речь идет о результатах социологических обследований, экспертных оценок, протоколах испытаний продукции, как результата услуги, заключениях ФОИВ и т. д. Эти документы могут служить основанием для сокращения работ по оценке, проверке и инспекционному контролю работ и услуг.
При проверке результатов работ и услуг наиболее широко используют социологические и экспертные методы. Например, для оценки качества обслуживания, на предприятии, предоставляющем услуги, производится опрос заказчиков. На ремонтных предприятиях в книгах заказов, содержащих реквизиты заказчиков, отражают отзывы заказчиков о качестве выполнения данного вида услуг.
Экспертные методы необходимы в тех случаях, когда квалифицированная оценка результатов работ и услуг не возможна без участия группы опытных специалистов или аттестованных экспертов.