Тарифы на транспортные услуги в международном сообщении
Особенности построения грузовых и пассажирских тарифов в международном сообщении должны отражать специфику этого вида сообщения, неразрывно связанного с внешней торговлей.
При организации международных перевозок учитываются конвенции и соглашения, определяющие условия их выполнения, т. е. единые требования к подвижному составу, к водителям транспортных средств, условиям перевозки опасных и скоропортящихся грузов, смешанным перевозкам, безопасности движения с учетом международных требований.
Международные перевозки грузов и пассажиров осуществляются при обязательном 100-процентном страховании ответственности перевозчика перед третьими лицами за весь причиненный ущерб.
Международные перевозки осуществляются по следующим технологиям: от места отправки до места назначения транзитом через границу; от места отправки до места назначения с перегрузкой грузов или пересадкой пассажиров на границе в подвижной состав другой страны или отцепкой движущей единицы (тягача, локомотива и др.), причем грузовая единица следует транзитом по регулярным маршрутам (по графикам и расписаниям); по разовым заявкам отечественных и иностранных грузовладельцев; транзитом через территорию третьих стран (например, из Японии транзитом через Россию в страны Западной Европы). В связи с этим возникает целый ряд дополнительных затрат, связанных с экспортно-импортными операциями.
Естественно, что торговые отношения между странами должны находиться в поле зрения и под контролем государства, так как они в большой степени зависят от политических отношений между странами. Государство регулирует внешнеторговые взаимоотношения такими мерами, как, например, квотирование (ограничение), эмбарго (запрет государства на ввоз или вывоз отдельных видов товаров), лицензирование, введение таможенных пошлин и др. Экспортно-импортные пошлины можно отнести к налогам как регуляторам цен и объемов продаж. С их помощью регулируются объемы экспорта и импорта товаров и услуг.
Регулирование цен правительственными комиссиями разных стран осуществляется с целью предупреждения чрезмерных прибылей и неоправданной ценовой дискриминации, обеспечения адекватной выручки, которая бы позволяла покрывать расходы и приносить справедливый доход.
Международная торговая палата регулирует торговые условия тринадцатью основными базисными условиями поставки с указанием обязанностей сторон по доставке товаров, оформлению таможенных формальностей и момента перехода риска в процесс доставки товаров. Некоторые из этих условий следующие:
«Франко-завод» (EXW) – продавец предоставляет товар в месте производства (складирования), остальное – проблемы покупателя;
«Франко-перевозчик» (FCA) – продавец поставляет товар на станцию или транспортный узел, осуществляет погрузку в транспортное средство, получает лицензию и оформляет таможенные формальности;
«Франко-борт судна» (FOB) – аналогично условию FCA;
«Стоимость и фрахт» (CAF) – продавец выполняет все условия FOB и оплачивает фрахт судна;
«Стоимость, страховка и фрахт» (СIF) – кроме выполнения условий CAF, продавец страхует груз;
«Провоз оплачен до ...» (СРТ) – более универсальное, чем условие CAF, так как распространяется на все виды транспорта;
«Провоз и страховка оплачены до ...» (CIP) – в дополнение к условию СРТ продавец оплачивает страховку;
«Поставлено с судна» (DES) или с пристани (DEQ) – жесткие условия, при которых поставщик оплачивает простой судна (DES) или выгружает товар на пристань в порту импортера, оформляя импортные таможенные формальности. Условие DEQ может включать в себя и оплату пошлин;
«Поставлено с оплатой пошлины» (DDP) – универсальное для всех видов транспорта условие поставки, при котором продавец доставляет товар к месту назначения в стране-импортере, получает экспортную и импортную лицензии, оформляет экспортные и импортные формальности, оплачивает импортные пошлины, местные налоги и сборы. Покупатель лишь принимает груз, и все риски переходят на него с момента передачи ему груза.
Выбор условий поставки зависит от конкуренции на рынке импортера (условия CIF, DES, DEQ, DDP), солидности экспортера (условия CIF и DEQ), солидности импортера (условия FOB и FCA). В условиях политических рисков фирмы-экспортеры, как правило, принимают условия FOB и FCA.
На международные перевозки действуют в силу их специфики отдельные тарифы, максимально унифицированные в соответствии с международной практикой. Утверждение тарифов – сложная процедура, так как доход должен быть увязан с объемом и структурой рыночного спроса, условиями конкуренции и т. д. Существуют три метода определения внешнеторговых цен: полных издержек, предельных издержек и конкурентный метод (competitive method). В основе первого и второго методов лежит калькуляция издержек. Отличие внешнеторгового ценообразования от «затратных» методов состоит в учете издержек, связанных с экспортными операциями.
Экспортная цена, построенная по методу полных издержек, превышает оптовую внутреннюю цену. Превышение может составлять до 30 % и более, если учитывать таможенные пошлины. Это может привести к тому, что товар окажется неконкурентоспособным по цене на рынке данной страны.
Для обеспечения конкурентоспособности желательно применять метод предельных издержек, так как на начальном этапе работы на внешнем рынке фирме приходится отказываться от части прибыли, а для этого необходимы достаточные финансовые резервы для временного возмещения потерь.
Конкурентный метод построен на основе отбора представительной конкурентной информации на товарные аналоги, которая подвергается коммерческой очистке и приведению полученных цен по технико-экономическим параметрам (к примеру, учитывается зависимость цены от параметров изделий).
В цену закладывают еще обычно и поправки на платеж наличными, инфляцию, вознаграждение посреднику и др. Например, увеличение объема поставки может предусматривать скидку с цены на 5–15 %. При предоплате, расчете чеком или аккредитивом и других видах оплаты также может предусматриваться скидка с цены поставки и т. п.
Формирование мировых цен на товары и цен на их транспортировку – процессы, происходящие одновременно, тесно связанные между собой.
Определяющими ценообразующими факторами, порождающими огромную множественность тарифов, являются региональный характер транспортной продукции и различия в связи с этим ее потребительских стоимостей. Транспортный тариф на международные перевозки представляет собой совокупность цен на перевозку внешнеторговых грузов в определенном международном сообщении или конкретном направлении. Цены на транспортировку экспортно-импортных и транзитных грузов дифференцированы по территориальному признаку, физическим и технологическим свойствам продукции, потребительским признакам, расстоянию перевозки, массе отправки, партионности, типу подвижного состава, а также условиям поставки (в частности, скорости), валютных расчетов и другим факторам.
Тарифы на пассажирские перевозки в международном сообщении дифференцированы по расстоянию, скорости доставки, уровню комфорта, типу транспортных средств. Существует целая система льгот: при покупке билета туда и обратно, для туристической группы в зависимости от количества лиц, бесплатная перевозка детей до 5 лет, бесплатный провоз багажа определенной массы, сезонные льготы и др.
Для туристско-экскурсионного обслуживания создаются специальные тарифы, где широко применяют (например, на воздушном транспорте) чартерные рейсы. Развитие круизного судоходства основывается на договорных отношениях между судовладельцами и агентами по туризму.
В круизный тариф входит стоимость всех услуг, что позволяет судовладельцам снижать тарифы на проезд, компенсируя свои убытки предоставлением дополнительных услуг.
Оплата перевозок грузов и пассажиров между странами СНГ регулируется специальными Тарифными соглашениями. При этом на железных дорогах используются тарифные ставки международного и единого транспортного тарифов (МТТ и ЕТТ). Расчет между странами СНГ ведется в швейцарских франках (кроме Транссибирской магистрали, где транзитные перевозки контейнеров оплачиваются в американских долларах). Непосредственные расчеты между странами осуществляются по текущему курсу национальных валют по отношению к доллару США.
Каждая железная дорога – участница тарифного соглашения вправе уменьшать тарифные ставки в соответствии с валютной эффективностью и себестоимостью перевозок, предоставлять скидки, например за предоплату, увеличенный объем груза и т. п.
Контрольные вопросы
1. Дайте определения транспортного рынка и продукции транспорта.
2. Укажите особенности отдельных видов транспортного рынка (автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного).
3. Что такое транспортный тариф и тарифная схема?
4. Назовите виды транспортных тарифов.
5. Перечислите технико-экономические особенности и преимущества железнодорожного транспорта.
6. В чем состоит особенность методики тарифообразования на железнодорожном транспорте?
7. Каковы специфические особенности и преимущества автомобильного транспорта перед другими видами транспорта?
8. Назовите виды тарифов применяемых на грузовом автомобильном транспорте.
9. Назовите признаки дифференциации и виды пассажирских тарифов действующих на автомобильном транспорте.
10. В чем заключаются основные преимущества морского и речного транспорта?
11. Как рассчитывается общая плата на перевозку грузов морским транспортом?
12. В чем состоит особенность методики тарифообразования при перевозке грузов и пассажиров на речном транспорте?
13. Назовите основные технико-экономические особенности воздушного транспорта.
14. Дайте характеристику формирования грузовых и пассажирских тарифов на воздушном транспорте.
15. Как рассчитывается тарифная ставка на транспортировку груза по трубопроводу?
16. Назовите три метода определения внешнеторговых цен.
17. Перечислите признаки дифференциации тарифов на грузовые перевозки в международном сообщении.
18. Перечислите признаки дифференциации тарифов на пассажирские перевозки в международном сообщении.