Классификация финансовых потоков
Признаки классификации | Виды финансовых потоков |
По отношению к логистической системе | Внешние, внутренние |
По направлению движения | Входящие, выходящие |
По назначению | Финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров; инвестиционные финансовые потоки; финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы; финансовые потоки по формированию материальных затрат в производстве; финансовые потоки при продаже товаров |
По способу переноса стоимости | Финансовые потоки основных фондов предприятия, потоки оборотных средств |
По форме расчетов | Денежные (рублевые, валютные) информационно-финансовые (платежные поручения, аккредитивы, расчетные чеки); учетно-финансовые потоки |
По видам хозяйственной деятельности | г Горизонтальные (между равноправными субъектами), горизонтальные (между дочерними и материнскими организациями |
В самом простом случае каждому материальному потоку соответствует единственный финансовый поток (рис. 2.2).
При наличии любой формы безналичных расчетов схема движения претерпевает соответствующие изменения, иногда весьма существенные.
Рис. 2.2. Простейшая схема движения материального и финансового потоков |
Анализ механизмов финансового обслуживания материальных потоков приводит к выводу о том, что существование логистического финансового потока обусловлено обслуживанием материального потока; направление, объем, источник возникновения и время начала движения финансового потока зависят от согласованной между продавцом и покупателем формы расчетов и предусмотренных в заключенном договоре дополнительных условий; использование
различных ценных бумаг, с одной стороны, усложняет финансовое обслуживание, а с другой - повышает его эффективность и позволяет экономить от 10 до 30 % суммы платежа за поставку.
2.3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АКТИВНОСТИ
Логистическая операция
Зачастую необходимо исследовать возникновение, преобразование или поглощение материальных и сопутствующих им информационных и финансовых потоков в определенном объекте, функционирующем как система с реализацией поставленных перед ней целей и рассматриваемая как единое целое. Действия, прикладываемые к материальным, информационным и финансовым потокам в такой системе целесообразно называть логистическими активностями.
Элементарной логистической активностью (Ordinary logistical activity) является логистическая операция. Логистическая операция (logistical operation) - обособленная совокупность действий по реализации логистических функций, направленная на преобразование материального и (или) информационного (финансового) потока. Она может быть задана множествами начальных условий, параметров внешней среды (переменных, неуправляемых с точки зрения данной логистической системы: эти переменные могут быть фиксированными, случайными и неопределенными), альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.
В. И. Сергеев логистической операцией называет любое действие, не подлежащее дальнейшему расчленению в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информационного и (или) финансового потоков.
К логистическим операциям (элементарным логистическим активностям) относятся такие действия над материальными ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск на складе, хранение, перевалка с одного вида транспорта на другой, сортировка, укрупнение, разукрупнение, маркировка и т. д.
Логистическими операциями с информационными и финансовыми потоками выступают, например, сбор, хранение и передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и по-
купателями материальных ценностей, страхование груза, передача прав собственности на товар и т. д.
Логистические операции могут быть классифицированы на:
внешние (направленные на реализацию логистических функций снабжения и сбыта);
внутренние (в рамках реализации логистической функции производства).
Операции первого типа в значительно большей степени, чем второго, подвержены влиянию ряда случайных и труднопрогнозируемых переменных (колебания рыночной конъюнктуры, невыполнение поставщиками обязательств по договору поставки и др.), порой должны производиться в условиях частичной или даже полной неопределенности.
Операции могут быть односторонними или двусторонними (связанными с переходом права собственности на товар и страховых рисков с одного юридического лица на другое), с добавленной стоимостью или без нее и т. д. Операции с добавленной стоимостью (например, раскрой, расфасовка) фактически являются технологическими операциями производства, но совершаются в сфере обращения.
Логистическая функция
Логистическая функция (logistical function) - укрупненная группа логистических операций, направленная на реализацию целей логистической системы и задаваемая значениями показателей, являющихся ее выходными переменными.
Логистическую функцию относят к комплексным логистическим активностям (complex logistical activity) и в организационной сфере принято выделять базисные, ключевые и вспомогательные функции.
Ряд зарубежных специалистов в области логистики к основным (базисным) логистическим функциям (активностям) относят снабжение, производство, сбыт. Все три перечисленные комплексные логистические активности присутствуют у любого товаропроизводителя. В рамках базисных логистических функций выполняются материальные и нематериальные операции, связанные со складированием продукции, передачей права собственности на нее и переходом страховых рисков, оформлением заказов и перевозочных Документов и т. п.
В иностранной литературе по логистике к ключевым комплексным логистическим активностям относят следующие:
поддержание стандартов обслуживания потребителей (Customer service standards);
транспортировку (transportation);
управление запасами (Inventory management);
управление процедурами заказов (Order processing);
управление производственными процессами-операциями (Operations management);
ценообразование - установление тарифов(Рпс^);
физическое распределение (Physical distribution).
К поддерживающим комплексным активностям (функциям) можно отнести следующие:
складирование (Warehousing);
переработку грузов (Materials handling);
закупки (Purchasing);
управление закупками (Procurement);
поддержку возврата товаров (Return gijds handling);
обеспечение запасными частями и сервисом (Parts and service support);
сбор возвратных отходов (Salvage and serape disposal);
информационно-компьютерную поддержку (Information and computer maintenance).
Логистические функции реализуются в тесном взаимодействии с функциями маркетинга, направленными на совершенствование управления ассортиментом продукции, прогнозирования емкости рынка и доли рынка фирмы, формирования ценовой политики и др.
Под логистической функцией понимается также зависимость между уровнем логистических издержек и валовым национальным продуктом; между объемом продаж фирмы и объемом ее логистических издержек.
В логистике кроме понятия «логистическая функция» есть еще и такое понятие как «обратная логистическая функция» (inverse logistical function) - т. е. такая логистическая функция, которая предполагает движение материального и информационного потока в направлении, противоположном исходному. Примером использования обратной логистической функции может служить возврат дилером товара с истекшим сроком реализации своему дистрибутору, возврат дефектного товара покупателем дилеру, возврат тары потребителем поставщику и другие группы логистических операций.
2.4. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ЗВЕНЬЯ, ЦЕПИ, КАНАЛЫ, СЕТИ
Логистические функции и операции выполняются не как разрозненные, одиночные, частные элементы процесса материало-движения, а как единый целостный логистический процесс, состоящий из множества отдельных частей - элементов, тесно связанных друг с другом.
Целостные явления и процессы, состоящие из многих элементов, связанных между собой, в науке принято считать системой, от греческого system - целое (составленное из частей) соединение. Отсюда логистический процесс, взятый в целом, считают системой.
Единое определение логистического процесса, как системы, еще не выработано, но уже предложены варианты его трактовки. В нашей стране логистической системой (logical system) принято считать - адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции и логистические операции, состоящую как правило из нескольких подсистем, организационно завершенную, с единым процессом управления и имеющую развитые связи с внешней средой.
Это определение отражает ряд особенностей логистических систем.
1. Логистические системы - это адаптивные системы, потому что они адаптированы к реальным условиям развития экономики и функционируют в реальном экономическом пространстве, реальном режиме времени, реальном физическом пространстве и осуществляют реальные логистические функции и операции.
2. Логистические системы - это системы с обратной связью, так как все элементы в этих системах взаимосвязаны, причем эта связь не односторонняя, которая обычно называется прямой, а многосторонняя, обеспечивающая не только прямое, но и обратное влияние элементов системы друг на друга.
3. Логистические системы - это совокупность систем взаимосвязанных элементов единого логистического процесса и систем управления этим процессом.
4. Логистические системы - это, как правило, сложные и многообразные системы. Поэтому для упрощения процесса управления ими, а также в целях более полного и глубокого изучения отдельных частей таких-систем их нередко делят на части, называемые логистическими подсистемами.
5. Все объекты, явления и процессы, не входящие в логистическую систему, для нее являются внешней средой. В эту среду входят другие логистические системы и элементы экономической среды, не входящие в исходную систему: экологические условия, при которых функционируют логистические системы; правовые основы экономической жизни; финансирование и денежная система в стране, а также другие экономические явления, процессы, осуществляющиеся вне изучаемой логистической системы.
Новый подход в концепции логистики заключается в выходе ее за пределы экономической сферы и учете влияния социальных, политических и экологических аспектов.
Все логистические системы можно разделить на две большие группы: микрологистические и макрологистические. Деление на макро- и микрологистические системы широко используется, оно прижилось во многих странах.
Микрологистические системы относятся, как правило, к определенным предприятиям или организациям и предназначены для управления материальными, информационными и финансовыми потоками в процессе производства, снабжения, сбыта.
Микрологистические системы, в свою очередь, могут быть внутрипроизводственными, внешними и интегрированными.
Внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического процесса производства продукции. Критериями оптимизации таких логистических систем, как правило, выступают минимум себестоимости производства и минимум времени производственного цикла при обеспечении нужного качества готовой продукции.
Внешние логистические системы направлены на управление и оптимизацию материальных, информационных и финансовых потоков вне производственного технологического процесса. Типичными задачами внешних логистических систем являются следующие:
рациональная организация материальных ресурсов и готовой продукции в товаропроводящих сетях;
сокращение времени доставки как материальных ресурсов производству, так и готовой продукции потребителю;
управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции;
обеспечение высокого уровня сервиса.
Интегрированные логистистические системы обеспечивают оптимизацию управления материальными, информационными, финансовыми потоками, работы фирмы и ее логистических партнеров для достижения тактических и стратегических целей на рынке. Определяющими для интегрированных логистических систем является минимизация логистических издержек и обеспечение качества на всех этапах производственно-распределительного процесса.
Макрологистические системы формируются для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомств, отраслей, а также межведомственные (межотраслевые), торговые, институциональные и другие логистические системы.
Этапы микро- и макрологистических процессов представлены на рис. 2.3 и 2.4.
В зарубежной практике в последнее время все чаще используется понятие глобальных макрологистических систем, к которым относят:
государственные логистические системы, формируемые на уровне страны;
межгосударственные, охватывающие несколько стран;
Рис. 2.3. Этапы микрологистического процесса |
трансконтинентальные, включающие несколько континентов.
Рис. 2.4. Этапы макрологистического процесса
В Саратовском техническом университете разработаны свои классификационные признаки типологии логистических систем.
1. По степени экономической независимости участников логи
стической системы выделяются следующие виды логистических
систем:
макрологистические;
корпоративные;
микрологистические.
Приведенный классификационный признак является основным для организации процессов управления и перераспределения финансовых средств в рамках логистической системы, так как он определяет необходимость и степень согласования локальных интересов отдельных участников со стратегическими целями системы. Этот критерий не противоречит существующим признакам микро-и макрологистических систем. В случае слияния, поглощения или деления логистических систем такая классификация не теряет смысла в связи с иерархическим построением.
2. По масштабу логистического полигона логистические сис
темы могут быть:
локальными (ограниченные территорией организации бизнеса): (внутрипроизводственные) цеховые, участковые, рабочих мест и т. д.);
муниципальные (не выходящие за пределы населенных пунктов, согласно действующему административному делению);
региональные (районные, межрайонные, областные, краевые, республиканские и другие в соответствии с принятым территориальным делением);
национальные;
транснациональные;
глобальные.
3. По наличию институционального и инфраструктурного обес
печения логистических подсистем:
распределительные;
производственные;
закупочные;
транспортные;
информационные;
финансовые;
сервисные.
4. По приоритетным направлениям деятельности, так как без
определения приоритетного направления деятельности невозможно
определение ее конечных целей и построения четкой иерархии функ
ционирования подсистем:
производственные;
сервисные (в том числе транспортные);
реалокационные;
коммерческие;
финансовые.
5. По диверсификации деятельности:
отраслевые;
межотраслевые.
6. По структуре логистических цепей:
горизонтальные;
вертикальные;
комбинированные.
На наш взгляд, целесообразно расширение существующей в настоящее время классификации логистических систем с учетом различий их функциональной структуры и приоритетных направлений Деятельности.
В каждой логистической системе можно выделить несколько подсистем. Например, по месту выполнения логистических операции (по принципу пространства) различают две подсистемы: внутреннюю и внешнюю.
Во внутреннюю логистическую подсистему включают полную совокупность внутренних логистических цепей, связывающих между собой всех тех участников логистического процесса, которые являются подразделениями предприятия (цехи и участки и др.).
Внешняя логистическая подсистема связывает предприятие с потребителями его готовой продукции и поставщиками материальных ресурсов для ее изготовления.
Логистическая система предприятия в описанном случае делится на две части: внутреннюю - «до ворот» предприятия, и внешнюю -«за его воротами».
Логистические системы, взятые в целом, и их внешние подсистемы не имеют пространственных ограничений, тогда как внутренние логистические подсистемы находятся в четких пространственных границах. Однако временные ограничения действуют как во внешней так и во внутренней подсистеме. Это означает, что в любом пространстве, в котором функционирует данная логистическая система, сроки осуществления логистических функций и логистических операций должны быть отрегламентированы. Их регламентация в ряде случаев не жесткая, а эластичная и ограничивает срок осуществления отдельных операций или частей логистического процесса некоторым интервалом времени.
Всякая логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, среди которых устанавливаются функциональные связи. В. И. Сергеевым дается следующее определение звена логистической системы - это некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.
Звенья логистической системы (ЗЛС) могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные, а также информационные и финансовые потоки (рис. 2.5). Могут
быть и смешанные звенья, в ко-Рис. 2.5. ЗЛС как преобразователь потоков:
М, I, F- векторы параметров потока; торых три указанные выше ос-
R - вектор внешних воздействий новные типы комбинируются.
На рис. 2.5 М, I, F - векторы параметров входящих (входных) потоков, соответственно М= {m , m2, ..., mп}- материального; F={f , f 2, ..., f } -финансового; I={i , i2,..., i } -информационного; R = {r , r2, ...,r } - вектор внешних возмущений; X= {x , x2, ...,x } -вектор параметров звена. {М’, I’, F’) - вектор параметров выходящих (выходных) потоков.
Звеньями логистической системы могут быть предприятия-поставщики сырья, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, посреднические, торговые организации, финансовые учреждения, банки, биржи, организации информационного обеспечения и компьютерной поддержки и т. д. В звеньях логистической системы материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки могут сходиться, дробиться, разветвляться, изменять свои параметры и характеристики.
В отечественной и зарубежной литературе достаточно часто применяется понятие логистической цепи. Вот какое определение цепи дает А. Н. Родников в терминологическом словаре по логистике.
Логистическая цепь (logistical chain) - линейно упорядоченное множество физических, юридических лиц (производителей, дистрибуторов, складов общего пользования и т. д.), осуществляющих логистические операции (в том числе с добавленной стоимостью) по доведению материального потока внешнего от одной логистической системы до другой (в случае производственного потребления) или до конечного потребителя (непроизводственное, личное потребление).
В приведенном определении логистической цепи главным является утверждение, что логистическая цепь - это взаимосвязанные совместными действиями производители, посредники и покупатели товаров производственно-технического назначения: одного производителя с одним покупателем, одного покупателя с одним посредником, одного посредника-покупателя с другим посредником и более сложные взаимодействия, охватывающие более двух участников логистических операций.
В. И. Сергеев логистической цепью называет множество звеньев логистической системы линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических активностей и (или) Издержек. Целесообразность такого подхода к определению подтверждается попытками за рубежом выделить или сгруппировать определенные логистические активности и соответствующие им
затраты в логистическую цепь для повышения эффективности управления.
В литературе также употребляют, как синонимы, понятия «логистический канал» (logistical channel) и «распределительный канал» (distribution channel). Согласно терминологическому словарю логистический канал, канал распределения, канал сбыта, канал товародвижения (logistical channel) - частично упорядоченное множество посредников (дилеров, фирм, осуществляющих транспорт-но-экспедиторское обслуживание и др.), осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.
На рис. 2.6 изображена ориентированная по материальному потоку простейшая логистическая цепь, включающая производителя однородной продукции, потребителя и логистического посредника (юридическое или физическое лицо), осуществляющего доставку товара (перевозчика).
Логистические цепи в представленной схеме, но ориентированные по информационным и финансовым потокам могут отличаться от цепи по материальному потоку (рис. 2.7).
Логистические операции по информационным потокам:
i1- подача заказа;
i2- обработка заказа и передача производителю;
i3 - оформление счета;
i4- передача счета на оплату потребителю;
i5 - оформление документов на груз;
i6- прием (регистрация) грузовых документов потребителем;
i7- выставление счета за перевозку производителю.
Логистические операции по финансовым потокам:
f - оплата товара получателем (предоплата);
f - получение денег от потребителя;
f - оплата производителем услуг перевозчика, торгового посредника, банка;
f4 - получение денег за транспортировку перевозчиком;
f5- получение денег за услуги торговым посредником.
На схеме можно выделить несколько логистических цепей, например:
ЗЛС3 —> 1 —> ЗЛС4 —> 12 —> ЗЛС1 - оформление заказа;
ЗЛС1 —>15 —> ЗЛС2 —> 1 —> ЗЛСз- экспедирование груза;
3ЛC3 —> f —> ЗЛС5—> f —>3ЛC1 - расчеты с производителем и т. д.
На рис. 2.8 представлена более сложная схема материальных потоков без нанесения на нее информационных и финансовых. Она включает в себя 15 звеньев взаимодействующих между собой.
Каждую логистическую операцию сопровождают соответствующие издержки.
Рис. 2.8. Логистическая сеть и формирование издержек:
ЗЛС\, ЗЛСг,...,ЗЛС - звенья логистической системы; МР1 -материальные ресурсы;
ГП1, ГПг, ГПъ - готовая продукция
В приведенной схеме на рис. 2.8 также можно выделить ряд логистических цепей, хотя большее внимание должно уделяться так называемым полным логистическим цепям, представляющим собой линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы от поставщика сырья (материальных ресурсов) до конечного потребителя готовой продукции ( ЗЛС1—> ЗЛС3—>ЗЛС4—>ЗЛС5—> ЗЛС7—> ЗЛС11—>ЗЛС13). Полные логистические цепи в реальных условиях встречаются не часто в связи с большим числом логистических посредников, многоассортиментностью готовой продукции и разветвленностью сети распределения. Поэтому в зарубежной литературе определение общих издержек как правило связывают с понятием логистического канала. В отличие от определения терминологического словаря А. Н. Родникова, В. С. Сергеев логистическим каналом считает упорядоченное множество звеньев логи-
стической системы, включающее в себя все логистические цепи и их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков сырья, необходимого для изготовления конкретного вида продукции, до ее конечных потребителей (ГП1-ЗЛС1, ЗЛС2, ЗЛС3, ЗЛС4, ЗЛС5, ЗЛС7, ЗЛС8, ЗЛС11, ЗЛС13).
Наряду с понятиями логистической системы, логистической цепи и логистического канала используется понятие логистической сети.
Логистическая сеть - это полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам в рамках исследуемой логистической системы [27]. Понятие логистической сети не идентично понятию логистической системы, так как не включает комплексное управление всей логистической системой, реализующее ее целевую функцию.
Понятия логистических цепей, каналов, сетей распространяются как на микро-, так и на макрологистические системы и их всевозможные разновидности.
Каждой логистической активности сопутствуют конкретные издержки, которые несут соответствующие звенья логистической системы.
Логистические издержки (logistical costs) - это затраты на выполнение логистических операций.
По своему экономическому содержанию они частично совпадают с издержками обращения и производства (затратами по завозу и отправке товаров, их хранению, расходами на упаковку и др.) как в сфере материального производства, так и в сфере обращения.
Выделение тех или иных издержек или группы их зависит от вида логистических систем и особенностей управления и оптимизации в логистических цепях и каналах. На схеме рис. 2.8 можно выделить издержки снабжения, производства и сбыта. Эти издержки дополняются затратами на информационные и финансовые операции при реализации базисных логистических функций, а также логистическое администрирование, и такая сумма всех издержек носит название общих логистических издержек.
В масштабе отдельно взятой фирмы логистические издержки обычно исчисляются: в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции (например, руб./т материальных ресурсов).
В общенациональном масштабе - в процентах от валового национального продукта.
Доля рассматриваемых издержек от суммы продаж может составлять в промышленности от нескольких процентов до нескольких десятков процентов в течение года. При росте эффективности логистической системы до определенного уровня логистические издержки растут линейно, затем экспоненциально.
За рубежом логистические издержки в основном рассматриваются и анализируются в системах сбыта и реализации товаров. В составе издержек обычно выделяют затраты на транспортировку, управление запасами, складирование, администрирование, грузо-переработку. Зачастую в состав общих логистических издержек включают потери прибыли от замораживания сырья и готовой продукции.
Анализ структуры логистических издержек развитых стран показывает, что наибольшая доля в них приходится на управление запасами (20^40 %), транспортные расходы (15-35 %), административно-управленческие функции (9-14 %). За последние годы наметился рост логистических издержек в ряде стран на транспортировку, обработку заказов, информационно-компьютерную поддержку, администрирование.
ВЫВОДЫ
1. Основными объектами рассмотрения, проектирования и исследования в логистике являются потоки - материальный, информационный и финансовый. Эту триаду необходимо рассматривать с позиций единства и взаимосвязи.
2. Действия, прикладываемые к потокам и направленные на их оптимизацию, в логистических системах называют активностями. К ним относятся операции и функции.
3. Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические активности и состоящая из подсистем, организационно завершенная, с единым процессом управления и имеющая развитые связи с внешней средой.
4. Всякая логистическая система состоит из совокупности элементов - звеньев, среди которых устанавливаются функциональные связи. Линейно упорядоченное множество звеньев составляет логистические цепи и каналы.
Вопросы для самопроверки
1. Приведите запомнившиеся Вам определения логистики. В чем Вы видите общность этих определений?
2. Дайте определение и перечислите условия существования материального потока.
3. Перечислите запомнившиеся Вам признаки классификации материальных потоков и соответствующие им виды.
4. Дайте определение и приведите классификацию информационных потоков.
5. Что понимается под информационной системой?
6. Приведите определение и классификацию финансовых потоков.
7. Что Вы понимаете под логистической операцией? Перечислите некоторые из них.
8. Что Вы понимаете под логистической функцией? Какие они бывают?
9. Дайте понятие и приведите особенности логистической системы.
10. Какие разновидности логистических систем Вы знаете?
11. Что такое звено логистической системы и логистическая цепь? Какие они бывают?
12. Что такое логистическая сеть? Как ее представить графически?
13. Из чего состоят и как формируются логистические издержки?