Роль управленческого учета в информационной системе предприятия
Управление представляет собой направленное воздействие администрации организации на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли и сохранения собственного капитала.
Основой принятия и осуществления управленческих решений является информация о всех аспектах деятельности организации.
Информационная система состоит из ряда взаимосвязанных подсистем - конструкторской, технологической, экономической и др.
В управленческом учете используется в основном экономическая информация, состоящая из плановой, нормативной, учетной (данные финансового, статистического, налогового и управленческого учета) и прочей информации, к которой относятся материалы аудиторских проверок, объяснительные и докладные записки, комментарии специалистов по проблемам производства и сбыта соответствующих продуктов и др.
В составе прочей информации некоторые факты не имеют количественной и стоимостной оценки.
Например, предположение эксперта о возможных финансовых затруднениях основного покупателя продукции данной организации, не имеющее количественной и стоимостной оценки, может иметь важное значение для менеджеров, занижающихся сбытом продукции.
Сбор информации о хозяйственной деятельности организации подразумевает определение, классификацию, оценку и измерение хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью их последующего отражения в системе управленческого учета.
Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах.
Обобщение информации означает ее анализ, подготовку и интерпретацию. В процессе анализа информации определяют состав информации, представляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь между различными показателями деятельности организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации информации предусматривает представление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей по необходимости аналитические и прогнозные заключения.
Подготовленная информация представляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.
Основная цель управленческого учета - представление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений.
Основными пользователями информации управленческого учета являются высшее руководство организации, руководители структурных подразделений и специалисты.
Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией, оно получает:
- интегрированные управленческие отчеты о результатах производственной, финансовой и инвестиционной деятельности организации и ее основных структурных подразделений за прошедший отчетный период и на конкретный период времени;
- материалы анализа влияния внутренних и внешних факторов на результаты деятельности организации и ее основных структурных подразделений;
- плановые и прогнозные показатели на предстоящий период.
Руководители структурных подразделений формируют оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации. Они получают управленческие отчеты о деятельности подразделений на конкретный момент времени, результаты их аналитической обработки, плановую и прогнозную информацию о подразделении, а также информацию о смежных подразделениях и контрагентах.
Специалисты получают информацию в пределах своей компетенции о деятельности организации и ее структурных подразделений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности.
2) Понятие налогового планирования и налогового эффекта.
Налоговое планирование – это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов. Налоговое планирование - это неотъемлемая часть управления финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.
В определении учтено большинство характеристик налогового планирования.
Недостатком определения является то, что в нем налоговое планирование представлено как процесс, однако налоговое планирование является не только процессом, но и деятельностью организации.
«Налоговое планирование - законная деятельность хозяйствующего субъекта в рамках общего стратегического планирования бизнеса, направленной на выявление возможности налоговой экономии и учет налоговых последствий в деятельности организации, в основе которой лежит системный подход».
Налоговое планирование включает в себя совокупность различных действий налогоплательщика, в которых можно выделить основы и принципы, которые раскрывают содержание налогового планирования.
Так основами налогового планирования являются:
1) учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;
2) разработка учетной политики предприятия и проведение договорных компаний с учетом их налоговых последствий;
3) правильное и полное использование всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и исполнение обязанностей налогоплательщиков;
4) оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.
Налоговое планирование хозяйствующего субъекта - это, в первую очередь, отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской, финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, направленные на разработку и внедрение различных законных схем снижения налоговых отчислений за счет применения различных методов.
существуют следующие классификационные признаки налогового планирования.
В зависимости от масштабов построения:
1. государственное - направлено на реализацию государством своих функций в различных областях государственного регулирования;
2. на уровне субъектов - предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль. С этой позиции основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов.
В зависимости от периодов налогового планирования различают:
1. кратковременное налоговое планирование - здесь возможны использование пробелов законодательства, учет налоговых льгот, нововведения и прочее;
2. долговременное или стратегическое планирование - возможны учет специфики объекта и субъекта налогообложения, особенностей методов налогообложения, использование налоговых убежищ, налоговых режимов отдельных стран, применение международных соглашений и прочее;
3. долгосрочное налоговое планирование - это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.
В зависимости от объекта налоговое планирование подразделяется на:
1. корпоративное;
2. индивидуальное.
Корпоративное налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственно-финансовой деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия. Этот процесс можно также определить как предварительное рассмотрение, оценка решений в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и выбор из них наилучших решений с позиций целевых установок организации. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов. Зачастую от профессионального решения, связанного с учетом налоговых рисков, зависят возможности роста и развития бизнеса. Поэтому управление налогообложением как вид деятельности на предприятии все чаще входит в практику хозяйственной жизни.
Налоговый эффект это сумма налогового платежа по подоходному налогу, подлежащая уплате в бюджет, которая определяется по методу обязательств. В целях определения налогового эффекта как фактора развития инновационной деятельности промышленного предприятия, необходимо дать теоретическое обоснование и разработать методику расчета налоговых эффектов, определить условия практического применения в процедуре финансового планирования на предприятии. Для характеристики понятия налогового эффекта в целом можно использовать следующее определение: Налоговый эффект – это приращение экономического результата функционирования предприятия после проведения налоговой оптимизации, выраженный в абсолютных и относительных показателях.
Билет 3.
1) Сущность содержание, принципы и назначение управленческого учета.
Цель управленческого учета- это обеспечить менеджеров информацией. К информации такого рода предъявляются иные требования чем к информации предназначенной для внешних пользователей. 1 адресность, 2 оперативность, 3 достаточность ( в достаточном объеме для принятия на соответствующем уровне управленческого решения, не должно быть избыточной информации и отвлекать внимание его потребителя на несущественные или не относящиеся к делу сведения); аналитичность (должна содержать данные текущего экспресс анализа и предлагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратам); гибкость и инициативность (должна обеспечиваться вся полнота информационных интересов в условиях меняющихся управленческих ситуаций); полезность (привлекать внимание управляющих к сферам потенциального риска и объективно оценивать работу менеджеров предприятия); достаточная экономичность (затраты по подготовке информации не должны быть больше экономического эффекта от ее использования).
Управленческий учет представляет собой процесс выявления, измерения, накопления, анализа, переработки и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия, используемой для планирования, управления и контроля.
Его предназначение обеспечить информацией руководителей различных уровней внутрифирменного управления, ответственных за достижение конкретных производственных целей. Информация, необходимая для принятия оперативных управленческих решений, в первую очередь, относится к издержкам производства и поэтому должна поступать в максимально короткий срок. Содержание управленческого учета определяется целями управления, оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от четко разработанной стратегии компании. Управленческий учет по своему содержанию и назначению ориентирован на будущее. В то же время это и учет обстоятельств, которые могут измениться в течение планируемого периода. Цель управления реализуется в ожидаемых результатах хозяйствования, с помощью данных учета необходимо эти результаты предвидеть и обеспечить их достижение. Данные управленческого учета позволяют выявить области наибольшего риска, узкие места в деятельности предприятия, малоэффективные или убыточные виды продукции и способы их реализации. Они используются для определения наиболее выгодного для данных условий ассортимента продукции, цен их продажи, пределов скидок при разных условиях сбыта и платежа; для оценки эффективности дополнительных затрат и рациональности капитальных вложений.
Система управленческого учета в организации действует посредством ряда функций, которые можно разделить на две группы на основании того, что форму или содержание информационных потоков определяет данная функция:
- функции, обеспечивающие организацию информационных потоков;
- функции, определяющие содержание информационных потоков.
Среди функций, которые обеспечивают организацию информационных потоков, можно выделить следующие:
- разработка и (или) внедрение систем обмена информацией между различными сегментами организации и представления информации (подготовка разного рода внутренних управленческих отчетов);
- анализ информации;
- планирование деятельности.
Функциями, определяющими содержание информационных потоков, являются:
- координация деятельности подразделений, сегментов организации или отдельных сотрудников;
- мотивация персонала;
- контроль за выполнением планов.
Объектами управленческого учета являются издержки (текущие и капитальные) предприятия и его отдельных структурных подразделений; результаты хозяйственной деятельности, как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности; внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен; бюджетирование и внутренняя отчетность. Хозяйственные операции, носящие исключительно финансовый характер (операции с ценными бумагами, продажа или покупка имущества, арендные и лизинговые операции, инвестиции в дочерние и зависимые общества и т.п.), выходят за рамки предмета управленческого учета.
Предметом управленческого учета является производственная деятельность центров ответственности (сегментов организации), поэтому иногда управленческий учет называют учетом по центрам ответственности, или сегментарным учетом. Однако отождествлять эти понятия неправомерно, поскольку сегментарный учет является важнейшей составляющей управленческого учета.
Принципы управленческого учета:
1. Принцип обособленности. Требует рассмотрения каждого экономического субъекта отдельно от других. В управленческом учете при решении специфических задач обособленно рассматривается предприятие не только в целом, но и отдельные его подразделения;
2. Принцип непрерывности. Подразумевает необходимость формирования информационного поля учетных данных постоянно, а не время от времени;
3. Принцип полноты. Информация, которая касается учетно-управленческой проблемы, должна быть максимально полной для того, чтобы решения, принятые на основе этой информации, были максимально эффективными;
4. Принцип своевременности. Информация должна быть представлена тогда, когда она необходима;
5. Принцип сопоставимости. Одинаковые показатели за разные периоды времени должны быть сформированы в соответствии с одними и теми же принципами;
6. Принцип понятности. Информация, который будет принимать по ней какие-либо решения, должна быть представлена в такой форме, чтобы менеджер понял, что содержит в себе документ. Информация должна быть уместной, т.е. должна относиться к интересующей менеджера проблеме и не быть перегружена лишними деталями;
7. Принцип периодичности. Совершенно очевидный принцип, хотя фактически выдержать его сложнее, чем при подготовке внешней финансовой отчетности, там этот принцип поддерживается законодательным требованием представления периодической отчетности. Однако и внутренний оборот информации, и внутренние отчеты желательно также строить с учетом этого принципа;
8. Принцип экономичности. Затраты на поддержание системы управленческого учета должны быть существенно меньше затрат на ее функционирование.
2) Взаимосвязь управленческого учета и налогового планирования.
Управленческое и налоговое законодательство являются смежными. Основой важнейших налоговых баз - доходов и расходов, имущества являются объективные экономические категории, выражаемые в конкретных объектах управленческого учета. Глава 25 Налогового кодекса Российской Федераций, описывая «особенности» учета для целей налогообложения содержит управленческую терминологию: основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы, незавершенное производство, доходы и расходы, которая имеет принципиальный экономический смысл только в целях управленческого учета.
Основные правила управленческого и налогового учета, их ведения закреплены на уровне федерального законодательства. Ведение учета на основе первичных учетных документов, которые должны быть оформлены надлежащим образом. Порядок ведения и управленческого, и налогового учета организации должен быть закреплен в документах по учетной политике (принимаемых соответственно в целях управленческого учета или налогообложения прибыли), утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Основным отличием налогового учета является то, что система его ведения в организации организуете налогоплательщиком самостоятельно. Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет только основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных налогового учета.
Управленческий и финансовый учет образуют единую систему бухгалтерского учета на предприятии. Обязательность. Должны быть определенные усилия для сбора данных в требуемой форме как это необходимо по законодательству, независимо от мнения руководства (финансовый учет). Управленческий учет не требует всех этих требований и ведется произвольно, в каждой организации по своему. Все зависит от воли руководства, никакие органы не имеют права указывать, что нужно делать. Пользователи информации, внешние пользователи, акционеры, кредиторы, государственные налоговые органы и тд. Внутренние пользователи- это менеджеры организации, сотрудники помогающие им в сборе и анализе информации, базисная структура строиться на основополагающем балансовом уравнении (активы=собственный капитал (катал учредителей)+ обязательства). Структура информации в уу зависит от запросов пользователей. В финансовом учете основные правила ведется в соответствии с нормами и правилами бухгалтерского учета. Управленческий учет может следовать любым внутренним правилам в зависимости от их полезности. Привязка ко времени. Финансовый учет отражает финансовую историю организации, проводки делаются после совершения операций в уу информация может быть ежедневной, еженедельной, месячной. Тип информации финансовые документы это конечный продукт финансового учета, содержит информацию в стоимостном выражении, те в валюте. Информация в уу выражается как в стоимостном так и натуральном выражении (метры, тонны). Степень точности должна соблюдаться должна соблюдаться высокая степень, в уу используется приближение и примерные оценки ради оперативности. Периодичность отчетности в финансовом учет: полный финансовый отчет по итогам года и ежеквартально. В уу детализированный отчет иногда немедленно, ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Сроки предоставления отчетности. Тк необходимо время для аудиторской проверки для оформления отчетности, то она попадает к пользователям через несколько недель после окончания отчетного периода. При оперативных отчетах, на следующее утро. Ответственность за правильность ведения учета. Налоговые органы могут наложить штрафные санкции за неправильное отражение отчетности. В управленческом учете руководителя могут привлечь к ответственности только за неправильное управленческое решение на основе данных уу, но не за сами данные учета.
Билет 4.