Формы оплаты труда. Заработная плата на водном транспорте
На водном транспорте применяются повременная и сдельная форма оплаты труда.
Наиболее распространенной является повременная форма, при которой оплата производится в зависимости от продолжительности отработанного времени и квалификации работника.
Повременная форма оплаты труда базируется на учете качества труда работника (квалификация, условия работы). Недостатком этой формы оплаты труда является ограниченная возможность непосредственной связи между конечными результатами труда работника и его заработной платой. В основном применяется на тех работах, которые не поддаются нормированию и учету и поэтому не могут быть переведены на сдельную форму оплаты труда.
При сдельной форме оплаты труда труд оплачивается не только в зависимости от фактически произведенного количества продукции (изделий, массы перегруженного груза и т.д.), но и в зависимости от квалификации работника и отработанного времени.
На водном транспорте применяются две системы повременной формы оплаты труда: простая и повременно-премиальная.
При простой повременной системе оплаты труда размер заработной платы работника зависит от занимаемой им должности, присвоенного разряда, тарифной ставки и отработанного времени.
При повременно-премиальной системе размер заработной платы зависит не только от отработанного времени и квалификации работника, но и количественных и качественных результатов труда. По повременно-премиальной системе оплачивается труд работников плавсостава флота, руководящих работников, специалистов и служащих управлений судоходных компаний (пароходств), портов, судоремонтных предприятий и т. п.
Выделяют три системы сдельной формы оплаты труда: индивидуальную прямую сдельную, сдельно-прогрессивную и сдельно-премиальную.
При индивидуальной прямой сдельной системе труд работника за каждую единицу произведенной им продукции оплачивается по одной и той же расценке, вне зависимости от того, в каких размерах выполнена или перевыполнена установленная норма.
При сдельно-прогрессивной системе оплата труда работников производится по нескольким расценкам, прогрессивно возрастающим по мере выполнения норм выработки.
При сдельно-премиальной системе одновременно с оплатой труда по сдельной системе предусматривается премирование за определенные качественные или количественные результаты в работе. По сдельно-премиальной системе оплачивается труд многих категорий рабочих портов, например докеров-механизаторов, занятых на погрузочно-разгрузочных работах. В портах при оплате труда докеров, входящих в состав комплексных бригад, когда невозможно учесть индивидуальную выработку каждого рабочего и работа выполняется по одному наряду, применяется бригадная сдельная оплата.
Кроме того, иногда применяется аккордная система, при которой сумма фактического заработка рабочим устанавливается за определенный объем работы до начала ее выполнения.
Оплата труда командного состава транспортных судов производится на основе установленных помесячных окладов заработной платы, которые зависят от занимаемой должности и группы судна, определяемой мощностью силовой установки.
Должностные оклады работникам рядового состава установлены в соответствии с их квалификацией и не зависят от групп судов.
В должностные оклады работников плавсостава включена доплата за работу в ночное время. Также работникам плавсостава введены надбавки к должностным окладам за трудоемкость, сложность и ответственность выполняемой работы: за перевозку нефтепродуктов первой категории, сжиженного газа; за вождение составов несамоходных судов без команд и др.
Основой организации и регулирования заработной платы является тарифная система. Посредством тарифной системы устанавливают правильные соотношения в оплате различных видов труда. Основные элементы тарифной системы: тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки и схемы должностных окладов, тарифные ставки.
В тарифно-квалификационных справочниках устанавливаются тарифные разряды квалификации рабочих и разряды выполняемых ими работ.
Тарифный разряд – показатель уровня квалификации рабочего и сложности работы – определяют путем сдачи рабочим экзаменов (испытаний) по знанию техники и выполнению работ соответствующего разряда.
Тарифная сетка включает тарифные ставки для оплаты труда рабочих, выполняющих работы разной сложности (разных разрядов).
Тарифные ставки определяют уровень оплаты труда. Тарифная ставка I-го разряда предусматривает низшую ставку заработной платы. Тарифные ставки всех последующих тарифных разрядов определяют через тарифный коэффициент.
Схемы должностных окладов устанавливаются для работников плавсостава, руководящих, инженерно-технических работников (ИТР) и служащих. Схемы определяют непосредственно месячные должностные оклады по каждой группе с различным диапазоном между группами.
Тарифные ставки и должностные оклады дополняются премиями и доплатами.
Механизм установления и регулирования заработной платы в условиях перехода к рынку включает: государственную систему регулирования, систему коллективно-договорного регулирования и рыночную самонастройку.
Функциям государственного регулирования заработной платы преимущественно являются:
– установление тарифной ставки I разряда;
– определение минимума заработной платы;
– установление законодательной основы индексации заработной платы в условиях инфляции;
– налогообложение доходов, в том числе и заработной платы;
– разработка законодательных актов в области регулирования заработной платы.