Тема 8. Прогнозирование и государственное регулирование цен
Основные понятия и тезисы
В данной теме рассматриваются сущность и виды цен, ценовая политика, методы прогнозирования цен, зарубежный опыт прогнозирования и государственного регулирования цен.
Цена является экономической категорией исторического характера. Она представляет собой денежное выражение стоимости товара. Однако в любом товарном производстве цены отклоняются от стоимости.
Цена играет важную роль в экономике. На микроуровне она является регулятором производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. На макроуровне цена формирует структуру экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях. Цена выполняет ряд функций: планово-учетную, регулирующую, распределительную и перераспределительную, балансирующую и информационную.
Исходя из экономических особенностей продукции и характера ее обращения, цены подразделяются на оптовые (отпускные), закупочные, цены на продукцию строительства, розничные цены и тарифы на услуги.
По способу установления цены подразделяются на свободные (договорные) и регулируемые.
В условиях становления рыночных отношений цена складывается под влиянием рынка и государства. К факторам, влияющим на цены в этих условиях, относятся: издержки производства и обращения; соотношение спроса и предложения; конкуренция; качество и полезность продукции; внешнеэкономические факторы (соглашения по таможенной политике, ценам и тарифам и т.д.); состояние денежного обращения (увеличение массы денег вызывает рост цен); государственное регулирование цен.
Нижнюю границу цены, как правило, формируют издержки производства. Каждый предприниматель стремится в первую очередь возместить собственные затраты на производство и реализацию продукции.
Цепы различаются по структурным элементам, входящим в их состав, по удельному весу этих элементов в общей величине цены. Главные элементы цены: издержки производства и обращения, прибыль, налоги и отчисления, оптовые и торговые надбавки и скидки. Набор элементов зависит от вида цеп.
Ценовая политика должна базироваться на гибком сочетании формирования свободных цеп и их частичного государственного регулирования.
На современном этапе возникает необходимость применения эффективных методов управления ценообразованием, повышается значение научного предвидения и анализа возможных вариантов системы цен.
При прогнозировании цен и их изменения применяются разнообразные методы. Широкое распространение получили методы экспертных оценок: интервью, анкетирование, "комиссий", "мозго-
вой атаки", "Дельфи" и др. Применяются параметрические модели и методы прогнозирования. Основу параметрических методов прогнозирования затрат и цен составляют количественные зависимости между ценами (затратами) и основными потребительскими свойствами продукции или уровнем качества изделий в пределах параметрического ряда. Параметрический ряд — это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств.
Во многих странах мира применяется балловый метод. По балловому методу цены формируются на основе экспертных оценок значимости параметров качества изделий для потребителей. Его целесообразно применять в тех случаях, когда цена зависит от многих параметров, характеризующих качество изделия, которые не поддаются количественному соизмерению. К ним относятся удобство изделия, дизайн, экономичность, эстетические свойства, противопожарность, запах, вкус, цвет, модность и др. Каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых носит своего рода интегральную оценку технико-экономического уровня изделия. Умножением суммы баллов по новому изделию на стоимостную оценку одного балла изделия-эталона определяется ориентировочная цена нового изделия. Средняя стоимостная оценка одного балла рассчитывается путем деления цены базового изделия-эталона на сумму его баллов. Балловый метод широко используется при изучении конъюнктуры рынка и оценке конкурентоспособности продукции.
Индексный метод. В формирующейся новой экономической среде, где основным регулятором является рынок, особое значение приобретает прогнозирование индексов цен.
Индекс цен — это показатель, отражающий движение цен. Рассчитываются индексы потребительских цен, оптовых цен и индекс цен (дефлятор) ВВП. Индекс цен обычно выражается в процентах.
Учитывая, что издержки и цены на продукцию в современных условиях подвержены резким изменениям в связи с ростом цен на энергоносители, сырьевые ресурсы, инфляционными и другими процессами, целесообразно прогнозировать себестоимость продукции (цены) индексным методом. На основе данных о структуре затрат по элементам и индексов изменения отдельных затрат определяется общее изменение себестоимости продукции (цен) в прогнозном периоде.
В мировой практике широко применяется метод определения цен на основе издержек производства. Прибыль в цене определяется по средней сложившейся на предприятии рентабельности продукции или по устамевленному нормативу рентабельности. Данный метод позволяет определить предел цены, ниже которого фирма может устанав-
ливать цену только в исключительных случаях и на определенный срок, например при реализации субъектом хозяйствования стратегии проникновения на рынок или удержания большей доли рынка.
В рыночных условиях, как правило, цена товара формируется с учетом спроса на товар: Уровень цены на товар ставится в зависимость от изменения спроса на него. При определении цен на основе спроса производственные затраты рассматриваются лишь как ограничительный фактор, который показывает, может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью или нет. .
Иногда цены на товары определяются производителем исходя исключительно из конкуренции, т.е. устанавливаются чуть выше или чуть ниже уровня цен на товары ближайшего или крупнейшего конкурента. Этот метод используется на тех рынках, где продаются однородные товары.
Широкое распространение получил метод формирования цен с ориентацией на издержки, спрос и конкуренцию. Он предполагает проработку различных комбинаций "цена — объем продаж" с учетом конкурентных факторов. Выбирается та комбинация, которая обеспечивает максимальную прибыль и вписывается в систему рыночных цен.
В развитых странах с рыночной экономикой выработаны общие принципы и методы формирования цен. Государственные органы берут на себя функции установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение, а также регулирования цен и осуществления контроля за ними. Доля контролируемых цеп на продукцию и услуги в разных странах колеблется от 10 до 30 %.
Государственное регулирование цен осуществляется для того, чтобы не допустить монополизма производителей, резкого роста цен на сырье-вые и топливно-энергетические ресурсы, товары первой необходимости, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение научно-технического прогресса.
Меры воздействия на производителей со стороны государства
применяются как прямые (путем установления определенных правил
ценообразования), так и косвенные (через такие экономические рыча
ги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложе
ние и др.).
Во многих странах создана правовая основа государственного регулирования цен в виде законов, указов, постановлений. Налажена систематическая, общедоступная публикация статистической информации о ценах, их уровне и динамике. Эти данные используются при регулировании уровня доходов и их индексации.
На методы государственного регулирования цеп оказывают влияние национальные особенности, наличие сырьевых ресурсов, политические факторы, место страны в мировом разделении труда.
Контрольные вопросы и тесты
1. В чем сущность цен и какие функции выполняет цена в услови
ях становления рыночной экономики?
2. Под влиянием каких факторов формируются цены при перехо
де к рыночным отношениям?
3. Выберите правильный ответ. Каковы главные элементы потре
бительских цен: а; издержки производства и обращения; б) коммер
ческие расходы; в) прибыль; г) налоги; д) оптовые и торговые над
бавки и скидки; е) все ответы верны.
4. Выберите правильный ответ. На чем должна базироваться цено
вая политика при переходе к рыночным отношениям: а) свободном це
нообразовании; б) установлении твердых цен на важнейшие виды
средств производства и предметов потребления; в) гибком сочетании
формирования свободных цен и их частичного государственного регу
лирования; г) изменении цен по решениям правительства или ценообра-
зующих органов; д) все ответы верны.
5. Какие методы применяются при прогнозировании цен?
6. В чем сущность индексного метода прогнозирования издержек
и цен?
7. На чем базируется определение цен на продукцию балловым ме
тодом?
8. Что является основой параметрических методов прогнозирова
ния затрат и цен?
9. Для каких целей используется метод определения цен на основе
издержек производства?
10. Какую роль играют производственные затраты при определе
нии цен с учетом спроса на товар?
11. В каких случаях цены на товары определяются производите
лями исходя исключительно из конкуренции?
12. В чем сущность метода формирования цен с ориентацией на из
держки, спрос и конкуренцию и проработку каких комбинаций он
предполагает?
13. Выберите правильный ответ. С какой целью осуществляется
государственное регулирование цен: а) чтобы не допустить моно
полизма производителей; б) для обеспечения доступности цен на соци
ально значимые товары; в) для стимулирования обновления продук
ции; г) для увеличения объема производства; д) для снижения издер
жек; е) все ответы верны.
14. Какие методы используются государством при регулировании
цен?
Проблемные ситуации и задачи
1. Необходимо определить цену изделия, представляющего модификацию ранее производимого.
Цена старого изделия — 5 000 у.е., материальные затраты в цене составляют 4 000 у.е. При изготовлении модифицированного изделия материальные затраты будут равны 4 200 у.е.
2. Исходная отпускная цена изделия равна 3 000 у.е. Заключен кон
тракт на поставку продукции в течение трех лет. Прогнозный уровень
инфляции по годам: первый год — 130 %; второй год — 125 %; третий
год — НО %. При этих условиях необходимо рассчитать цену на изде
лие по годам.
3. Заключен контракт на изготовление уникального металлообра
батывающего станка. Аналогичный станок был изготовлен два года
назад. Новый станок имеет дополнительное загрузочное устройство.
Себестоимость устройства равна 1 000 у.е., в том числе материальные
затраты — 750 у.е. (справочно). Ранее изготовленный станок имел
цену 100 тыс. у.е.
Определите цену нового станка, если ежегодный индекс инфляции 125 %, налог на добавленную стоимость — 18 %, плановый уровень рентабельности — 15 %, отчисления в целевые бюджетные фонды — 5 %.
4. Определите цену новой модели автомобиля балловым методом.
Цена базовой модели 6800 у.е. Характеристика моделей приведена в
таблице.
Показатели
Базовая модель (баллы)
Новая модель (баллы)
Вес показателя
Грузоподъемность 80
Расход топлива на 100 км про- 70
бега
Проходимость 40
90 60
0,5 0,2
0,3
5. Необходимо определить цену на изделия с учетом издержек,
спроса и конкуренции.
Какие возможные комбинации должны прорабатывать предприятия, чтобы обеспечить максимальную величину прибыли и вписаться в систему рыночных цен?
6. Требуется определить цену нового автомобиля. Параметры моде
лей автомобиля приведены в таблице. Цепа модели 1—70 тыс. у.е.; мо
дели 2 — 68 тыс. у.е.; модели 3 — 92 тыс. у.е.
Параметры | Модели автомобиля | |||
новая | ||||
Мощность двигателя, кВт-ч Расход топлива на 100 км пробега Вид топлива Грузоподъемность, т | 150 25 Дт 15 | 145 30 бензин 15 | 200 30 Дт 20 | 250 30 Дт 20 |
Выберите приемлемые методы прогнозирования и определите цену новой модели автомобиля.
7. Рассчитайте отпускную цену изделия в плановом периоде индексным методом при следующих условиях: плановая рентабельность — 20 %; налог на добавленную стоимость — 18 %; отчисления в целевые бюджетные фонды — 5 %. В базисном периоде себестоимость изделия равнялась 10 000 у.е. Структура себестоимости: доля материальных затрат — 65 %; заработной платы с отчислениями — 17 %; амортизации — 8 %; прочих затрат — 10 %. В плановом периоде цены на сырье, материалы и топливно-энергетические ресурсы возрастут на 25 %, заработная плата с отчислениями увеличится на 35 %, амортизация возрастет на 20 %, прочие затраты повысятся на 15 %.
Методические рекомендации
При решении задач и проблемных ситуаций можно воспользоваться учебным пособием "Прогнозирование и планирование экономики" под редакцией В.И Борисевича, Г.А. Кавдауровой (Мн., 2001); учебником И.И. Полещук, В.В. Терешина. "Ценообразование". (Мн., 2001).
Чтобы решить задачу 1, необходимо знать состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, которая является основой цепы — нижним ее пределом.
При выполнении задачи 2 следует использовать индексный метод.
Решение задачи 3 предполагает использование сочетания элементов индексного метода с определением цен на основе изделия-аналога.
При решении задачи 4 цена новой модели автомобиля определяется в соответствии с методикой расчета цепы балловым методом. Определяется средняя оценка одного балла, затем, исходя из количества баллов новой модели автомобиля, рассчитывается цена.
При принятии решений по ситуации 5 необходимо знание методов определения цен на основе издержек производства с ориентацией на спрос и конкуренцию и нахождения равновесия между издержками производства и состоянием рынка.
Выполнение задачи 6 требует знания системы методов прогнозирования цен и их особенностей.
Следует выбрать базовый образец по параметрам модели автомобиля. Цену новой модели можно определить параметрическими методами: но цене важнейшего параметра базового образца или по цене балла оценки базового образца (общую сумму баллов можно рассчитать, предварительно проранжировав параметры по их значимости; сумма коэффициентов значимости должна быть равна 1).
При решении задачи 7 вначале необходимо рассчитать себестоимость изделия в плановом периоде, затем определить прибыль и цепу в плановом периоде.
44
Тема 9. Прогнозирование инфляции и управление инфляционными процессами
Основные понятия и тезисы
В данной теме раскрываются сущность инфляции, ее виды, причины ее возникновения, измерение, методы прогнозирования инфляции и антиинфляционная политика с учетом опыта зарубежных стран.
Под инфляцией следует понимать дисбаланс спроса и предложения, а также нарушение других пропорций национального хозяйст-ва, проявляющееся в росте цен.
Темпы роста цен являются одним из критериев определения вида инфляции.
В мировой экономической литературе выделяются три основные причины, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:
государственная монополия на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, непроизводственные (военные и прочие) расходы;
профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы;
монополия крупных фирм на определение издержек и цен.
Все эти причины взаимосвязаны, и каждая по-своему может вести к росту и падению спроса и предложения, нарушая их баланс.
В качестве основных типов инфляции экономисты выделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек).
Инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Она имеет место в том случае, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Причем спрос может быть увеличен как от лица государства (рост военных и социальных заказов), так и от лица предпринимателя (повышение спроса на товары), а также в результате роста покупательной способности населения. В обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами, в результате происходит рост цен. Такая инфляция характерна для многих стран мира.
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства. Рост издержек может происходить вследствие спада производства, роста цен на сырье, материалы, энергоресурсы, повышения заработной платы, изменения курса иалюты, ставок налогов и влияния других факторов.
На практике часто одновременно имеют место инфляция спроса и инфляция предложения.
Инфляционные процессы усиливаются при эмиссии бумажных денег, увеличении дефицита госбюджета, снижении платежеспособности предприятий.
Темп инфляции показывает, с какой скоростью она изменяется или будет изменяться в текущем (прогнозном) периоде по отношению к предыдущему периоду времени. Инфляция измеряется с помощью индексов потребительских цен (ИПЦ). Расчет темпа инфляции осуществляется следующим образом:
_ , „, ИГЩ текущего периода-ИПЦ базисного периода
Темп инфляции, % = ———--- —------- ------------------- — 100.
ИПЦ базисного периода
Индекс потребительских цен определяет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых населением: |
Индекс потребительских цен определяет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых населением:
иптт V- Цена " потребительской корзины" в текущем периоде
Расчет ЙПЦ осуществляется Министерством статистики и анализа по специальной компьютерной программе. Прогнозирование инфляции можно осуществлять на основе индексов потребительских цен: |
Цена аналогичной " потребительской корзины" в базисном периоде Расчет ЙПЦ осуществляется Министерством статистики и анализа по специальной компьютерной программе.
Прогнозирование инфляции можно осуществлять на основе индексов потребительских цен:
т „л, о/ _ ИПЦ прогноз.периода - ИПЦ предшествующего периода ...
i емп инфляции, /о — ■ " 1 ии.
ИПЦ предшествующего периода
Для получения более точных данных необходимо учитывать скрытую инфляцию или неудовлетворенный спрос. Можно прогнозировать уровень инфляции, базируясь на данных изменения денежной массы. Исходя из классического уравнения денежного обмена (M.V=PQ), уровень цен определяется по формуле |
Для получения более точных данных необходимо учитывать скрытую инфляцию или неудовлетворенный спрос.
Можно прогнозировать уровень инфляции, базируясь на данных изменения денежной массы. Исходя из классического уравнения денежного обмена CM.V-PQ), уровень цен определяется по формуле
где Р — уровень цен; М — денежная масса; V — скорость денежного обращения; Q — объем реальных товаров и услуг.
Следовательно, индекс роста цен J можно представить как соотношение индексов денежной массы Jм , скорости денежного обращения Jv и реального ВВП JQ:
Учитывая, что инфляция происходит в результате влияния множества факторов, целесообразно прогнозные расчеты осуществлять на основе многофакторных моделей с применением корреляционно-регрессионного метода. Он позволяет установить наличие корреляционной связи между прогнозируемой инфляцией и влияющими на нее факторами, определить форму связи, сформировать уравнение и осуществить прогноз инфляции на его основе. Общий вид многофакторной модели
Jn = f (х1 , х2,, х3, , хn),
Среди важнейших факторов следует выделить такие, как изменение валютного курса, рост денежной массы, изменение ставки рефинансирования национального банка.
При этом по каждому фактору необходимо учитывать временной лаг.
В мировой практике распространенным методом прогнозирования инфляции является расчет ее уровня на основе дефлятора ВВП. Сущность этого метода состоит в следующем. На основе данных по инфляции в предшествующем периоде и учета влияния факторов в прогнозном периоде определяется инфляция на определенный прогнозный период. Выделяются следующие факторы: изменение денежных доходов, субсидий, экспортных и импортных цен, процентных ставок по кредитам и депозитам и др.
По каждому фактору определяются его прогнозируемая величина и изменение. Затем данные в абсолютном выражении по соответствующему фактору в периоде, предшествующем прогнозному, делятся на ВВП в том же периоде, и этот результат умножается на процентное изменение фактора в прогнозном периоде по сравнению с предшествующим. Результаты по каждому фактору суммируются и, исходя из уровня инфляции предшествующего периода и влияния факторов, рассчитывается инфляция в прогнозном периоде.
Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции.
Систему мероприятий по борьбе с инфляцией можно подразделить на две группы: стратегические антиинфляционные меры, соединяющие долговременные цели и методы, и тактические, дающие быстрые результаты при их использовании.
Одним из стратегических антиинфляционных направлений явля-(ется гашение инфляционных ожиданий и прежде всего цеповых. Другим долговременным антиинфляционным мероприятием является введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы, сокращение бюджетного дефицита.
Избыток денежных средств населения можно регулировать при помощи разнообразных методов изъятия их из обращения: государственных займов; целевых вкладов в сбербанки и др.
Важной краткосрочной антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок за кредит. Однако это будет оправдано в том случае, если снижение налогов послужит толчком к росту инвестиций, увеличению объемов производства потребительских товаров.
Следует иметь в виду, что методы антиинфляционной краткосрочной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции. Они носят преимущественно чрезвычайный характер и направлены на временное уменьшение инфляционного напряжения в экономике.
Политика государства в условиях инфляции должна предусматривать политику воздействия на рынок; политику доходов; политику, ориентированную на предложение.
В зарубежных странах при борьбе с инфляцией использовались разные подходы. В результате принимаемых мер инфляция отступает во всем мире. Достаточно высокий уровень инфляции продолжает оставаться в некоторых странах СНГ, в том числе в Беларуси.
Контрольные вопросы и тесты
1. Что понимается под инфляцией?
2. Каковы причины инфляции?
3. В чем сущность инфляции спроса?
4. Что означает инфляция предложения?
5. Выберите правильный ответ. Инфляционные процессы усили
ваются при: а) эмиссии бумажных денег; б) увеличении дефицита гос
бюджета; в) снижении платежеспособности предприятий; г) сниже
нии доходов населения; д) росте предложения; е) все ответы верны.
6. Как рассчитывается темп инфляции?
7. Что является основой расчета индексов потребительских цен?
8. Какие методы применяются при прогнозировании инфляции?
9. Охарактеризуйте метод прогнозирования уровня инфляции на
основе уравнения денежного обмена (монетарной теории).
10. Выберите правильный ответ. Какие факторы должны учиты
ваться при прогнозировании инфляции на основе многофакторной
модели: а) изменение валютного курса; б) рост денежной массы;
в) изменение ставки рефинансирования национального банка; г) из
менение издержек производства; д) все ответы верны.
11. В чем сущность метода прогнозирования уровня инфляции на
основе дефлятора ВВП (методики МВФ)?
12. Какие меры используются государством для борьбы с инфля
цией?
Проблемные ситуации и задачи
1. В прогнозном периоде предусматривается ограничение роста
цен на продукцию промышленных предприятий до 2,5 %.
Как отразится это ограничение на развитии экономики и какое влияние оно скажет па уровень инфляции при росте издержек на 8 %?
2. В таблице представлены данные о количестве проданных товаров
и ценах на них по периодам.
Определите по группе товаров индексы потребительских цен и темп инфляции.
3. Рассчитайте уровень инфляции на основе уравнения монетар
ной теории.
Исходные данные. В базисном периоде в обращении находилось 870 млрд руб., скорость обращения денег 19 оборотов в год; в прогнозном периоде предложение денег составит 1545 млрд руб. и скорость их обращения снизится до 14 оборотов; объем производства товаров возрастет на 5,5 %.
4. Определите влияние денежных доходов на уровень инфляции в
прогнозном периоде при расчете его на основе дефлятора ВВП (мето
дика МВФ).
Исходные данные. Уровень инфляции в базисном периоде был равен 170 %, ВВП — 17 трлн руб., денежные доходы населения — 10,5 трлн руб., в предшествующем базисному — 6,2 трлн руб. В прогнозном периоде теми роста денежных доходов населения составит 135 %.
5. В базисном периоде денежные доходы населения составляли
10,5 трлн руб., объем розничного товарооборота — 7,6 трлн руб.
В прогнозном периоде предусматриваются: денежные доходы — 15,5 трлн руб., объем товарооборота — 10,4 трлн руб., потребительские цены повысятся на 30 %. Определите индекс инфляции в прогнозном периоде.
6. Охарактеризуйте возможные антиинфляционные меры. Обсу
дите целесообразность решения проблемы снижения уровня инфля
ции в условиях становления рыночных отношений путем сдержива-
ния цен на продукцию, замораживания заработной платы и других доходов, ограничения льготных кредитов на строительство жилья.
Методические рекомендации
Для участия в обсуждении проблемной ситуации 1 следует знать, с какой целью сдерживаются цены на продукцию и какие показатели рассчитываются на их основе.
При решении задачи 2 необходимо использовать формулу определения темпов инфляции на основе индексов потребительских цен.
Решение задачи 3 предполагает использование уравнения обмена (MV = PQ).
При решении задачи 4 следует применить методику МВФ.
В задаче 5 сначала необходимо определить коэффициент скрытой инфляции, затем — индекс инфляции.
Для обсуждения проблемной ситуации 6 необходимо изучить теоретические основы формирования антиинфляционной политики, зарубежный опыт и социально-экономическую ситуацию в стране.
Тема 10. Прогнозирование и планирование финансов Основные понятия и тезисы
В данной теме рассматриваются сущность финансов, рынка финансовых ресурсов, финансовых планов-прогнозов (программ), прогнозирование госбюджета, платежного баланса и валютного курса.
Совокупность экономических операций за некоторый период времени рассматривается как поток. Потоки рассматриваются как нефинансовые (реальные) и финансовые.
Нефинансовые потоки относятся к операциям, которые совершаются в процессе производства, приобретения товаров или услуг. Финансовые потоки включают в себя изменение в финансовых активах и пассивах.
Перераспределение средств из отрасли в отрасль осуществляется через рынок финансовых ресурсов. Он выполняет множество различных функций, в том числе две основные. Первая функция заключается в перемещении финансовых ресурсов из одной отрасли в другую, тем самым обеспечиваются структурные пропорции и балансы, вторая — в перемещении финансовых ресурсов к более эффективным сферам их применения.
Финансы — это система экономических отношений в процессе образования, распределения и использования денежных средств всеми субъектами хозяйствования (экономическими единицами).
Разрабатываемые финансовые планы-прогнозы (программы) представляют собой комплекс мероприятий, направленных на достижение заданныхмакроэкономических целей.
Процесс разработкифинансового плана можно представить в следующемвиде:
1. Оценка экономических проблем.
2. Формирование целей и разработка комплекса мер.
3. Подготовка прогнозов для отдельных секторов (отраслей) эко
номики.
4. Анализ целесообразности и потребности в дополнительных ре
сурсах и определение их источников.
Система финансов должна обеспечить расходы на производство валового внутреннего (национального) продукта Y в виде средств на потребление С, инвестиций I, государственных закупок G, расходов на торговлю с внешним миром (чистый экспорт Е-М), т.е. Y = С +I + +G+(Е-М).
Информацию о финансовых ресурсах может дать сводный финансовый баланс. Он включает в себя баланс денежных доходов и расходов населения; государственный финансовый баланс страны; кредитно-денежный баланс; платежный баланс; финансовый баланс нефинансового сектора экономики (предприятий — производителей продукции и услуг). Он позволяет получить целостное представление о процессах образования, распределения и использования финансовых ресурсов внутри страны, а также о финансовых взаимоотношениях с внешним миром.
Центральное место в системе финансовых балансов занимает государственный бюджет. Он в отличие от сводного финансового баланса ежегодно утверждается в виде закона и представляет систему экономических отношений по планомерпому формированию и использованию централизованного фонда денежных средств государства.
По форме государственный бюджет представляет собой баланс, доходной частью которого являются налоги, неналоговые поступления, а расходной — затраты на социальные услуги, хозяйственные нужды (дотации предприятиям, субсидии, расходы па осуществление государственных программ), расходы на содержание органов государственной власти и управления, платежи по государственному долгу и др.
При прогнозировании налоговых поступлений целесообразно использовать следующие методы:
методы экстраполяции (на начальном этапе прогнозирования);
метод соотношения налоговых поступлений с ВВП, т.е. налоговые поступления определяются на основе доли их в ВВП и прогнозируемого объема ВВП;
метод пропорциональных корректировок, который предполагает учет следующих компонентов: изменение ставок налогов, изменение налоговой системы и изменение налогооблагаемой базы.
Неналоговые поступления можно прогнозировать с применением методов экстраполяции и методом соотношения неналоговых поступлений с ВВП.
При прогнозировании расходной части госбюджета используется нормативный метод (при определении расходов на образование, здравоохранение), расходы на финансирование инвестиционных проектов формируются на основе государственной инвестиционной программы, многие виды расходов определяются эмпирически. Кроме того, при формировании расходов должна учитываться политика государства.
Реализация национального продукта и связанное с ней движение потоков товаров и услуг вызывают необходимость нахождения в обороте массы обращающихся денег. Обращающаяся масса денег постоянно находится в обороте в форме наличных и безналичных движений денежных средств (включая перечисления средств, связанных с кредитными операциями).
При прогнозировании спроса на деньги учитывается соотношение количества денег с ВВП.
На величину предложения денег оказывают влияние изменение денежной базы (наличных денег и депозитов), соотношение между массой наличных денег и вкладами до востребования, а также изменение норм резервных денег для банков.
Платежный баланс характеризует экономические связи государства с внешним миром. Общую схему платежного баланса можно представить в следующем виде.
Схема платежного баланса
1. Текущий счет 2. Капитальный и финансовый
счет:
а) Торговый баланс а) капитальный счет
1. Экспорт б) финансовый счет
2. Импорт 1. Прямые инвестиции (сальдо)
б) Услуги: 2. Другие инвестиции (сальдо)
1) оказанные 3. Общий баланс
2) полученные 4. Финансирование:
в) Доход, сальдо а) чистые резервные активы
г) Текущие трансферты, сальдо б) исключительное финансиро-
вание
При прогнозировании платежного баланса особое значение прида
ется прогнозированию экспорта и импорта. В мировой практике ши
роко используются методы экстраполяции, методы экспертных оце
нок и многофакторные модели у — f(xv х2, х3 хп). Среди важней
ших факторов, влияющих на объем экспорта, следует выделить:
спрос на экспортируемую продукцию (услуги), цены мирового рынка
и внутренние, затраты, валютный курс, возможности производства.
На объем импорта оказывают влияние потребности в импортируемой продукции, соотношение мировых и внутренних цен, валютный курс.
Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. Спрос и предложение валюты зависит от объемов импорта и экспорта.