Тема 4 Прогнозирование и государственное регулирование цен

Ценаявляется экономической категорией, которая представляет собой денежное выражение стоимости товара. Однако в любом товарном производстве цена отклоняется от стоимости.

На макроуровне цена формирует структуру экономики страны, а также сигнализирует о возникших диспропорциях. На микроуровне цена является регулятором производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия.

Исходя из экономических особенностей продукции и характера её обращения, цены подразделяются на оптовые, закупочные, цены на продукцию строительства, розничные цены и тарифы на услуги.

Главные элементы цены: издержки производства и обращения, прибыль, налоги и отчисления, оптовые и торговые надбавки и скидки. Набор и удельный вес элементов в структуре цены зависит от её вида.

По способу установления цены подразделяются на свободные (договорные) и регулируемые. Ценовая политика должна базироваться на гибком сочетании формирования свободных цен и их частичного государственного регулирования. Государственное регулирование цен осуществляется для того, чтобы не допустить монополизма производителей, резкого роста цен на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, товары первой необходимости, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение научно-технического прогресса. Во многих странах создана правовая основа государственного регулирования цен в виде законов, указов, постановлений. Меры воздействия на производителей со стороны государства применяются как прямые (правила ценообразования), так и косвенные (налогообложение, оплата труда, др.). Доля контролируемых цен на продукцию и услуги в разных странах колеблется от 10 % до 30 %.

При прогнозировании цен применяются разнообразные методы:

Методы экспертных оценок: интервью, анкетирование, «комиссий», «мозговой атаки», «Дельфи»» и др.

Параметрические методы прогнозирования. Параметрический ряд – это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет сходное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств. Основу данных методов составляют количественные зависимости между ценами и основными потребительскими свойствами продукции (уровнем качества изделий в пределах параметрического ряда).

Балловый метод целесообразно применять в тех случаях, когда цена зависит от многих параметров, характеризующих качество изделия, которые не поддаются количественному соизмерению (дизайн, удобство, цвет, вкус, запах, модность и др.). На основе экспертных оценок каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых носит своего рода интегральную оценку технико-экономического уровня изделия. Средняя стоимостная оценка одного балла рассчитывается путем деления цены базового изделия-эталона на сумму его баллов. Ориентировочная цена нового изделия определяется умножением суммы баллов по новому изделию на стоимостную оценку одного балла изделия-эталона.

Индексный метод прогнозирования себестоимости (цены) продукции применяется в условиях возможного роста цен на энергоносители, сырьевые ресурсы, инфляции. Индекс цен – показатель, отражающий движение цен, выражается в процентах. Рассчитывают индексы потребительских цен, оптовых цен, дефлятор ВВП. Изменение себестоимости (цены) продукции в прогнозном периоде определяется на основе данных о структуре затрат по элементам и индексов изменения отдельных затрат.

Метод определения цены на основе издержек производства позволяет определить предел цены, ниже которого предприятие может устанавливать цену только в исключительных случаях и на определенный срок (удержание доли рынка, реализация стратегии проникновения на рынок). По данному методу прибыль в цене определяется по средней сложившейся на предприятии рентабельности продукции или по установленному нормативу рентабельности.

Метод формирования цены с учетом спроса на товар. Уровень цены на товар ставится в зависимость от изменения спроса на него. При определении цен на основе спроса производственные затраты рассматриваются лишь как ограничительный фактор, который показывает, может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью или нет.

Метод прогнозирования цены, исходя исключительно из конкуренции, используется на тех рынках, где продаются однородные товары. Цены устанавливаются чуть выше или чуть ниже уровня цен на товары ближайшего или крупнейшего конкурента.

Метод формирования цен с ориентацией на издержки, спрос и конкуренцию предполагает проработку различных комбинаций «цена – объем продаж» с учетом конкурентных факторов. Выбирается та комбинация, которая обеспечивает максимальную прибыль и вписывается в систему рыночных цен.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность цен? Какие они бывают?

2. Выберите правильный ответ. Каковы главные элементы потребительских цен: а) издержки производства и обращения; б) коммерческие расходы; в) прибыль; г) налоги; д) оптовые и торговые надбавки и скидки; е) все ответы верны.

3. Выберите правильный ответ. На чем должна базироваться ценовая политика при переходе к рыночным отношениям: а) свободном ценообразовании; б) установлении твердых цен на важнейшие виды средств производства и предметов потребления; в) гибком сочетании формирования свободных цен и их частичного государственного регулирования; г) изменении цен по решению правительства или ценообразующих органов; д) все ответы верны.

4. Какие методы используются государством при регулировании цен?

5. Выберите правильный ответ. С какой целью осуществляется государственное регулирование цен: а) чтобы не допустить монополизма производителей; б) для обеспечения доступности цен на социально значимые товары; в) для стимулирования обновления продукции; г) для увеличения объема производства; д) для снижения издержек; е) все ответы верны.

6. Какие методы применяются при прогнозировании цен?

7. В чем сущность индексного метода прогнозирования цен?

8. На чем базируется определение цен на продукцию балловым методом?

9. Что является основой параметрических методов прогнозирования цен?

10. Для каких целей используется метод определения цен на основе издержек производства?

11. Какую роль играют производственные затраты при определении цен с учетом спроса на товар?

12. В каких случаях цены на товары определяются производителями исходя исключительно из конкуренции?

13. В чем сущность метода формирования цен с ориентацией на издержки, спрос и конкуренцию?

14. Какие методы прогнозирования цен в наибольшей степени применяются в настоящее время в Республике Беларусь?

Задачи

1. Необходимо определить цену изделия, представляющего модификацию ранее производимого, методом структурной аналогии. Цена старого изделия 5 000 у.е., материальные затраты в цене составляют 3 000 у.е. При изготовлении модифицированного изделия материальные затраты будут равны 3 900 у.е.

2. Отпускная цена станка, принятого за базу для сравнения с новым, составляет 117 тыс. долларов, производительность этого станка 8 деталей в минуту. Производительность нового станка на 12 % выше старого. Определить отпускную цену нового станка методом удельной цены.

3. Исходная отпускная цена изделия равна 5 000 у.е. Заключен контракт на поставку продукции в течение трех лет. Прогнозный уровень инфляции по годам: первый год – 115 %, второй год – 110 %, третий год – 105 %, четвертый год – 103 %. При этих условиях необходимо рассчитать цену на изделие по годам индексным методом.

4. Определите цену новой модели автомобиля балловым методом. Цена базовой модели 9 500 у.е. Характеристики моделей приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Показатели Базовая модель (баллы) Новая модель (баллы) Вес показателя
Грузоподъемность 0,4
Расход топлива на 100 км Пробега     0,2
Проходимость 0,3
Мощность двигателя 0,1

5. *Определить цену на грузовой автомобиль X отечественного производства на основе его качественных характеристик, приняв за основу цену аналога Z, которая составляет 94 тыс. долларов. Данные для анализа представлены в таблице 4.2.

Таблица 4.2

Показатели Коэффициент весомости показателя Значение показателя
Анализируемый товар X Товар-аналог Z
Безопасность эксплуатации, балл   0,17    
Расход топлива, л/100 км пробега   0,2    
Грузоподъемность, т 0,11
Эргономические характеристики, балл   0,12    
Пробег до первого капитального ремонта, тыс.км   0,21    
Уровень вредных выбросов, мг/км пробега   …    

Определите размер необоснованной надбавки (скидки) к цене автомобиля X, если известно, что назначенная на него фирмой цена составляет 86 тыс. дол.

6. Заключен контракт на изготовление модифицированного станка. Базовая модель станка три года назад имела цену 150 000 у. е. Новый станок имеет дополнительное загрузочное устройство, себестоимость которого 2 000 у. е. Определите цену нового станка, если ежегодны1й индекс инфляции 112 %, НДС – 20 %, плановый уровень рентабельности – 15 %.

7. *Рассчитайте отпускную цену изделия в плановом периоде индексным методом при следующих условиях: норматив плановой рентабельности – 15 %, НДС – 20 %. В базисном периоде себестоимость изделия равна 20 000 у.е. Структура себестоимости: доля материальных затрат – 65 %, заработной платы с отчислениями – 17 %, амортизации – 8 %, прочих затрат – 10 %. В плановом периоде цены на сырье, материалы и топливно-энергетические ресурсы возрастут на 15 %, заработная плата с отчислениями на 20 %, амортизация возрастет на 10 %, прочие затраты повысятся на 7 %.

Темы рефератов

1. Характерные черты политики цен в условиях директивного планирования.

2. Особенности ценообразования в Республике Беларусь.

3. Зарубежный опыт прогнозирования и государственного регулирования цен (США, Франция, Швеция, Япония, Германия, Испания, Финляндия и др.).

Методические указания

При решении задач данной темы следует исходить из сущности цены, состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, знания методов прогнозирования цен.

Задачи 4 и 5 предполагают знание методики расчета цены балловым методом. Определяется средняя оценка одного балла базовой модели, затем, исходя из количества баллов новой модели автомобиля, определяется его цена.

При решении задачи 6 используется сочетание элементов индексного метода с определением цен на основе изделия-аналога.

Решение задачи 7 основано на расчете себестоимости изделия в плановом периоде, определении прибыли и цены в плановом периоде.

Наши рекомендации