Социальное партнерство в сфере труда
Трудовой кодекс Российской Федерации определяет социальное партнерство в сфере труда как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
К основным принципам социального партнерства относятся:
– равноправие сторон;
– уважение и учет интересов сторон;
– заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
– содействие государства в управлении и развитии социального партнерства на демократической основе;
– соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– полномочность представителей сторон;
– свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
– добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
– реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
– обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
– контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
– ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений
В Российской Федерации основы системы социального партнерства заложены Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Этим Указом было введено в практику ежегодное заключение на республиканском уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профессиональных союзов и предпринимателей. Также было признано целесообразным, начиная с 1991 года, заключать трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей).
Для заключения генерального соглашения, рассмотрения отраслевых тарифных соглашений и урегулирования трудовых споров (конфликтов) была образована Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
Социальное партнерство выражается в совместной деятельности субъектов трудовых отношений, в консультациях и сотрудничестве между наемными работниками (их, как правило, представляют профсоюзы) и работодателями на разных уровнях по поводу определения (установления) взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда. Социальное партнерство органично входит в систему основных принципов правового регулирования трудовых отношений и связанных с ними отношений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством
Каждая из сторон трудовых отношений может направить письменное требование другой стороне (выступить с инициативой) о заключении, изменении или дополнении коллективного договора (соглашения).
Система социального партнерства включает следующие уровни, устанавливающие основы регулирования отношений в сфере труда:
– федеральный уровень;
– межрегиональный уровень;
– региональный уровень;
– отраслевой уровень;
– территориальный уровень;
– локальный уровень.
Формы осуществления социального партнерства:
– коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
– взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства;
– участие работников, их представителей в управлении организацией;
– участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Представители работников в социальном партнерстве:
– профессиональные союзы и их объединения;
– иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
При отсутствии первичной профсоюзной организации, или в случае, когда профсоюзная организация объединяет менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов избранному представителю.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.
Профсоюзы имеют право:
– участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ;
– на паритетных началах участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также контролировать использование средств этих фондов, уставы (положения) которых утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами;
– организовывать и проводить оздоровительные мероприятия среди членов профсоюза и их семей; размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов;
– взаимодействовать с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта;
– выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации;
– иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией;
– бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам;
– обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
– пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями;
– быть учредителями средств массовой информации.
Профсоюзный комитет организации через уполномоченных по охране труда участвует в решении задач системы управления охраной труда:
– вносит предложения по улучшению работы системы;
– осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде, законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, за состоянием охраны труда;
– организует и проводит обучение уполномоченных и членов совместных комитетов по охране труда;
– оказывает необходимую консультационную помощь работникам по вопросам охраны труда, здоровья и окружающей природной среды;
– информирует работников о происшедших несчастных случаях и авариях, о мерах по их предупреждению.
Профсоюзный комитет также участвует:
– в работе комиссии по охране труда, в проведении административно-общественного контроля за состоянием охраны труда на всех уровнях, за выполнением мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением;
– в разработке нормативных документов, регламентирующих вопросы охраны труда;
– в расследовании несчастных случаев и аварий на производстве, анализе обстоятельств и причин аварий, производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
– в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных зданий и сооружений.
Деятельность уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов осуществляется в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. Уполномоченные по охране труда имеют право беспрепятственно контролировать соблюдение требований охраны труда, вносить обязательные для рассмотрения работодателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
В области охраны труда социальное партнерство выражается:
– в содействии общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
– совместном с профсоюзами расследовании несчастных случаев на производстве;
– координации деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и др. видов экономической и социальной деятельности;
– обеспечении согласованных действий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
На социальное партнерство в области охраны труда направлена работа Межведомственной комиссии по охране труда.
Одним из базовых документов для реализации единого трехстороннего подхода к решению, в том числе и проблем охраны труда, является Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации.
Это соглашение, принятое на 2014-2016 годы, представляет собой составную часть коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном и региональном уровне.