Следует различать изменение величины спроса и изменение самого спроса (Приложение 5)
Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Графически изменения объема спроса выражаются в "движении" по кривой спроса вниз или вверх. Например из точки А в точку В при увеличении цены объём спроса уменьшается.
Спрос меняется тогда, когда изменяются неценовые факторы. Изменение спроса выражается в "движении" всей кривой спроса, в её смещении вправо или влево. При смещении линии спроса вправо спрос возрастает (на рисунке линия D1 смещается до линии D2), при смещении влево – спрос уменьшается (на рисунке линия D1 смещается до линии D3). Например, если доходы растут, то при тех же ценах увеличивается величина спроса. В данном случае происходит сдвиг кривой спроса вправо-вверх. Если, к примеру, мода на курение растет, увеличивается спрос на сигареты. Кривая спроса сдвигается вправо-вверх.
Рисунок 4.2 Изменение спроса и изменение объёма спроса
Понятие предложения и величины предложения.
Закон предложения. Линия предложения.
Предложениемназывается готовность производителей предлагать к продаже определенные количества блага в зависимости от его цены.
Зависимость объема предложения от определяющих его факторов – функция предложения. Она имеет следующий вид: Qsa=f(Ра, С, K, Т, X, N,Е), где Qsa – объем предложения товара а; Ра – цена данного товара, С – цены на ресурсы (издержки),K – характер применяемой технологии; Т – налоги; X – природные условия; N – число продавцов данного товара; Е – прочие факторы.
Qsa=f(Ра) – прямая функция предложения – показывает зависимость величины предложения от цены данного товара
Различают ценовой фактор предложения и неценовые факторы.
Ценовой фактор – это цена определенного товара. Неценовые факторы – это все остальные, кроме цены данного товара (см. функцию предложения).
Предположим, что все неценовые факторы предложения заданы и не изменяются. Рассмотрим, как изменяется предложение в зависимости от цены данного товара.
Количество блага, которое продавцы готовы продать по определенной цене, называется объемом (величина) предложения.
При прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше величина предложения товара; чем ниже цена, тем величина предложения меньше – это закон предложения
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Функцию предложения можно представить тремя способами:
1 Способ: табличный;
2 Способ: графический;
3 Способ: математический
Табличный способ
Таблица 4.2 Таблица предложения
Цена, руб/шт | |||||||||
Объем предложения, штук в день |
Графический способ
На основе таблицы можно определить точки, которые соответствуют некоторому значению цены и объему предложения. В результате у нас получится кривая, которая называется кривой предложения.
Кривая предложения показывает, какое количество блага будет доставлено на рынок производителями при той или иной цене при прочих равных.
Рисунок 4.3 Линия предложения
Кривая предложения булочек имеет положительный наклон (повышается слева направо). Это значит, что увеличение цены вызывает увеличение предложения.
Предложение не может увеличиваться бесконечно. При достаточно высоких ценах (например, при цене 35 рублей) все производители товара выйдут на рынок, и будут производить максимальное количество, на которое они способны. Таким образом, существует максимальный объем предложения блага, который может появиться на рынке в течение заданного промежутка времени при данном количестве производителей этого блага
Также у предложения есть минимальный объем и нулевой объем: при падении цены ниже некоторого уровня (в данном случае это 5 рублей) последний продавец откажется от производства блага (он производил 200 ед. товара) и объем предложения упадет до нуля. Данная цена называется минимальной ценой предложения.