Тема 1 Сущность внешнеторговых операций
1. Понятие внешнеторговой операции
2. Характерные черты внешнеторговых операций
3. Классификация внешнеторговых операций
1. Понятие внешнеторговой операции
Внешняя торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражает их взаимную экономическую зависимость. Под термином «внешняя торговля» понимается также торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза и оплачиваемого вывоза.
Внешняя торговля строится на внешнеторговых сделках, которыми называют действия, направленные на установление, изменение и прекращение правовых отношений в области внешней торговли, имеющие своим содержанием ввоз или вывоз товаров или совершение платежных, транспортных, страховых операций. Обязательным признаком внешнеторговой сделки является заключение ее с иностранным контрагентом, находящимся за рубежом.
Внешнеторговая операция – это комплекс действий участников торгового процесса, представляющих разные страны, с целью осуществления торгового обмена.
Операция не будет считаться международной, если она проводится между сторонами разной государственной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории одного государства (например, между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, находящихся на территории одной страны). В то же время сделка признается международной, если она проведена между сторонами одной государственной принадлежности, если их хозяйственные (коммерческие) единицы находятся на территории разных государств.
Такое толкование операций, а следовательно, и порядок определения статуса контракта, содержится в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.) и в Новой Гаагской Конвенции о праве, применяемом к договорам международной купли-продажи 1985 г.
В комплекс действий предприятий при осуществлении внешнеторговых операций входит:
1) изучение конъюнктуры рынка интересующего контрагентов товара;
2) производство (испытание, модернизация, совершенствование);
3) реклама товара;
4) организация деятельности собственной сбытовой сети;
5) взаимодействие с торговыми посредниками;
6) разработка коммерческих предложений и запросов;
7) проведение переговоров;
8) заключение внешнеторговых контрактов и вспомогательных договоров
9) исполнение контракта (поставка товара, проведение расчетов). Участников торгового процесса должно быть не менее двух: продавец и покупатель. В качестве контрагентов могут выступать предприятия, физические лица-субъекты предпринимательской деятельности и государство в лице его правительства или иных государственных структур.
Основным регулятором внешнеэкономической деятельности контрагентов является внешнеторговый контракт, представляющий собой коммерческое соглашение между сторонами предметом которого может быть купля-продажа товара, выполнение подрядных работ, аренда, мена и т. д.
На этапах подготовки, подписания и исполнения основных контрактов предприятия, участвующие во внешнеэкономической деятельности, заключают значительное число вспомогательных договоров с консультационными фирмами, рекламными агентствами, посредниками, транспортными и экспедиторскими фирмами.
Они также осуществляют весь комплекс операций с таможенными и другими организациями, регулирующими внешнеэкономическую деятельность. Для исполнения одного основного контракта импортеры и экспортеры заключают порядка десяти-двадцати дополнительных договоров.
Изучение организационно-технического аспекта управления охватывает различные виды внешнеторговых операций с точки зрения субъектов и объектов этих операций, а также форм, методов, экономических рычагов и средств их реализации. Предприятиям и специализированным внешнеторговым организациям, осуществляющим деятельность на мировом рынке, приходится сталкиваться с принципиально различными субъектами управления, формами и методами торговли.
Эффективное использование экономического механизма международных торгово-экономических отношений требует:
• хорошего знания и умелого использования отечественными предприятиями, объединениями, внешнеторговыми организациями опыта проведения коммерческих операций зарубежными контрагентами;
• тщательной увязки основных и обеспечивающих операций;
• рационального использования преимуществ, вытекающих из развития производственных, торгово-экономических и научно-технических связей с зарубежными фирмами;
• умелого применения форм и методов международной торговли различными товарами и услугами.
Знание организационных основ международной торговли и применяемых зарубежными контрагентами форм и методов торговли представляется крайне важным и необходимым, поскольку отечественные предприятия, выступая на мировом рынке, должны использовать те же формы и методы торговли.