Взаимодействия и издержки в логистических цепях, каналах и сетях
Назовем логистической цепью множество ЗЛС, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических активностей и (или) издержек. Как правило, логистическая цепь заканчивается либо операцией складирования (хранения, перевалки груза), либо передачей прав собственности на товар.
Рассмотрим примеры логистических цепей. На рис.4 представлена ориентированная по материальному потоку логистическая цепь, включающая фирму-производителя ГП (одного наименования), потребителя (покупателя) и логистического посредника, в качестве которого выступает перевозчик — юридическое или физическое лицо, осуществляющее доставку товара покупателю. По существу приведенная на рис.4 логистическая цепь представляет собой цепь сбыта (прямой дистрибьюции) ГП фирмы-производителя. С позиций логистического менеджмента продавец, перевозчик и покупатель являются линейно связанными ЗЛС, генерирующими, преобразующими и поглощающими материальный и сопутствующие ему информационный и финансовый потоки. В рассматриваемой логистической цепи для реализации процедуры поставки (продажи) товара покупателю необходим набор определенных логистических активностей: получение и обработка информации о заказе, подготовка нужного количества ГП к перевозке, затаривание , погрузка,-перевозка, разгрузка, приемка ГП у покупателя, оформление товарно-транспортных документов, расчеты за перевозку и другие операции, передача прав собственности на товар покупателю (собственно продажа) и т.д. Каждой логистической активности соответствуют определенные издержки производителя. Если одни и те же логистические активности могут выполняться различными ЗЛС, например, операции погрузки, разгрузки, экспедирования в рассматриваемом примере могут осуществлять как производитель, так и перевозчик, то у логистического менеджера возникает задача выбора из нескольких возможных альтернатив закрепления логистических операций за ЗЛС. При одинаковом уровне качества или времени выполнения указанных операций логистический менеджер фирмы-производителя товара решает поставленную задачу путем прямого сравнения цен перевозчика и собственных затрат на эти услуги по критерию минимума общих издержек.
Рис. 4
В рассматриваемой схеме может возникнуть еще одна задача логистического менеджмента — задача выбора перевозчика. Действительно, если на рынке транспортных услуг функционируют несколько перевозчиков (транспортных фирм), способных осуществить доставку требуемого количества товара покупателю, то логистический менеджер должен решить проблему выбора, сопоставляя тарифы транспортных фирм на собственно перевозку, экспедирование и другие операции, из которых складывается ключевая логистическая активность — транспортировка. Кроме того, логистический менеджер, исходя из цели наиболее полного удовлетворения потребителя в качестве товара и сервиса, должен при выборе перевозчика учитывать качество предлагаемых транспортными фирмами услуг: обеспечение требуемого времени доставки, сохранности груза и т.п. Таким образом, проблема выбора перевозчика становится оптимизационной и, как правило, многокритериальной.
Логистические цепи в этой же схеме, ориентированные по информационным и финансовым потокам, связанным с материальным, могут в принципе отличаться от цепи, представленной на рис.. Предположим, что заказ покупателя на товар поступает продавцу через торгового (информационного) посредника, а расчеты фирмы-производителя за услуги логистических посредников и оплата товара производятся через банк. Тогда по информационным и финансовым потокам логистическая структура приобретает вид, представленный на рис.5. В схеме (рис. 5) появились два новых звена: торговый (информационный) посредник (ЗЛС4) и банк (ЗЛС5), а взаимосвязи по финансовым потокам показаны в предположении, что логистические партнеры (ЗЛС1-ЗЛС4) обслуживаются одним банком. Здесь необходимо сделать одно важное, на наш взгляд, замечание. Учитывая, что большинство торговых сделок и расчетов за товары и услуги выполняется в настоящее время безналичным способом через банки, то финансовые потоки, показанные на рис. 5, являются по существу информационными, так как не связаны с физическим перемещением наличных денег. Тем не менее мы здесь и в дальнейшем будем считать их финансовыми, учитывая, что подобная информация отражает движение денег на расчетных счетах ЗЛС.
Рис. 5
Построение и исследование логистических цепей по информационным и финансовым потокам имеет большое практическое значение, так как в современном бизнесе отсутствует изоморфность между материальными и сопутствующими им потоками. Это проявляется в несовпадении (несинхронности) движения МР, ГП и относящимся к ним потоков информации и денежных средств. Например, информация о том, что товар отгружен и находится в пути, приходит покупателю гораздо раньше, чем сам товар. Процесс купли-продажи товаров и логистических услуг обычно оторван во времени от момента получения товара или услуги (например, при предоплате). Кроме несовпадения по времени исследуемые потоки разорваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникающие из-за неизоморфности потоков, значительно осложняют принятие эффективных логистических решений, требуют постоянного внимания персонала логистического менеджмента.
Информационные и финансовые потоки в рассматриваемом примере связаны с определенными логистическими активностями, расшифровка которых приведена в таблице 1:
Таблица 1