Социально-экономическое значение качества продукции
Служеиье муз не терпит суеты. А. С. Пушки н
Становлению современных представлений об управлении качеством продукции предшествовали осмысление отечественного и зарубежного опыта планомерного формирования и повышения качества продукции. Первоначально основное внимание было сосредоточено на выяснении сущности понятия "качество продукции" и разработке количественных методов его оценки. Задача осложнялась многообразием проявлений содержания данной категории, которые включают технические, экономические, социальные аспекты. Этой многоаспектпостыо можно объяснить тот факт, что понятие "качество продукции" используется во многих науках и областях деятельности: философии, экономики, социологии, правоведении, технике и др.
Качество, как философская категория, впервые была подвергнута анализу Аристотелем (3 век до н. э.). Аристотель выделил общее понятие качества, рассмотрел его основные значения, определил категорийный характер понятия и место среди других категорий. Под качеством как категорией Аристотель понимал определенный род или класс понятий. "Качеством я называю то, благодаря нему предметы называются такими-то ".
Затем ее подробно исследовал Гегель. В ею определении: "Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество ".
Динамика развития понятий качества приведена в табл. I.
Таблица 1
Динамика развития понятия качества
Автор | Формулировка определения качества |
Аристотель (III в. дон. э.) | Различие между предметами. Дифференциация по признаку "хороший — плохой". |
Гегель (XIX в. н. э.) | Качество есть и первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. |
Китайская версия | Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов: "равновесие" и "деньги" (качество = равновесие + деньги). Качество тождественно понятиям "высококлассный", "дорогой". |
Шухарт(1931г.) | Качество имеет два аспекта: — объективные физические характеристики; — субъективная сторона: насколько вещь хороша. |
Технический словарь для работников тяжелой промышленности СССР (1939 г.) | Качество продукции — совокупность признаков и свойств изделий, соответствующих его назначению и определяющих степень его пригодности для нормальной эксплуатации. |
ИсикаваК. (1950 г.) | Качество — свойство, реально удовлетворяющее потребителей. |
Окончание табл. 1
Автор | Формулировка определения качества |
ДжуранДж.(1979г.) | Качество — пригодность для использования (соответствие назначению). Качество — степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям). |
ГОСТ 15467-79 | Качество продукции — совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. |
Международный стандарт И СО 8402-86 | Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обоснованные или предполагаемые потребности. |
Международный стандарт ИСО 8402-94 | Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. |
Государственный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 | Качество — степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. Характеристика — отличительное свойство. Требование — потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. |
Современное философское толкование "качества" связано с категориями качества и меры. Те или иные количественные изменения имеют свой предел, свою границу, выход за которую ведет к установлению нового соотношения количества и качества.
Качество неотделимо от реального существования самого предмета и проявляется при сравнении его с другими предметами. С учетом современных представлений можно дать следующую формулировку качеству как философской категории: Качествоесть объективная, существенная, относительно устойчивая внутренняя определенность целостности предметов и явлений, а также специфических групп предметов, коллективов, систем, абстрактных представлений.
Свойства продукции составляют ее объективные особенности, проявляющиеся при создании, эксплуатации или потреблении. Термин "эксплуатация" применяется для продукции, расходующей свой ресурс, а "потребление" — для продукции, которая при использовании расходуется сама.
Два ведущих признака качества продукции:
1. Качество продукции должно соответствовать структуре и динамике общественных потребностей. Только в этом случае потребности удовлетворяются с наименьшими затратами.
2. Качество продукции имеет некоторое оптимальное значение. При низком качестве продукции необходимо увеличивать ее выпуск, выделять значительные средства на эксплуатационно-технические мероприятия и ремонт. Однако убыточно и завышение качества относительно потребностей общества, так как при этом высокие качественные показатели будут использоваться не в полной мерс.
Усиление связи между потреблением и производством в условиях рыночной экономики обуславливает необходимость выделения экономического закона приоритета потребителя в признании потребительных свойств продукта и затрат труда на его производство и потребление. Видный американский специалист по вопросам управления качеством Джеймс Харрингтон отмечал, что: "Потребители — это важнейшие фигуры в нашем деле. Не они зависят °*п нас, мы зависим от них. Мы не делаем им одолжения, предлагая с,зои услуги или товары, это они делают нам одолжение, покупая их. Потребители — это не голые цифры, это живые люди из плоти и кро-ви, с чувствами и эмоциями, как и мы с вами. Потребители — это
источник существования нашего бизнеса, без них нам пришлось бы закрыть свои предприятия. Потребители заслуживают самого вежливого и внимательного отношения с нашей стороны ".
Приоритет потребителя в оценке потребительских свойств продукта и затрат труда на его производство формулируется как правило: Общественное признание полезности продукта труда, т. е. его потребительной стоимости, равно как и затрат труда на ее производство и потребление, осуществляется в конечном итоге непосредственными потребителями этой продукции.
В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает более полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводительные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспорт, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировом рынке.
Повышение качества продукции как фактор роста производительности труда проявляется в сокращении количества продукции, необходимой для удовлетворения общественных потребностей. Чем выше качество продукции, тем эффективнее и производительнее весь общественный труд, тем лучше удовлетворяются общественные потребности. Поэтому центральным звеном экономической политики и практической работы становится повышение качества продукции.
Продукция должна воплощать в себе последние достижения научной мысли, соответствовать высоким технико-экономическим, эстетическим и другим потребительским требованиям, быть конкурентоспособной на мировом рынке. Такая постановка задачи ориентирована на наращивание темпов экономики, рост производительности совокупного труда, увеличение национального богатства, расширение экспортных возможностей страны.
Известный специалист в области управления качеством продукции профессор токийского университета Каору Исикаваутверж-
дает, что: — "Качество должно быть заложено в каждый проект, в каждый процесс... Суть комплексного управления качеством состоит в управлении качеством при разработке новых видов продукции.... В настоящее время многие японские изделия считаются изделиями высочайшего качества в мире. Этому способствуют эффективные программы обеспечения качества, осуществляемые на стадии разработки продукции ".
Японские фирмы три четверти своих усилий по обеспечению качества продукции предусматривают на стадии разработки и постановки изделий на производство, на этапах схемных и конструктивных решений, проектирования, отработки образцов, их испытаний и доводки, отладки технологии производства. Как свидетельствует опыт, это наиболее рациональный и экономически эффективный подход, так как доводка продукции в процессе ее производства и эксплуатации обходится значительно дороже и увеличивает сроки улучшения технико-экономических показателей выпускаемой продукции. Профессор К. Исикава утверждает, что "если обеспечение качества не будет осуществляться должным образом на этапе разработки новых видов продукции, нельзя будет добиться и реального обеспечения качества".
Разработчик продукции должен оказывать изготовителю помощь при освоении разработанной им продукции, осуществлять в процессе производства авторский надзор за ее качеством и давать рекомендации по обеспечению качества продукции в процессе освоения ее производства.
Для выпуска высококачественной продукции изготовитель должен осуществить выбор и внедрить в производство наиболее прогрессивные технологии, в которых использованы новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и техники, обеспечить максимальную точность и стабильность технологических процессов.
Решение проблемы качества является обязанностью каждого работника фирмы, всех руководителей, специалистов данной фирмы. Они должны нести полную ответственность за свою продукцию, конкурентоспособность ее на мировом рынке.