Социально-экономическое значение качества продукции

Служеиье муз не терпит суеты. А. С. Пушки н

Становлению современных представлений об управлении каче­ством продукции предшествовали осмысление отечественного и зарубежного опыта планомерного формирования и повышения качества продукции. Первоначально основное внимание было со­средоточено на выяснении сущности понятия "качество продук­ции" и разработке количественных методов его оценки. Задача осложнялась многообразием проявлений содержания данной ка­тегории, которые включают технические, экономические, соци­альные аспекты. Этой многоаспектпостыо можно объяснить тот факт, что понятие "качество продукции" используется во многих науках и областях деятельности: философии, экономики, социо­логии, правоведении, технике и др.

Качество, как философская категория, впервые была подвер­гнута анализу Аристотелем (3 век до н. э.). Аристотель выделил общее понятие качества, рассмотрел его основные значения, определил категорийный характер понятия и место среди других категорий. Под качеством как категорией Аристотель понимал определенный род или класс понятий. "Качеством я называю то, благодаря нему предметы называются такими-то ".

Затем ее подробно исследовал Гегель. В ею определении: "Ка­чество есть в первую очередь тождественная с бытием определен­ность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество ".

Динамика развития понятий качества приведена в табл. I.

Таблица 1

Динамика развития понятия качества

Автор Формулировка определения качества
Аристотель (III в. дон. э.) Различие между предметами. Дифференциация по признаку "хороший — плохой".
Гегель (XIX в. н. э.) Качество есть и первую очередь тождествен­ная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество.
Китайская версия Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов: "равновесие" и "деньги" (качество = равновесие + деньги). Качество тождественно понятиям "высококлассный", "дорогой".
Шухарт(1931г.) Качество имеет два аспекта: — объективные физические характеристики; — субъективная сторона: насколько вещь хороша.
Технический словарь для работников тяжелой промышленности СССР (1939 г.) Качество продукции — совокупность при­знаков и свойств изделий, соответствующих его назначению и определяющих степень его пригодности для нормальной эксплуатации.
ИсикаваК. (1950 г.) Качество — свойство, реально удовлетво­ряющее потребителей.






Социально-экономическое значение качества продукции - student2.ru Социально-экономическое значение качества продукции - student2.ru Окончание табл. 1

Автор Формулировка определения качества
ДжуранДж.(1979г.) Качество — пригодность для использования (соответствие назначению). Качество — степень удовлетворения потре­бителя (для реализации качества производи­тель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям).
ГОСТ 15467-79 Качество продукции — совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригод­ность удовлетворять определенные потреб­ности в соответствии с ее назначением.
Международный стандарт И СО 8402-86 Качество — совокупность свойств и характе­ристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обоснованные или предполагаемые потреб­ности.
Международный стандарт ИСО 8402-94 Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удо­влетворять установленные и предполагаемые потребности.
Государственный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Националь­ный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Качество — степень соответствия совокуп­ности присущих характеристик требованиям. Характеристика — отличительное свойство. Требование — потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Современное философское толкование "качества" связано с категориями качества и меры. Те или иные количественные из­менения имеют свой предел, свою границу, выход за которую ведет к установлению нового соотношения количества и качества.

Качество неотделимо от реального существования самого пред­мета и проявляется при сравнении его с другими предметами. С учетом современных представлений можно дать следующую формулировку качеству как философской категории: Качествоесть объективная, существенная, относительно устойчивая внутренняя определенность целостности предметов и явлений, а также специфи­ческих групп предметов, коллективов, систем, абстрактных пред­ставлений.

Свойства продукции составляют ее объективные особенности, проявляющиеся при создании, эксплуатации или потреблении. Термин "эксплуатация" применяется для продукции, расходующей свой ресурс, а "потребление" — для продукции, которая при ис­пользовании расходуется сама.

Два ведущих признака качества продукции:

1. Качество продукции должно соответствовать структуре и динамике общественных потребностей. Только в этом случае потребности удовлетворяются с наименьшими затратами.

2. Качество продукции имеет некоторое оптимальное значение. При низком качестве продукции необходимо увеличивать ее вы­пуск, выделять значительные средства на эксплуатационно-технические мероприятия и ремонт. Однако убыточно и завышение качества относительно потребностей общества, так как при этом высокие качественные показатели будут использоваться не в пол­ной мерс.

Усиление связи между потреблением и производством в усло­виях рыночной экономики обуславливает необходимость выделе­ния экономического закона приоритета потребителя в признании потребительных свойств продукта и затрат труда на его производ­ство и потребление. Видный американский специалист по вопро­сам управления качеством Джеймс Харрингтон отмечал, что: "По­требители — это важнейшие фигуры в нашем деле. Не они зависят °*п нас, мы зависим от них. Мы не делаем им одолжения, предлагая с,зои услуги или товары, это они делают нам одолжение, покупая их. Потребители — это не голые цифры, это живые люди из плоти и кро-ви, с чувствами и эмоциями, как и мы с вами. Потребители — это





источник существования нашего бизнеса, без них нам пришлось бы закрыть свои предприятия. Потребители заслуживают самого веж­ливого и внимательного отношения с нашей стороны ".

Приоритет потребителя в оценке потребительских свойств продукта и затрат труда на его производство формулируется как правило: Общественное признание полезности продукта труда, т. е. его потребительной стоимости, равно как и затрат труда на ее производство и потребление, осуществляется в конечном итоге не­посредственными потребителями этой продукции.

В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедре­ния в производство достижений науки и техники, обеспечивает более полное использование природных, производственных и тру­довых ресурсов, снижает непроизводительные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспорт, увели­чивает эффективность внешнеторговых операций, повышает ав­торитет страны на мировом рынке.

Повышение качества продукции как фактор роста произво­дительности труда проявляется в сокращении количества продук­ции, необходимой для удовлетворения общественных потребностей. Чем выше качество продукции, тем эффективнее и производитель­нее весь общественный труд, тем лучше удовлетворяются обще­ственные потребности. Поэтому центральным звеном экономиче­ской политики и практической работы становится повышение качества продукции.

Продукция должна воплощать в себе последние достижения научной мысли, соответствовать высоким технико-экономическим, эстетическим и другим потребительским требованиям, быть кон­курентоспособной на мировом рынке. Такая постановка задачи ориентирована на наращивание темпов экономики, рост произво­дительности совокупного труда, увеличение национального богат­ства, расширение экспортных возможностей страны.

Известный специалист в области управления качеством про­дукции профессор токийского университета Каору Исикаваутверж-

дает, что: — "Качество должно быть заложено в каждый проект, в каждый процесс... Суть комплексного управления качеством состо­ит в управлении качеством при разработке новых видов продукции.... В настоящее время многие японские изделия считаются изделиями высочайшего качества в мире. Этому способствуют эффективные программы обеспечения качества, осуществляемые на стадии разра­ботки продукции ".

Японские фирмы три четверти своих усилий по обеспечению качества продукции предусматривают на стадии разработки и по­становки изделий на производство, на этапах схемных и конструк­тивных решений, проектирования, отработки образцов, их ис­пытаний и доводки, отладки технологии производства. Как свидетельствует опыт, это наиболее рациональный и экономически эффективный подход, так как доводка продукции в процессе ее производства и эксплуатации обходится значительно дороже и увеличивает сроки улучшения технико-экономических показа­телей выпускаемой продукции. Профессор К. Исикава утвержда­ет, что "если обеспечение качества не будет осуществляться должным образом на этапе разработки новых видов продукции, нельзя будет добиться и реального обеспечения качества".

Разработчик продукции должен оказывать изготовителю по­мощь при освоении разработанной им продукции, осуществлять в процессе производства авторский надзор за ее качеством и давать рекомендации по обеспечению качества продукции в процессе освоения ее производства.

Для выпуска высококачественной продукции изготовитель должен осуществить выбор и внедрить в производство наиболее прогрессивные технологии, в которых использованы новейшие до­стижения отечественной и зарубежной науки и техники, обеспечить максимальную точность и стабильность технологических процессов.

Решение проблемы качества является обязанностью каждого работника фирмы, всех руководителей, специалистов данной фир­мы. Они должны нести полную ответственность за свою продук­цию, конкурентоспособность ее на мировом рынке.


Наши рекомендации