Цели, задачи и основные функции управления автомобильным транспортом
Выполнение стоящих перед АТП задач требует применения рациональной системы управления, обеспечивающей эффективное руководство коллективом работников, занятых на предприятии, и оперативное решение всей совокупности хозяйственных вопросов.
Управление производством является объективной необходимостью, вытекающей из самого характера производственно-хозяйственной системы любого предприятия. В этом смысле оно не зависит от вида собственности, организационно-правовой формы предприятия. В то же время каждая из существующих организационно-правовых форм может иметь свою структуру управления производством внутри предприятия.
Содержание процесса управления производством характеризуется его общими функциями, под которыми понимаются направления воздействия на управляемые объекты, — это планирование, организация, контроль, мотивация.
Планирование предполагает принятие решения о том, каким должно быть предприятие и что должны делать работники предприятия, чтобы достичь цели (целей). Это один из способов, с помощью которых руководство обеспечивает единое направление всех работающих на предприятии к ее достижению.
Организация — это создание определенной структуры производства и управления на предприятии, включающей подразделения, службы, отделы, связанные между собой.
Мотивация (стимулирование), т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.
Контроль как функция управления предполагает отслеживание хода выполнения принятых решений и своевременное принятие мер по устранению недостатков в работе.
Функции управления производством реализуются с помощью определенных методов, которые разделяются на административно-распорядительные, экономические, социально-психологические и правовые.
Административно-распорядительные методы предполагают прямое воздействие на волю исполнителей путем управленческих команд.
Экономические методы учитывают экономические интересы участников производства. К таким методам относятся, например, материальное стимулирование труда, применение штрафных санкций и т.д.
Социально-психологические методы предусматривают активное воздействие на сознание участников производства, регулирование взаимоотношений между членами коллектива, систематическую учебу кадров и др.
Правовые методы предполагают соблюдение хозяйствующими субъектами установленных и действующих в стране законов и законодательных норм.
Организационная структура управления предприятием предусматривает определенный состав, соподчиненность взаимосвязанных органов управления, выполняющих различные функции по управлению. Обоснованная, правильно выбранная организационная структура управления создает благоприятные условия для принятия оптимальных решений, повышения оперативности управления, усиления исполнительской дисциплины и улучшения показателей работы предприятия.
В условиях рыночной экономики выбор системы управления предприятием осуществляется его собственником с учетом специализации (назначения) предприятия, его устава, который, как уже указывалось, имеет свои особенности в зависимости от организационно-правовой формы предприятия. Собственник может сам выполнять функции руководителя, но может нанять для этого специалиста.
Следует отметить, что организационная структура в значительной мере зависит от размеров предприятий. На крупных предприятиях управлением занимаются исключительно профессиональные наемные менеджеры. Собственники предприятия являются, как правило, владельцами контрольного пакета акций и отделены от непосредственного участия в процессе производства. Для среднего предприятия характерно наличие наемных лиц, занимающихся умственным трудом (маркетолога, бухгалтера и т.д.). Владелец такого предприятия сам выполняет функции общего руководства фирмой, определяет стратегию ее развития, контролирует работу различных служб и ведет переговоры с клиентами. На малых предприятиях руководитель осуществляет непосредственное управление коллективом; он имеет прямой контакт со своими работниками, клиентами и другими субъектами рынка.
На крупных АТП организация управляющего воздействия на объект предполагает наличие и применение следующих типов структур управления: линейная; функциональная; штабная и др.
Прогнозирование и планирование деятельностью автотранспортного предприятия.
Прогнозирование и планирование являются важными составными частями всей системы управления в национальной экономике Российской Федерации. Без представления наиболее вероятностной картины будущего и определения путей, средств и действий для достижения намечаемых целей невозможно правильно разработать и обеспечить производственно-хозяйственную деятельность организации.
Прогнозирование и планирование представляют собой экономическую категорию, которую многие ученые формулируют как выработку целей и выбор наилучших способов их достижения.
Прогнозирование предшествует планированию, так как вначале формируется прогноз, предсказание, суждение о каком-либо явлении или предмете в будущем, а затем разрабатывается план, устанавливается порядок, последовательность осуществления определенных мероприятий по реализации намеченных программ и достижению поставленных целей. Прогнозирование и планирование — это два этапа процесса планирования.
Планирование и прогнозирование могут быть заменены обобщающим понятием «планирование» и рассмотрены с двух точек зрения: общеэкономической и управленческой.
Планирование важно и при командно-административной, и при рыночно-предпринимательской системах хозяйствования. После негативного отношения к нему в 1990-х гг. в российской экономике стали здраво, объективно воспринимать положительный опыт как внутрифирменного, так и общегосударственного планирования. Доказывать роль и значимость планирования в настоящее время нет необходимости. Более того, его широкое использование не отрицается, а приветствуется в любом рыночном государстве. В условиях постоянного изменения экономики, стохастического рынка, увеличивающейся конкуренции, повышающейся социальной ответственности организаций роль планирования расширяется. По меткому выражению Р.Акоффа, «лучше планировать для себя — неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими — неважно, насколько хорошо».
Общеэкономическая точка зрения позволяет взглянуть на планирование как на механизм, способный заменить взаимодействиерынка и цен. Рыночная экономика координирует действия участников общественного воспроизводства за счет цен, именно цены определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления. Закон спроса и предложения действует объективно, поэтому экономическая организация не имеет возможности его отменить или не учитывать его последствий. В этой связи организация представляет собой лишь ячейку всей экономической системы. Но внутри этой ячейки, в ее внутренней среде начинают превалировать субъективные факторы при принятии решений. Руководство осознанно определяет основные направления деятельности организации и ее структурных частей, устраняя стихийные рыночные отношения на внутреннем уровне. Таким образом, участники внутриорганизационной деятельности не имеют полной свободы действий, которая характерна для субъектов рыночных отношений.
С общеэкономических позиций то положение, что планирование как система волевых, сознательно принимаемых решений является оправданной и вытесняет рыночные отношения во внутренней среде организации, объясняется следующими основными причинами:
во-первых, ограниченность размеров экономической организации позволяет контролировать и регулировать все внутренние процессы;
во-вторых, становится возможным устранение издержек, которые могли бы быть, если внутри организации действия осуществлялись бы на основе купли-продажи;
в-третьих, сводятся к минимуму неопределенности внутриорганизационной деятельности и появляется возможность адаптации организации к изменениям внешней среды.
Планомерность в системе общественного воспроизводства, национальной экономике выходит за рамки отдельной организации и распространяется на национальные и международные объединения, деятельность государства и даже глобальные социально-экономические процессы. Ее сущность заключается в том, что люди осознано намечают свои цели и соизмеряют издержки с ресурсами. Планомерность развивается по мере развития самого общества, разделения и кооперации труда. Планирование свойственно всякой целенаправленной деятельности. Существуют объективные факторы, способствующие использованию планирования на всех уровнях макроэкономического управления:
неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую стабильность национальной экономики и преодолеть цикличность ее развития;
постоянный рост объема общественного потребления. Социально-значимое потребление продукции и услуг регулируется, как привило, государством, поэтому увеличивается доля совокупных ресурсов страны, направляемая для этих целей в обход рыночного механизма распределения;
увеличение размеров взаимодействия экономической деятельности человечества и окружающей среды, что вызывает нарушение экологического равновесия и рост отрицательных производственных эффектов;
возникновение сложных форм отношений хозяйствующих субъектов в результате интеграционных процессов;
наличие глобальных проблем современности, решение которых возможно лишь совместными усилиями всего мирового сообщества, что повышает роль долгосрочного и текущего планирования.
Управленческое понимание планирования является комплексным и сводится к тому, что эта важнейшая часть менеджмента может быть рассмотрена как самостоятельный процесс, вид деятельности, этап управленческого цикла, функция, метод и принцип управления и т.п.
На планирование можно взглянуть как на процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Любое планирование представляет собой оценку задачи, которую необходимо выполнить путем решения вопросов о том, какие ресурсы для этого необходимы и будут ли они доступны в нужное время и в тех количествах, которые потребуются. В современных организациях очень часто планирование используют лишь применительно к финансовым ресурсам. Финансы же являются хотя и важным, но только одним из объектов плановой деятельности. Для устойчивого и успешного функционирования АТО необходима разработка целой системы планов: производственных, сбытовых, снабженческих, инвестиционных и т. д.
Процесс управления следует рассматривать не только как акт единовременного целенаправленного воздействия, но и как цикличный процесс с повторяющимися элементами. Этот цикл интересен и с точки зрения состава. Функции и стадии управления как элементы процесса управления отражают его различные стороны. Функции выражают содержательную сторону процесса управления, а состав стадий характеризует пространственные границы, временные периоды и последовательность осуществления функций для каждого цикла управления. Все функции взаимно проникают друг в друга. Например, планирование организуется, контролируется, мотивируется и координируется; контроль — планируется, организуется, координируется и мотивируется и т. д.
Планирование и прогнозирование производственно-хозяйственной деятельности АТП требует четкой организации, т. е. создания системы рациональных скоординированных действий всех исполнителей в соответствии с поставленной целью.
Автотранспортные организации являются самостоятельными хозяйствующими единицами на автомобильном транспорте. Главная задача АТП заключается в полном и качественном удовлетворении потребностей национальной экономики и населения в автомобильных перевозках грузов и пассажиров и получении максимально возможной прибыли. Как субъекты производственно-хозяйственной деятельности, АТП должны обеспечивать собственное динамичное развитие, сопоставлять получаемые доходы и расходуемые средства, добиваться рационального использования ресурсов, создавать здоровый социальный климат в коллективе, бороться за экологическую безвредность своего функционирования.
Основным документом, регламентирующим вопросы управления АТП, является Устав, в котором указывается и закрепляется, кто является собственником, кто непосредственно осуществляет управление, виды деятельности, источники формирования и порядок использования финансовых средств, а также другие жизненно важные вопросы. Организации автомобильного транспорта самостоятельно устанавливают и утверждают структуру управления. Администрация с учетом мнения коллектива вырабатывает стратегию деятельности АТП по хозяйственным, производственным и социальным вопросам. Автотранспортная организация самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективный спрос на свои услуги. При планировании оцениваются различные варианты социально-экономического развития, последствия намечаемых мероприятий. Основой для разработки планов должны служить долгосрочные договоры с клиентурой и поставщиками материально-технических ресурсов. Ориентиром при планировании и выборе стратегии рыночного поведения для АТП служит максимальный рост прибыли, которая является одним из основных финансовых источников развития производства. Независимость АТП выражается в возможности самостоятельно распределять и использовать собственные средства, вступать в хозяйственно-правовые отношения с любыми официально оформленными субъектами, устанавливать тарифы на свои услуги и т.д. Конечно, вся деятельность АТП должна проходить в установленных законами рамках.