Типы ключевых факторов успеха
КФУ, зависящие от технологии
• качество проводимых научных исследований (особенно важно в фармацевтике, медицине, космической индустрии и других высокотехнологичных отраслях)
• возможность инноваций в производственном процессе
• возможность разработки новых товаров
• степень овладения существующими технологиями
КФУ, относящиеся к производству
• низкая себестоимость продукции (достижение экономии на масштабах производства и т.д.)
• качество продукции (снижение количества дефектов, уменьшение потребности в ремонте)
• высокая степень использования производственных мощностей (важно в капиталоемких отраслях)
• выгодное местонахождение предприятия, приводящее к экономии на затратах по транспортировке
• доступ к квалифицированной рабочей силе
• высокая производительность труда (важно для трудоемких отраслей)
• возможность изготовления большого количества моделей продукции разных размеров
• возможность выполнения заказов потребителей
КФУ, относящиеся к реализации продукции
• широкая сеть оптовых дистрибьюторов/дилеров
• широкий доступ/присутствие в точках розничной торговли
• наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании
• низкие расходы по реализации
• скорая доставка
КФУ, относящиеся к маркетингу
• высокая квалификация сотрудников отдела реализации
• доступная для клиентов система технической помощи при покупке и использовании продукции
• аккуратное исполнение заказов покупателей (небольшое количество ошибок и возвратов)
• разнообразие моделей/видов продукции
• искусство продаж
• привлекательный дизайн/упаковка
• гарантии для покупателей (важны при заказах по почте, реализации новых продуктов и т.д.)
КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам
• особый талант (очень важен при оказании профессиональных услуг)
• ноу-хау в области контроля за качеством
• компетентность в области дизайна (особенно важна в текстильной промышленности)
• степень овладения (знание) определенной технологией
• способность (умение) создавать эффективную рекламу
• способность быстро переводить новые товары из стадии разработки в промышленное производство
КФУ, связанные с организационными возможностями
• уровень информационных систем (особенно важен при осуществлении авиаперевозок, аренде автомашин, в индустрии кредитных карт, гостиничном деле и т.д.)
• способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию (хорошо отлаженный процесс принятия решений, требуется немного времени для вывода новых товаров на рынок)
• больший опыт и ноу-хау в области менеджмента
Прочие КФУ
•благоприятный имидж/репутация фирмы у покупателей
•общие низкие затраты (не только производственные)
•выгодное расположение (особенно важно для розничной торговли)
•приятные в общении, доброжелательные служащие
•доступ на финансовые рынки (особенно важен для молодых фирм, работающих в
рискованных или капиталоемких отраслях)
• наличие патентов
Завершающим шагом анализа отрасли и конкурентной ситуации является оценка ситуации в отрасли в целом и выработка суждений об относительной привлекательности или непривлекательности отрасли в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Если делается вывод, что данная отрасль является привлекательной, обычно берется на вооружение агрессивная стратегия роста и развития, предполагающая увеличение усилий на развитие продаж, осуществление инвестиций для улучшения производственных возможностей и обновления оборудования, что необходимо для укрепления конкурентных позиций фирмы в перспективе. Если отрасль и условия конкуренции в ней непривлекательны, то наиболее успешно действующие фирмы будут проявлять осторожность при инвестировании, а также предпринимать некоторые шаги по защите своей конкурентоспособности и прибыльности в перспективе, и возможно, приобретать более мелкие фирмы, если цена будет подходящей. Более слабые компании могут принять решение об уходе из отрасли или слиянии с конкурентами. Более сильные компании могут принять решение о диверсификации в более привлекательные сферы деятельности. Компании, не относящиеся к данной отрасли и рассматривающие вопрос о присоединении к ней, могут решить его отрицательно и начать поиск других возможностей.
При определении привлекательности той или иной отрасли важными являются следующие факторы:
• потенциал роста отрасли;
• благоприятное или неблагоприятное влияние на данную отрасль основных движущих сил;
• возможность прихода в отрасль (ухода из отрасли) крупных фирм (возможное появление новых фирм снижает привлекательность отрасли; уход с рынка крупной фирмы или нескольких мелких фирм предоставляет возможность для роста доли на рынке других фирм);
• стабильность спроса (зависимость спроса от времени года, экономического цикла, изменения вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов и т.д.);
• усиление или ослабление воздействия сил конкуренции;
• серьезность проблем, стоящих перед отраслью в целом;
• степень риска и неопределенности, связанных с будущим развитием отрасли;
• рост или снижение прибыльности отрасли как результат существующих условий конкуренции и движущих сил.
По общему положению, если в конкретной отрасли существует перспектива получения прибыли более высокой, чем в среднем по другим отраслям, то эту отрасль можно считать привлекательной.
Если уровень возможной прибыли ниже, чем в среднем по другим отраслям, то такая отрасль непривлекательна. Тем не менее будет ошибкой делить отрасли на привлекательные и непривлекательные в буквальном смысле.
Привлекательность относительна, а не абсолютна, и решения о тех или иных путях развития зависят от наблюдателя. Компании, "посторонние" для данной отрасли, могут, изучив ее среду, признать для себя нецелесообразным переход в нее; они могут найти более привлекательные с точки зрения прибыльности сферы деятельности. В то же время фирма, занимающая в этой отрасли выгодные позиции, может, изучив ту же информацию, прийти к заключению о том, что отрасль является привлекательной, так как сама фирма обладает достаточными ресурсами и конкурентными возможностями, чтобы воспользоваться уязвимостью более слабых конкурентов, завоевать большую долю рынка, обеспечить себе сильную позицию лидера и увеличивать быстрыми темпами рост доходов и прибыли. Таким образом, привлекательность отрасли всегда должна оцениваться с позиции конкретной фирмы. Отрасли, не привлекательные для компаний, не работающих в них, привлекательны для фирм самих этих отраслей. Среда отрасли, не привлекательная для слабых конкурентов, может быть притягательна для сильных.
Фирмы, занимающие хорошие позиции в не привлекательной по разным параметрам отрасли, могут при определенных обстоятельствах обеспечить себе необычно высокие прибыли.
В то время как фирмы, принимающие решение о переходе в какую-либо отрасль, могут рассматривать перечисленные факторы и учитывать ответы на первые шесть вопросов, ответы на которые помогут оценить привлекательность отрасли, компании, уже работающие в ней, должны принимать во внимание ряд дополнительных факторов:
• конкурентная позиция фирмы в отрасли и вероятное ее изменение — усиление или ослабление (явный лидер в малопреуспевающей отрасли может работать достаточно прибыльно);
• возможность фирмы пользоваться уязвимостью более слабых конкурентов (т.е. возможность превращать неблагоприятную ситуацию в отрасли в благоприятную ситуацию для отдельной компании);
• способность компании защищаться от влияния факторов, делающих отрасль малопривлекательной;
• степень влияния работы фирмы в данной отрасли на возможность достижения успеха в других отраслях, где у фирмы есть деловые интересы.