Особенности стратегического управления на транспорте

Управление транспортом, в том числе и водным, строится на основе общих закономерностей и по основным характеристикам не имеет принципиальных отличий от других отраслей и форм предпринимательства. В то же время у транспорта есть свои особенности. Здесь имеет место как производство продукции, так и оказание услуг, кроме того, необходимо учитывать особый характер потребления продукции и услуг транспорта. Транспортный рынок не похож на другие рынки, главным образом потому, что транспортной продукции не существует до ее предоставления. Процесс производства продукции совмещен с потреблением, продукцию невозможно накапливать традиционными способами. Это значительно затрудняет сравнение, оценку и весь процесс продвижения на рынок продукции транспорта.

Основные принципы стратегического управления на транспорте:

· сознательный и обоснованный выбор целей и стратегий развития;

· непрерывный поиск новых форм и видов деятельности с целью повышения конкурентоспособности;

· создание гибкой организационной структуры, обеспечивающей поиск наилучших условий функционирования и развития, а также адаптации к внешней среде;

· выработка стратегий с учетом уникальных возможностей предприятия;

· четкое разграничение вопросов стратегического и оперативного управления предприятием.

Общая схема стратегического управления представлена на рисунке 7.2.

Этап I. Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления. Данный этап создает базу как для определения миссии, стратегического видения и целей предприятия, так и для выработки стратегического плана. Анализ среды предполагает изучение двух ее частей: внешней и внутренней среды.

Анализ внешней среды включает изучение следующих ее компонентов: состояние экономики страны; правовое регулирование и управление; государственные и политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктура, а также конкуренты (как существующие, так и потенциальные), потребители продукции, поставщики всех видов потребляемых предприятием ресурсов. Анализ внешней среды позволяет выявить потенциальные возможности и угрозы.

 
  Особенности стратегического управления на транспорте - student2.ru

Рисунок 7.2 – Общая схема стратегического управления

На транспорт из факторов внешней среды наибольшее воздействие оказывают факторы с точки зрения частоты и силы их воздействия (экономические, политические, социальные, экологические и др.). При выборе стратегии и способов ее достижения руководитель транспортного предприятия может выбрать только тот путь развития, который не противоречит требованиям законодательства, принятым в обществе социальным и гражданским нормам. Влияние на бизнес может оказываться с разных сторон. Все большему количеству предприятий транспорта приходится учитывать общественные ценности и приоритеты. Транспорт, как известно, является крупным источником вредных выбросов в окружающую среду. Забота общества о сохранении природной среды выдвигает на первый план проблему повышения экологичности производственной деятельности.

Отличительной особенностью воздействия факторов макроокружения является то, что направленность воздействия может быть одинакова для всех предприятий данной отрасли, а сила воздействия определяется размерами предприятия. Как правило, чем крупнее предприятие, тем в большей зависимости оно находится от факторов макроокружения.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры предприятия (квалификация, интересы и т.п.); научные исследования и разработки; производство с точки зрения организационных, операционных и технико-технологических характеристик; финансы; маркетинг; организационная культура, т.е. ресурсный потенциал, которым располагает предприятие.

На транспорте одной из основных экономических характеристик является высокая капиталоемкость организации перевозки грузов и пассажиров. Высокая стоимость транспортных средств требует организации интенсивного их использования. Поэтому судоходным компаниям для снижения влияния высоких постоянных издержек на величину тарифа необходимо сокращать время стоянок судов по различным причинам, особенно в портах.

Рассматривая конкуренцию на транспорте, следует отметить, что рыночные условия хозяйствования требуют от предприятий больше согласованности, чем соперничества, в целях выполнения качественных показателей перевозки и снижения стоимости транспортной составляющей в конечной цене товара.

Этап II. Этап состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует серьезной и ответственной работы, заключающейся в определении:

1) миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение;

2) долгосрочных целей;

3) краткосрочных целей.

Хорошо сформулированная миссия, четкие и ясные цели необходимы для объединения усилий персонала, они должны вдохновлять и побуждать работников на успешное выполнение стратегии.

Этап III. На этом этапе выработки и выбора стратегии дается обобщенная оценка действия всех факторов внешней и внутренней среды предприятия, определяется позиция на рынке, выявляются ситуации и стратегические задачи и составляются возможные варианты их решения. Осуществление выбора стратегии фактически означает определение, каким образом будут достигаться стратегические цели и миссия.

Этап IV. Этот этап является основным звеном в стратегическом управлении, так именно успешное осуществление стратегии приводит к достижению поставленных целей.

Этап V. Контроль за ходом выполнения стратегии необходим, так как реализация стратегии занимает определенный временной период, за который могут произойти изменения в среде, требующие корректировки в стратегии.

Анализ деятельности фирм, успешно реализовавших свои стратегии, показывает, что они в своей деятельности следовали правилу, суть которого состоит в том, что для успешного внедрения стратегии надо добиться понимания сотрудниками ее целей, обеспечить неформальное вовлечение персонала в процесс выполнения решений, что требует хорошо организованной разъяснительной компании. Руководство же должно иметь план реализации стратегии в виде целевых установок, и своевременно обеспечить поступление всех необходимых ресурсов.

В условиях рыночной экономики государство должно обеспечить равные условия ценообразования для всех участников транспортного рынка.

Ценообразование на транспорте является более сложным процессом, чем в других отраслях экономики. Это объясняется многими причинами, одна из которых – многообразие видов транспортной продукции и услуг с учетом многих факторов: по видам отправок, по скорости перевозок, по типу подвижного состава, по дальности перевозок. В основе цены лежат издержки. Чем больше издержки того или иного предприятия превышают соответствующие издержки его конкурентов, тем более уязвимой становится позиция такого предприятия на рынке.

Одним из важнейших инструментов стратегического анализа издержек является цепочка ценностей, которая отражает набор взаимосвязанный направлений деятельности, выполняемых внутри предприятия. Раскладывая эти операции на стратегически связанные действия и направления деятельности, можно лучше понять как структуру затрат, так и определить их основные элементы. Издержки при выполнении каждого действия могут быть увеличены или сокращены под влиянием двух типов факторов: структурных (экономия на масштабах производства, технологические изменения, интенсивность капиталовложений) и исполнительных (позиция персонала и организационные возможности предприятия по обеспечению качества выполнения работ и услуг, степень использования существующих мощностей и др.).

Наши рекомендации