Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств АТП
В отличие от основных фондов оборотные фонды используются в процессе автотранспортного производства в натуральном виде и целиком потребляются в одном производственном цикле, полностью утрачивая или видоизменяя свою первоначальную форму (например, топливо расходуется полностью в процессе перевозок). Оборотные фонды представляют собой материально-технические ресурсы, потребляемые в процессе автотранспортной деятельности. При этом стоимость оборотных фондов в отличие от основных фондов переносится на себестоимость автотранспортной продукции одномоментно.
Для функционирования грузового автомобильного транспорта кроме материальных ресурсов необходимы денежные средства, так называемые фонды обращения. Совокупность оборотных фондов и фондов обращения называется оборотными средствами.
Особенности оборотных средств на грузовом автомобильном транспорте следующие:
• материалоемкость на автомобильном транспорте ниже, чем в других отраслях экономики;
• время кругооборота оборотных средств меньше, чем в промышленности;
• оборотные фонды участвуют в автотранспортном производстве не в виде сырья и полуфабрикатов;
• отсутствуют запасы готовой продукции (процессы создания и потребления автотранспортной продукции совмещены);
• запасные части в оборотных фондах имеют значительный удельный вес.
Для начала автотранспортной деятельности хозяйствующие субъекты кроме основных фондов должны иметь денежные средства для приобретения материальных ресурсов (топливо, смазочные материалы, запасные части и т.д.) и сформировать производственные запасы, расходуя которые создают автотранспортную продукцию — товар (осуществляют перевозки грузов и получают за предоставление услуг доходы — выручку от реализации).
Кругооборотом оборотных средств называется непрерывная смена одной формы оборотных средств на другую и последовательный переход их из сферы производства в сферу обращения и обратно.
Кругооборот оборотных средств в сфере автотранспортного производства имеет две фазы:
где Д, Д' — денежные средства соответственно для формирования производственных запасов (ПЗ) оборотных фондов и выручка от перевозок грузов (доходы).
/В промышленности кругооборот оборотных средств более длительный по времени за счет отделения стадии создания продукции от стадии потребления готовой продукции; на автомобильном транспорте эти стадии совмещены в одну.
Оборотные фонды являются частью оборотных средств и по своему функциональному назначению подразделяются на следующие категории:
• производственные запасы (основная категория), предназначенные для обеспечения бесперебойной работы грузового автомобильного парка и всего автотранспортного производства;
• незавершенное производство (в прямом понимании на автомобильном транспорте отсутствует) — незаконченные работы по капитальному ремонту подвижного состава, зданий, сооружений, оплата труда, выплаченная до 31 декабря текущего года;
• расходы будущих периодов — средства, оплаченные в текущем году за работы будущего периода (аренда, научно-исследовательские работы, подписка на издания и т.п.), но переносимые на себестоимость автотранспортной продукции следующего года.
Структура производственных запасов автотранспортного производства (экспертная оценка) имеет следующий вид:
1) топливо — 5 %;
2) автомобильные шины (кроме установленных на автомобили) — 5%;
3) запасные части и оборотные агрегаты — 40 %;
4) материалы для эксплуатации и ремонта основных фондов — 19%;
5) малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (инструмент, инвентарь и т.п.) — 31 %.
Другая часть оборотных средств — фонды обращения — это денежные средства на расчетном и текущих счетах предприятия, в банке, кассе, ценных бумагах (акции, облигации и др.), аккредитивах, дебиторская задолженность (задолженность клиентов за выполненные перевозки или другие услуги), но основная часть фондов — это денежные средства в расчетных документах.
Оборотные средства для осуществления автотранспортного производства подразделяются (по источникам финансирования) на собственные и заемные.
Собственные оборотные средства предназначены для покрытия минимальной потребности по созданию производственных запасов и обеспечению бесперебойной работы автотранспортной организации. Источниками собственных оборотных средств являются уставной капитал, прибыль, а также добавочный и резервный капитал.
Уставной капитал представляет собой денежный вклад учредителей в имущество предприятия при его создании.
Прибыль (чистая) как финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта может быть использована как источник средств для пополнения собственных оборотных средств при изменении объемов работ.
Добавочный капитал образуется за счет переоценки основных фондов, безвозмездного поступления различных активов от юридических и физических лиц, а также за счет продажи собственных ценных бумаг (акций).
Резервный капитал образуется за счет чистой прибыли хозяйствующего субъекта и предназначен для покрытия непредвиденных потерь, в том числе по оборотным средствам.
Важным внутренним источником оборотных средств являются устойчивые пассивы: минимальная переходящая задолженность по заработной плате работникам и служащим, задолженность поставщикам материально-технических ресурсов и др.
Заемные средства при необходимости предоставляются хозяйствующим объектам временно в форме краткосрочного кредита банка или другого кредитного учреждения. Привлечение краткосрочных кредитов в условиях рыночной экономики обусловлено:
необходимостью оплаты поставок материальных ресурсов при формировании нормативного уровня производственных запасов;
из-за временного лага (периода) предоставления и оплаты расчетных документов (на срок оборота расчетных документов);
из-за просроченной дебиторской задолженности.
Оборотные средства проходят три стадии:
-заготовительная - закупка;
-производственная;
-сбытовая – реализация товаров (на АТП отсутствует).