Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств АТП

Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств АТП - student2.ru В отличие от основных фондов оборотные фонды используются в процессе автотранспортного производства в натуральном виде и це­ликом потребляются в одном производственном цикле, полностью утрачивая или видоизменяя свою первоначальную форму (напри­мер, топливо расходуется полностью в процессе перевозок). Оборот­ные фонды представляют собой материально-технические ресурсы, потребляемые в процессе автотранспортной деятельности. При этом стоимость оборотных фондов в отличие от основных фондов перено­сится на себестоимость автотранспортной продукции одномоментно.

Для функционирования грузового автомобильного транспорта кроме материальных ресурсов необходимы денежные средства, так называемые фонды обращения. Совокупность оборотных фондов и фондов обращения называется оборотными средствами.

Особенности оборотных средств на грузовом автомобильном транспорте следующие:

• материалоемкость на автомобильном транспорте ниже, чем в других отраслях экономики;

• время кругооборота оборотных средств меньше, чем в промышленности;

• оборотные фонды участвуют в автотранспортном производстве не в виде сырья и полуфабрикатов;

• отсутствуют запасы готовой продукции (процессы создания и потребления автотранспортной продукции совмещены);

• запасные части в оборотных фондах имеют значительный удельный вес.

Для начала автотранспортной деятельности хозяйствующие субъекты кроме основных фондов должны иметь денежные сред­ства для приобретения материальных ресурсов (топливо, смазоч­ные материалы, запасные части и т.д.) и сформировать произ­водственные запасы, расходуя которые создают автотранспортную продукцию — товар (осуществляют перевозки грузов и полу­чают за предоставление услуг доходы — выручку от реализации).

Кругооборотом оборотных средств называется непрерывная смена одной формы оборотных средств на другую и последовательный переход их из сферы производства в сферу обращения и обратно.

Кругооборот оборотных средств в сфере автотранспортного производства имеет две фазы:

Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств АТП - student2.ru где Д, Д' — денежные средства соответственно для формирования производственных запасов (ПЗ) оборотных фондов и выручка от перевозок грузов (доходы).

/В промышленности кругооборот оборотных средств более длительный по времени за счет отделения стадии создания продук­ции от стадии потребления готовой продукции; на автомобиль­ном транспорте эти стадии совмещены в одну.

Оборотные фонды являются частью оборотных средств и по сво­ему функциональному назначению подразделяются на следующие категории:

• производственные запасы (основная категория), предназна­ченные для обеспечения бесперебойной работы грузового авто­мобильного парка и всего автотранспортного производства;

• незавершенное производство (в прямом понимании на авто­мобильном транспорте отсутствует) — незаконченные работы по капитальному ремонту подвижного состава, зданий, сооружений, оплата труда, выплаченная до 31 декабря текущего года;

• расходы будущих периодов — средства, оплаченные в теку­щем году за работы будущего периода (аренда, научно-исследова­тельские работы, подписка на издания и т.п.), но переносимые на себестоимость автотранспортной продукции следующего года.

Структура производственных запасов автотранспортного про­изводства (экспертная оценка) имеет следующий вид:

1) топливо — 5 %;

2) автомобильные шины (кроме установленных на автомобили) — 5%;

3) запасные части и оборотные агрегаты — 40 %;

4) материалы для эксплуатации и ремонта основных фондов — 19%;

5) малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (инстру­мент, инвентарь и т.п.) — 31 %.

Другая часть оборотных средств — фонды обращения — это де­нежные средства на расчетном и текущих счетах предприятия, в банке, кассе, ценных бумагах (акции, облигации и др.), аккреди­тивах, дебиторская задолженность (задолженность клиентов за выполненные перевозки или другие услуги), но основная часть фондов — это денежные средства в расчетных документах.

Оборотные средства для осуществления автотранспортного производства подразделяются (по источникам финансирования) на собственные и заемные.

Собственные оборотные средства предназначены для покрытия минимальной потребности по созданию производственных запа­сов и обеспечению бесперебойной работы автотранспортной орга­низации. Источниками собственных оборотных средств являются уставной капитал, прибыль, а также добавочный и резервный капитал.

Уставной капитал представляет собой денежный вклад учредителей в имущество предприятия при его создании.

Прибыль (чистая) как финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта может быть использована как источник средств для пополнения собственных оборотных средств при из­менении объемов работ.

Добавочный капитал образуется за счет переоценки основных фондов, безвозмездного поступления различных активов от юри­дических и физических лиц, а также за счет продажи собственных ценных бумаг (акций).

Резервный капитал образуется за счет чистой прибыли хозяй­ствующего субъекта и предназначен для покрытия непредвиден­ных потерь, в том числе по оборотным средствам.

Важным внутренним источником оборотных средств являются устойчивые пассивы: минимальная переходящая задолженность по заработной плате работникам и служащим, задолженность по­ставщикам материально-технических ресурсов и др.

Заемные средства при необходимости предоставляются хозяй­ствующим объектам временно в форме краткосрочного кредита банка или другого кредитного учреждения. Привлечение кратко­срочных кредитов в условиях рыночной экономики обусловлено:

необходимостью оплаты поставок материальных ресурсов при формировании нормативного уровня производственных запасов;

из-за временного лага (периода) предоставления и оплаты рас­четных документов (на срок оборота расчетных документов);

из-за просроченной дебиторской задолженности.

Оборотные средства проходят три стадии:

-заготовительная - закупка;

-производственная;

-сбытовая – реализация товаров (на АТП отсутствует).

Наши рекомендации