Общественные товары: понятие, виды, особенности. Роль государства в рыночной экономике
Для проведения классификации экономических благ необходимо определить критерии их разграничения — разумеется, в зависимости от особенностей классифицируемых таким образом объектов микроэкономического анализа.
Первым таким критерием является конкурентность (соперничество)различных сравниваемых благ в потреблении. Конкурентными (соперничающими) в потреблении блага будут в том случае, когда получение вы-год от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом. Неконкурентными же в потреблении являются такие блага, получение выгод от потребления которых данным экономическим субъектом содержит в себе возможность для других экономических субъектов получения от подобного блага таких же выгод в том же самом отношении.
Например, если один потребитель не даст другому яблоко, а будет есть его сам, то второй потребитель сможет (если, конечно, захочет) получать удовольствие от вида данного румяного плода, может быть, его запаха — но это не будет означать неконкурентности данного яблока: ведь все указанные выгоды в потреблении могут быть получены только в другом отношении, а не в отношении вкуса данного яблока и получения соответствующих содержащихся в яблоке полезных веществ. А вот регулирующий уличное движение инспектор ГИБДД, задерживающий движение по одной из улиц перекрестка и одновременно разрешающий проезд по поперечной улице, оказывает данную услугу сразу нескольким водителям, проезжающим по этой улице. Выгода от возможности проехать по ней, полученная одним экономическим субъектом, не означает невозможности извлечь точно такую же выгоду от того же самого движения регулировщика остальным водителям, проезжающим по той же самой дороге. Таким образом, услуга регулирующего дорожное движение инспектора ГИБДД оказывается неконкурентной в потреблении водителями автотранспорта, проезжающими по данной улице.
Следующим принципиальным критерием разграничения различных видов благ является исключаемость из потребленияразличных товаров и услуг. Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом пользования которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо. Вернемся к тому же яблоку. Ясно, что оно является и исключаемым из потребления всех возможных его потребителей.
Если же благо не обладает хоть в какой-то степени исключаемостью из потребления, сама проблема его распределения может стать неактуальной. Вместо этого на первый план выходит проблема обеспечения им возможных потребителей, поскольку существенным свойством неисключаемых из потребления благ является невозможность (или высокая стоимость) запрещения кому-либо участвовать в потреблении подобных благ. Это сильно затрудняет производство и реализацию таких благ на обычных рыночных началах. Следовательно, настоятельная потребность в неисключаемых благах приводит к необходимости поиска иных путей обеспечения ими всех желающих. Традиционным примером таких благ являются услуги органов охраны правопорядка. Тот уровень защиты личных и общественных прав, который обеспечивается данными органами на данной территории в данное время, распространяется на всех находящихся в данном месте (в данной стране и т.п.), и потребление этих услуг каким-либо лицом ничуть не препятствует остальным получать те же самые услуги. Равным образом отсутствие должного правопорядка будет распространяться на всех данных субъектов, страдающих от этого. Конечно, одного конкретного человека можно, например, выдворить за пределы конкретной страны, в результате чего он лишится услуг органов власти, ответственных за охрану правопорядка. Но это исключение, как известно, лишь будет подтверждать общее правило: ведь все оставшиеся будут продолжать беспрепятственно получать данные услуги, а выдворить все население, по крайней мере экономически, нецелесообразно. Способы же получения необходимых для финансирования деятельности правоохранительных органов средств, разумеется, отличаются от рыночных.
Итак, мы выявили как минимум четыре класса экономических благ, различающихся по своим принципиальным характерным признакам. Результаты этого анализа сведены в простую матрицу 2x2:
Рис. 1 – Виды благ
Конечно, это лишь первое приближение к пониманию различий в основных характеристиках экономических благ. Но уже оно дает представление о многомерности «мира благ» и необходимости в связи с этим различать особенности способов координации экономической деятельности, обеспечивающей потребителей этими различными видами благ.
Обратимся далее к конкретным характеристикам различных, определенных таким образом, видов благ. Очевидно, что конкурентные и одновременно исключаемые блага обладают свойствами, делающими их максимально приспособленными для обращения в рыночном кругообороте.Именно поэтому подобные блага называют частными.Потребление данного частного блага каким-либо экономическим субъектом делает практически невозможным для всех остальных субъектов потребление этого же блага в том же отношении без разрешения его владельца. Более конкретный и подробный анализ мог бы выявить не только два полюса в наличии свойства конкурентности — 100% и 0%, — но и весь спектр промежуточных значений — от полной (или стопроцентной) конкурентности через высокую (преобладающую) конкурентность в сочетании с некоторой неконкурентностью до низкой конкурентности с соответствующей высокой неконкурентностью и, наконец, полной неконкурентности*различных конкретных благ. Но в данном случае достаточно провести границу между благами с высокой и низкой конкурентностью.
К частным благам мы можем отнести блага с высокой конкурентностью в потреблении, достаточной для того, чтобы сосредоточить в руках потребляющего их субъекта основную часть из набора полезных свойств подобного блага. Аналогичным образом можно поступить и со второй их рассматриваемой характеристикой. Здесь черту можно провести между высокой и низкой исключаемостью в потреблении. Частными при этом будут считаться блага с высокой исключаемостью, достаточной для того, чтобы воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам, не являющимся владельцами данного блага, участвовать в его потреблении. Точнее будет сказать, что воспретить остальным лицам потреблять частное благо можно с достаточно низкими издержками, и чем выше исключаемость блага, тем ниже — разумеется, при прочих равных условиях — уровень подобных издержек запрета.
Теперь рассмотрим противоположное сочетание ключевых характеристик потребления благ. В отличие от чистых частных благ чистыми общественнымибудут считаться такие блага, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означает, что предельные издержки предоставления подобного бяага каждому дополнительному потребителю (после первого) равны нулю. Например, рождение еще одного жителя страны нисколько не увеличивает расходы на государственную оборону.
Низкая же исключаемость общественных благ означает, что подобные блага вполне могут, да и чаще всего действительно потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из владельцев не может (а точнее, недостаточно материально заинтересован) воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным экономическим субъектам.
Таким образом, два противоположных полюса двумерной шкалы сопоставления конкурентности и исключаемое™ благ в потреблении занимают чистые частные и чистые общественные блага. Но «мир благ» к этому не сводится. Кратко охарактеризуем промежуточные варианты сочетания данных двух свойств в их различных пропорциях. Высокая конкурентность в сочетании с низкой исключаемостью дает общие (совместно потребляемые)блага. Из истории нам известно немало их примеров: общинные земли, леса, воды и т.п. В современном мире подобных благ осталось уже не так много — можно привести в качестве примера общественные парки для отдыха, общественные водоемы с рыбой и иными продуктами подводного мира и т.д. Причиной сокращения числа общих благ служит именно высокая их конкурентность: на всех их часто просто не хватает (пойманная кем-либо в таком озере рыба уже никому другому не достанется), и поэтому здесь действует давно установившееся правило «primus veni, primus occupavi» — «первый пришел, первый занял» со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Иногда общие блага называют также коммунальными.
Обратная ситуация возникает в случае низкой конкурентности, но достаточно высокой исключаемое™ благ. Здесь реально возможен контроль собственника над процессом потребления подобных благ, хотя такой процесс часто протекает в различных коллективных формах. Поэтому подобные блага часто называют исключаемыми общественными.
Последнее определение наводит на мысль, что все-таки не исключаемость выступает в качестве решающего критерия при выделении общественных благ в особую группу, хотя она чаще бывает источником практических проблем и поэтому иногда кажется более важной экономистам с прагматичной (позитивистской) методологической ориентацией (но единодушия в этом вопросе нет). Все же возможность распространять выгоду от потребления неконкурентных благ на дополнительных экономических субъектов с практически нулевыми предельными издержками имеет более существенное значение, тем более что под эту характеристику подпадает такое важное в современных условиях благо как информация.
В итоге мы можем свести полученные результаты в схему (рис. 2). В отличие от матрицы с ее простой группировкой признаков вертикальная и горизонтальная протяженность этой схемы будет разделяться на общие по качеству отрезки измерения (например, от 0 до 100% — как области на графике).
Рис. 2- Свойства и виды общественных благ
Проблема «безбилетника»(или неплательщика) возникает, когда один из экономических субъектов может получить выгоду от действий другого субъекта, не оплачивая ее. Фактически это свидетельствует о наличии положительных внешних эффектов, плохо поддающихся интернализации. Если с этой точки зрения рассматривать возможность обеспечения производства неисключаемых благ, то окажется, что в сущности никто из потенциальных потребителей, несмотря на свою заинтересованность в потреблении таких благ, не будет склонен оплачивать это потребление. Ведь заплативший за данное неисключаемое благо потребитель не получает никаких преимуществ перед незаплатившим. При этом обычные рыночные сделки теряют свой смысл: если я не могу помешать другому потреблять данное благо просто так, то как же мне его заставить купить это же благо? Иначе говоря: если я не могу в данном положении эффективно защитить свое право собственности от посягательств на него посторонних лиц, то как тогда вынудить кого-нибудь заплатить за приобретение такого слабомощного права деньги? Ясно, что ни одной сделки по купле-продаже подобного блага в обычных условиях не состоится.
Таким образом, потребность в чистых общественных благах ставит перед экономикой две проблемы: как достичь экономически эффективного объема производства таких благ и как обеспечить их производство при наличии «безбилетников».
Спрос на общественные блага не во всем идентичен спросу на частные блага. Прежде всего, каждый потребитель не может произвольно изменять количество используемого им общественного блага, а вынужден потреблять данное количество целиком. Например, все жители данной страны пользуются одним и тем же количеством военных самолетов, защищающих их от внешнего нападения. Очевидно, что у всех потребителей эти индивидуальные количества равны:
Q , = q1[1] = q[2]= =qn
Где
Q -общий объем предложения данного общественного блага, равный со-циальному количеству общественного блага;
q - количество данного общественного блага, потребляемое /-м потребителем (/= 1, 2, ..., и).
Далее, все потребители получают определенную выгоду от потребления общественного блага одновременно. Следовательно, предельная общественная вы- года от потребления дополнительной единицы общественного блага складывается из суммы всех предельных выгод его потребления:
где MSB — предельная социальная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага,
MB.— предельная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага, полученная /-м потребителем (/= 1, 2, ..., п).
Рис. 3 – Спрос на общественное благо
Таким образом, общая кривая спроса на общественное благоможет быть получена путем не горизонтального, а вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, выражающих индивидуальную готовность каждого из потребителей оплатить данное количество общественного блага в соответствии со своей индивидуальной выгодой отпотребления этого блага.
На рис. 3 общая кривая спроса D на объем Qs данного общественного блага получается (в простейшем случае) в результате вертикального сложения двух кривых индивидуального спроса dx и dv причем цена Р$, которую данное общество готово заплатить за данный объем Q, складывается из индивидуальных цен Р и Р потребителей:
Р, = Р1+ Р2
Для достижения эффективного использования ресурсов общественное благо должно производиться в таком объеме, при котором, по обычному правилу принятия оптимальных экономических решений, предельная выгода от потребления блага равна предельным издержкам выпуска данного блага.
Таким образом, существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага,который обеспечивает наибольшую эффективность использования ресурсов. Он может быть определен по формуле
MSB(QS)— предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве Qs;
MC{QS) — предельные издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве Qs
Итак, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно производиться в таком объеме, чтобы предельная общественная выгода от потребления данного объема стала равной предельным издержкам выпуска дополнительного количества данного блага до общего объема выпуска Qs. Другими словами, данное общественное благо должно выпускаться до такого количества Qs, пока общественная (напомним, суммарная) готовность оплатить это количество (в размере Ps) не станет равной предельным издержкам выпуска этого количества данного блага (в размере MC(QS)). Для определения этого объема нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общественного блага.
Рис 4. -
Напомним, что исключаемые общественные блага одновременно являются неконкурентными и исключаемыми. В отличие от чистых общественных благ доступ к ним легко ограничить. Следовательно, несмотря на то что их потребление происходит коллективно, проблемы «безбилетника» в таких случаях не возникает. Это означает, что исключаемые общественные блага могут производиться и нередко действительно производятся в частном порядке, без привлечения государственных институтов. Типичным примером рыночного обеспечения исключаемыми общественными благами является шоу-бизнес, процветающий во многих странах.
Существует довольно много благ, имеющих некоторые характеристики общественных. Степень неконкурентности их потребления может быть различной в разных условиях, это же относится и к степени их исключаемости.. Многое здесь зависит от характера рыночных условий, в том числе от развития рыночной инф-раструктуры, и от уровня развития соответствующих технологий. Такие блага на-зывают условными общественными благами. Вопределенных случаях они также могут приобретать необходимую степень исключаемое™, с тем чтобы их производство и продажа стали возможными для рыночного сектора экономики.
Например, некоторые из условных общественных благ становятся конкурентными в потреблении при достижении определенного объема таких благ, приходящегося на одного потребителя — или, что то же самое, когда количество потребителей данного объема таких благ превысит определенную пограничную величину или величину перегрузки.После этого предельные издержки, приходящиеся на каждого следующего потребителя данного объема блага, становятся выше нуля. При этом предельная выгода для каждого следующего потребителя начинает снижаться. Если такие блага приобретают достаточную исключаемость для установления цен на них, уровень цены может быть использован для регулирования количества потребителей такого перегружаемого общественного блага.Типичный пример таких благ — общественные помещения: библиотечные, лекционные и т.д. Они используются без проблем при количестве потребителей (читателей, слушателей и т.д.), не превышающем их нормальную вместимость, которая и является величиной перегрузки. Дорожное движение также сильно осложняется после достижения определенного числа одновременно проезжающих по данной дороге автомобилей вплоть до возникновения «пробок».
Еще одним интересным способом подключения рыночного механизма к производству условных и исключаемых общественных благ является объединение потребителей таких благ в специально создаваемые для этого организации — клубы.Они выступают во внешнем, вполне «рыночном» мире как обычные покупатели подобных благ, а во внутренней сфере ограничивают доступ потенциальных потребителей к подобным благам, обусловливая его необходимостью вступления в ряды членов клуба, одновременно сокращая индивидуальные затраты таких членов на получение подобных клубных благ.
Вопределенных случаях даже обладающие крайне низкой исключаемостью чистые общественные блага могут производиться и продаваться в частном секторе экономики. Для этого применяется прием, называемый пакетированием (увязыванием).Суть его заключается в объединении подобного чистого общественного блага с другим благом, обладающим достаточной степенью исключаемости, в единый набор, пакет, для участия всего пакета в рыночных сделках. Классический пример пакетирования, исследованный Рональдом Коузом, — частное владение маяками в Англии в XVII—XIX веках, когда маячные пошлины собирались в портах при оказании судам портовых услуг.
Во всех остальных случаях, и прежде всего когда степень исключаемости общественных благ недостаточно высока для их производства в частном секторе экономики, они могут производиться в государственном секторе, а издержки их производства при этом покрываются из налоговых поступлений. Это позволяет избежать последствий проблемы «безбилетника». Невозможность обойтись без государства в данном случае признается экономистами даже самых крайних либеральных взглядов. Однако далеко не все производимые (или обеспечиваемые) государством блага являются чистыми общественными благами. Многие из них обладают уровнем исключаемости, достаточно высоким для того, чтобы их производство (и последующая продажа) стало возможным и в частном секторе, а некоторые вообще представляют собой чистые частные блага. Тем не менее они также производятся в государственном секторе по разным причинам. Одна из них — высокий уровень положительных внешних эффектов от таких благ, который при их выпуске в частном секторе приводит к их устойчивому недопроизводству. Примером таких благ могут послужить здравоохранение и образование.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что производство благ в государственном секторе вовсе не означает автоматического достижения экономически эффективного объема их выпуска, хотя оно и является часто наиболее целесообразным способом обеспечения такими благами потребителей.