Характеристика транспортных тарифов, применяемых на различных видах транспорта

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляют с помощью транспортных тарифов.

Грузовые и пассажирские тарифы представляют собой систему ставок, по которым с грузовладельцев и пассажиров взимается плата за предоставленные им транспортные услуги

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать: транспортному предприятию - возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли; покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности.

На железнодорожномтранспорте применяется «Прейскурант № 10-01. Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами (Тарифное руководство № 1)»

Для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок и скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, на конкретные грузы. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок, в различные периоды года добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные тарифы применяют при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за подачу и уборку вагонов, за их дезинфекцию, за экспедирование грузов, за погрузочно – разгрузочные работы, а также за ряд других операций.

Основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов на железной дороге:

Ø Вид отправки (маршрутная, повагонная, контейнерная, малотоннажная (до 25 тонн и объемом дот полувагона), мелкая (до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости вагона)).

Ø Скорость перевозки.

Ø Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние – при перевозках грузов грузовой или большой скоростью, либо за действительно пройденное расстояние – в случае первозки негабаритных грузов или перевозки груза пассажирской скоростью.

Ø Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза.

Ø Принадлежность вагона или контейнера.

Ø Количество перевозимого груза.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки используют следующие виды тарифов:

ü Сдельные тарифы за перевозку грузов;

ü Тарифы за перевозку грузов на условиях платных авто – тонно – часов;

ü Тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

ü Тарифы из покилометрового расчета;

ü Тариф за перегон подвижного состава;

ü Договорные тарифы.

На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:

o расстояние перевозки;

o масса груза;

o объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля;

o грузоподъемность автомобиля;

o общий пробег;

o время использования автомобиля;

o тип автомобиля;

o район, в котором осуществляется перевозка.

Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля.

При расчете по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег.

Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозки грузов по районам. Корректировки в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладываются себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить у пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.

На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке.

Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В международном линейном судоходстве наряду с договорными ставками применяют тарифы линейных конференций судовладельцев. Каждая такая конференция вырабатывает свой тариф. Предлагаемые ими ставки ниже тех , которые могут предложить судовладельцы, не являющиеся участниками конференций. Ставки в тарифах устанавливаются иногда в процентах от стоимости особо ценных грузов, в основном же – за единицу веса или объема, причем основной особенностью является право линейного перевозчика на выбор применения весовой или объемной ставки тарифа по принципу «что дает наибольший фрахт для судна».

Линейные суда перевозят в основном мелкие партии грузов от большого числа отправителей к большому числу получателей, линейные компании принимают грузы задолго до подхода судна и хранят их на своих складах, организуют и оплачивают погрузку и выгрузку, стоимость этих услуг включаются в плату за транспортировку.

В современной практике конференции судовладельцев разработали две системы льготных ставок для постоянных клиентов: систему отсроченных скидок с фрахта разных размеров в пределах 10 % общей суммы фрахта и метод так называемой контрактной системы, по которому отправитель груза подписывает контракт с обязательством перевозить грузы на судах компаний – участников конференций. Скидку отправитель получает немедленно или пользуется скидкой на перевозку по сниженным тарифным расценкам. Скидка с фрахта выплачивается только тому грузоотправителю, который указан в коносаменте.

Если ставки фрахта при трамповом сообщении устанавливаются по соглашению сторон и имеют в основе своего формирования спрос и предложение, то линейные тарифы представляют собой издержки судовладельцев линейного флота.

Фрахт представляет собой вознаграждение, выплачиваемое перевозчику за безопасную и сохранную перевозку и доставку грузов. Он выплачивается только в случае такой перевозки и доставки. Если грузы утрачены в процессе перевозки, фрахт не оплачивается. В трамповом сообщении ставку фрахта определяют при заключении чартера в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка.

Фрахт, выплачиваемый по коносаментам, рассчитывается по весу, размерам или в процентах от стоимости товаров. Судовладелец в праве выбирать способ расчета, наиболее благоприятный для него. В зависимости от условий договора, фрахт исчисляется и оплачивается за единицу массы (веса) иди объема (меры), либо в виде общей суммы за рейс, на которую зафрахтовано судно.

Фрахт платит то лицо, с кем перевозчик заключил договор фрахтования или договор перевозки по коносаменту. Фрахт оплачивается за количество груза, доставленного и сданного судном в пункте назначения, а иногда по количеству груза, принятому в пункте отправления перед погрузкой на судно. Кроме того применяется метод расчета фрахта по коносаментной массе с предоставлением фрахтователю скидки с фрахтовой ставки в размере 1 – 2 %.

Право на получение фрахта возникает у судовладельца после выполнения им своих обязательств перед фрахтователем. Этот момент не обязательно совпадает с фактическими сроками платежа. Фрахт может быть выплачен как в порту назначения, так и в порту отправления в соответствии с условиями заключенного договора морской перевозки. Никакие обстоятельства, в том числе и гибель судна или груза, происшедшие не по вине перевозчика, не дают судовладельцу права на получение фрахта, если груз не доставлен по назначению.

На воздушном транспорте действуют единые, дифференцированные по расстояниям перевозки, грузовые тарифы. Они не зависят от типа самолета и рода груза. Пассажирские тарифы зависят от типа воздушных судов, дальности полета и уровня (класса) предоставляемых услуг.

Плата за авиафрахт обычно исчисляется по весу в килограммах. При этом вес округляется на 0,5 кг в большую сторону. Когда отношение объема и веса превышают 6, плата взимается исходя из объема груза.

На трубопроводном транспорте тарифы устанавливаются в виде расчетных ставок по каждому трубопроводу.

Наши рекомендации