Сущность глобализации логистики
Одной из основных тенденций развития макрологистических систем в мире является глобализация. Эта тенденция отражает, с одной стороны, глобализацию рынков сбыта ГП, производства, снабжения МР, рабочей силы, капитала, которые характерны для крупных транснациональных корпораций, с другой — создание и развитие глобальных межгосударственных транспортно-логистических, телекоммуникационных, дистрибутивных и других макрологистических систем.
Основными движущими силами глобализации в логистике являются:
• экономический рост;
• перспективы развития глобальных логистических цепей (каналов);
• регионализация;
• экспансия технологий;
• дерегулирование.
Тенденция экономического роста и подъема — характерная черта послевоенного развития экономики многих стран. Отличительными признаками ее являются: расширение рынков за пределы национальных границ, продуктовая экспансия, рост экспорта и импорта, рост ВНП, географическая иммиграционная экспансия, более эффективное производство и возрастающий уровень жизни населения большинства стран.
Экономический рост в индустриально развитых странах приводит к увеличению логистической производительности и эффективности особенно для экспорта товаров. Поиск новых резервов роста и обострение конкуренции вызывают стремление многих фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран.
Международное разделение труда и кооперация привели к созданию большого количества транснациональных компаний, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы, прежде всего, в дистрибьюции товаров. Перспективы развития глобальных логистических каналов связаны прежде всего с увеличением отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логистических посредников в других странах, лучшими финансовыми и другими условиями. Созданию межгосударственных логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экс-педиторские фирмы, страховые компании, а также глобальные телекоммуникационные сети, о чем уже упоминалось ранее.
Важную роль в глобальной логистике играет фактор регионализации. Региональные аспекты логистики можно рассматривать как на уровне одной страны (что подробно будет освещено далее), так и на уровне нескольких стран, расположенных в непосредственной близости друг от друга, как правило, имеющих общие границы в определенной географической зоне. Известны многочисленные примеры успешных макрологистических региональных структур и систем, например, для стран Бенилюкса, ЕС, США и Канады, Юго-Восточной Азии. Региональный фактор усиливает тенденцию глобализации за счет таких аспектов, как сходство политических систем и экономического уровня стран, входящих в регион; близость социального уклада жизни, традиций, исторических корней; миграции населения; единых источников энергии, сырьевых ресурсов; единой транспортной системы и дорожной инфраструктуры; единых телекоммуникаций; отсутствия таможенных и торговых барьеров и т.д.
Движущая сила технологий проявляется в глобализации ЛС путем взаимного быстрого проникновения современных технологических решений, «ноу-хау», проектов, научных исследований в экономику большинства развитых стран. Практически ни одна страна не может получить долговременной выгоды за счет использования новых технологий, так как они быстро становятся достоянием других стран (компаний), минуя национальные границы в сильно интегрированном мировом экономическом и информационном пространстве.
Существенное значение для продвижения глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования, проводимые многими странами, в частности, ЕС, США и Канады в части снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, экономических, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают обмен и движение капитала, товаров, людей, информации через национальные границы.
В то же время нельзя говорить о том, что все барьеры на пути развития международной логистики в настоящее время сняты. Существует достаточно много ограничений, торговых, финансовых, таможенных и других барьеров, обусловленных различным причинами, в том числе различными политическими системами, разным экономическим и социальным уровнем развития стран, различным жизненным уровнем и т.д. Подобные барьеры существуют, например, между странами ЕС и Восточной Европы, ЕС и Россией, США и ЕС, США и Мексикой, странами ЕС и Центральной Азии, США и Японией и т.д. Кроме того в глобальной логистике необходимо учитывать международную конкуренцию, ограничения на дистрибутивные сети транснациональных корпораций и т.п. Менеджмент в глобальных макро- и микрологистических системах должен учитывать эти факторы для успешного продвижения международной логистики.
На схеме (рис. 1) указаны три группы барьеров в развитии глобальной логистики. Рыночные барьеры отражают конкурентную борьбу за источники дешевых сырьевых ресурсов, энергии, рабочей силы, а также за рынки сбыта товаров.
Рис. 1. Барьеры в глобальном логистическом менеджменте
Эти барьеры устанавливаются и поддерживаются как крупными компаниями за счет ценовой политики, информационных барьеров и т.п., так и за счет протекционистской государственной политики и законодательства.
Финансовые барьеры связаны с налоговой, таможенной, торговой политикой государства, ограничениями ввоза капитала, нормой банковского процента и т.п. Близкими к ним являются барьеры в дистрибьюции товаров фирм-конкурентов из других стран, из которых наиболее важными являются транспортные, таможенные и торговые.
Большое значение для развития глобальной логистики имеют «международные канальные посредники», к которым обычно относятся: международные экспедиторы; транспортные компании; компании по управлению экспортными операциями; внешнеторговые компании и представительства; брокерские и агентские фирмы; компании по упаковке товаров в экспортно-импортных операциях; порты и другие.
Особая роль среди канальных посредников в глобальных ЛС принадлежит международным транспортно-логистическим фирмам. Обычно они выполняют большое количество логистических активностей в глобальных каналах и системах, к основным их которых относятся:
- квотирование грузовых отправок или других УДЕ в международных перевозках;
- букование грузовых мест и грузовместимости транспортных средств;
- подготовка коммерческих и таможенных документов;
- получение экспортных лицензий;
- осуществление экспортного декларирования для грузоотправителей;
- подготовка сертификатов, ветеринарных и других свидетельств;
- подготовка и получение консульских инвойсов;
- подготовка товарно-транспортных документов, погрузка, разгрузка, проверка отгрузочных документов, взвешивание, упаковка и другие операции;
- страхование;
- оплата за перевозки, расчеты с клиентами;
- получение приходных документов;
- представление документов в банк или экспедирование их в заданный пункт назначения;
АОО - предоставление складских услуг (букование) в порту, грузовом терминале;
- осуществление интермодальных перевозок;
- предоставление собственных транспортных средств, трейлеров, контейнеров;
- сбор и получение денег для грузоотправителей и другие операции.
Большинство крупных международных транспортно-экспедиторских фирм, таких например, как «Shenker», «TNT EW», «ASG AB», «BTL», «Federal Express», «Scansped», сертифицировано стандартами ISO 9002, что свидетельствует о высоком мировом уровне качества оказываемых ими логистических услуг. Экспортно-импортные операции в глобальных ЛС, как правило, связаны с большим, чем в обычном логистическом менеджменте, объемом информации, более сложным документооборотом и требуют правительственного регулирования. Роль правительственных организаций в этой сфере (в частности, таможни) сводится к упорядочению и регулированию потоков экспортно-импортных грузов, защите потребителей, предотвращению контрабанды запрещенных к ввозу-вывозу товаров и протекционистской политике в отношении своих производителей, транспортных, экспедиторских и других компаний, участвующих в глобальных логистических цепях. Важное место в структуре глобальных ЛС занимают зоны свободной торговли (свободные экономические зоны).
Свободные экономические зоны играют роль катализаторов развития глобальной логистики, примером чему являются Гонконг, Сингапур и др. Основными преимуществами их для глобального логистического менеджмента являются: хранение товаров и операции грузопереработки без таможенных формальностей; свобода выполнения функций логистическими посредниками; возможность консолидации/разукрупнения партий грузов перед импортом; сокращение логистических издержек; возможность перемаркировки и перезатаривания перед импортными операциями; поддержание необходимых логистическому менеджменту квот ГП; тестирование товара потребителями перед импортом; реэкспорт товаров без уплаты пошлин и налогов; хранение товаров в зоне без обязательной идентификации.