Жизненный цикл продукции. Петля качества

Из термина «управление качеством» видно, что необходимый уровень качества продукции должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться.

Устанавливается необходимый уровень качества на стадии исследования и проектирования на основе анализа лучших научно- технических достижений в нашей стране и за рубежом, чтобы удовлетворить потребности народного хозяйства с наименьшими затратами. Управление качеством на этой стадии имеет особо важное значение, так как именно здесь формируются и рассчитываются основные технико-экономические и эксплуатационные показатели будущей продукции, которые заложены в конструкторско-технологической документации

Обеспечивается качество продукции на стадии изготовления. Качество продукции определяется качеством нормативной документации на изготовление продукции, оборудования, оснастки и инструмента, получаемого сырья, материалов и комплектующих изделий. Критерием оценки качества продукции на стадии производства служит степень соответствия фактических технико-экономических параметров изготовленного изделия его аналогичным параметрам, заложенным в проектной документации.

Поддержание качества изготовленной продукции производится на стадиях обращения и реализации, эксплуатации и потребления. Качество обращения и реализации продукции складывается из качества хранения и транспортирования. Здесь важно сохранить уровень качества, который был обеспечен на производстве. На стадии эксплуатации осуществляется окончательная и более полная оценка фактического уровня качества продукции. Лишь потребитель в непосредственной эксплуатации может объективно и по достоинству оценить все преимущества и недостатки готового изделия. Критерием оценки качества в эксплуатации служит соответствие показателей качества изделия показателям, зафиксированным в технической документации, сопровождающей изделие, т.е. тем реальным потребностям, для удовлетворения которых оно создавалось.

Этапы формирования качества продукции

Петля качества (спираль качества) (согласно ИСО 8402 и словарю ЕОК) - концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Согласно определению, петля качества должна показывать, как, с помощью каких видов деятельности осуществляется влияние на качество на всех стадиях создания продукции. Однако в приведенной формулировке эти виды деятельности не указаны, а без них такое определение слишком неопределенно, и его невозможно изобразить в виде модели.

Петля качества- это модель воздействия системы качества на процесс создания продукции или оказания услуг путем последовательной реализации функций: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работ по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и их внедрение

Такая петля качества показывает, как «работает» система качества, в связи с чем ее целесообразно использовать при разработке системы качества для обеспечения ее четкого функционирования.

Основные этапы установления, обеспечения и поддержания качества представлены на рисунке 2. На рисунке 3 представлена петля качества услуги.

Петля качества – это замкнутая последовательность мер, определяющих качество товаров или процессов на этапах их производства и эксплуатации. В стандарте 9000:2000 термин «петля качества» отсутствует.

Цепная реакция Деминга – это иллюстрация идеи о том, что требование улучшения качества не проходят даром. Выгоду получают все – и потребитель, получивший средство удовлетворения своих потребностей, и фирма-производитель, увеличившая прибыль, которую можно направить на развитие, и государство, собравшее больше налогов (рисунок ).

Жизненный цикл продукции. Петля качества - student2.ru

Рис.2. Этапы формирования и обеспечения качества продукции

(Петля качества)

Жизненный цикл продукции. Петля качества - student2.ru

Рис.3. Петля качества услуги

Наши рекомендации